Введение
Содержание
Заключение
Литература
В условиях рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников.
Одним из важных таких изменений стало введение в действие второй части Налогового Кодекса Российской Федерации. Вследствие его принятия принципиально меняется система налогообложения физических лиц, что неизбежно ведет к многочисленным вопросам и, соответственно, повышается вероятность возникновения ошибок, которые может допустить бухгалтер в процессе непосредственного применения этого кодекса в практической деятельности организации. Принятие второй части Налогового кодекса Российской Федерации радикально меняет традиционные подходы к расчетам заработной платы и ориентирует руководителя на решение вопроса уже не только с бухгалтерской, но и с управленческой точки зрения.
1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой Кодекс Российской Федерации. Это еще одно из тех немаловажных изменений, существенно влияющих на политику в области оплаты труда. Кодекс подробно регулирует трудовые отношения работника и работодателя, поэтому он имеет важное значение для бухгалтеров. Но даже знание нормативных документов не исключает возможности того, что бухгалтер при осуществлении расчетов по оплате труда, не допустит никаких ошибок. Поэтому и возникает необходимость в проведении в организации аудита расчетов по оплате труда, ведь учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета в организации.
Большие изменения коснулись и аудита, поскольку был введен в действие Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности», заменивший Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Поэтому можно сказать, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап развития аудита. Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни. Принятый закон важен как для аудиторов, так и для бухгалтеров.
Актуальность учета аудита расчетов по оплате труда в условиях рыночной экономики состоит в том, чтобы в процессе независимой проверки выявить возможные ошибки и нарушения, касающиеся области оплаты труда, которые организация может допустить при непосредственном осуществлении своей деятельности и на основании проведенной проверки дать оценку состоянию расчетов с персоналом по оплате труда в виде аудиторского заключения.
Цель дипломной работы является изучить этапы и последовательность проведения проверки расчетов по оплате труда и в процессе аудиторской проверки рассмотреть бухгалтерский учет расчетов по оплате труда.
Процесс достижения поставленных целей обусловил постановку и решение следующих задач:
1) изучение законодательных, нормативных и методических документов;
2) сбор и анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности;
3) разработка практических рекомендаций и направлений по совершенствованию бухгалтерского учета аудита расчетов по оплате труда в организации.
При проведении исследования рассматриваемой темы использовались следующие методы: метод сбора учетной информации, методы анализа, методы аудита.
В качестве объекта исследования было выбрано ООО «Северсталь-Втормет».
В настоящее время среди важнейших задач учета труда и заработной платы можно назвать следующие: своевременно (в установленные сроки) производить расчеты с персоналом по оплате труда (начисление заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки), своевременно и правильно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчисления органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составление необходимой отчетности, а также расчетов с Фондом социального страхования, Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации и др.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплатам социального характера. Кроме того, необходимо помнить, что за каждым расчетом подразумевается лицо, для которого заработная плата является основным и главным источником его жизнедеятельности, а для организации – это суммы затрат, прямо влияющих на конечный финансовый результат ее деятельности.
Исследования организации и методологии учета расчетов по оплате труда на промышленных предприятиях нуждаются в продолжении, в разработке новых методов учета для практического применения, исходя из задач финансового, управленческого и налогового бухгалтерского учета.
Изучение практики оплаты труда в организациях Московской области свидетельствует, что необходима разработка рекомендаций по совершенствованию системы оплаты труда на предприятиях, соответствующих современным условиям хозяйствования.
3,000 руб.
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда 1.1. Понятие оплаты труда, сущность и функции заработной платы 6 1.2. Методологические основы бухгалтерского и налогового учета расчетов по оплате труда в Российской Федерации 21
1.3.Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда 27
Глава 2. Организация и ведение бухгалтерского учета на ООО «Северсталь-Втормет» 2.1. Экономическая характеристика ООО «Северсталь-Втормет» 31 2.2. Порядок начисления основной и дополнительной заработной платы 35 2.3. Учет удержаний из заработной платы 44 Глава 3. Совершенствование бухгалтерского учета по результатам аудиторской проверки 3.1. Планирование аудита расчетов по оплате труда с персоналом 53 3.2. Проведение аудиторских процедур по существу 57 3.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъека по результатам проведения аудита 75 Заключение 78 Список использованной литературы 83 Приложения
3,000 руб.
Проводя аудит расчетов по оплате труда работников, необходимо определить направления проведения проверки и объекты аудита, это позволит правильно определить методику аудита и избежать дополнительных проверок.
В процессе поверки могут возникать несоответствия в фактических и учетных данных, это происходит из-за некомпетентности ответственных за расчеты по заработной плате лиц или умышленных нарушений. По этому в первую очередь необходимо установить причины нарушений и информировать заинтересованные органы.
В компетенцию аудитора входит устранение выявленных им несоответствий, следуя этому он дает рекомендации по устранению нарушений и помогает ответственным устранить их. Проверяющий по инициативе руководства может составлять программы по оптимизации и рационализации учета.
В современной России на стадии ее перехода к экономике рыночного типа специалист внутреннего аудита это не ревизор прошлых лет, состоящий на службе государства. Сегодня он советник собственника и предпринимателя.
Его задача не столько найти имеющуюся ошибку, сколько во что бы то ни стало объективно разобраться в ней, корректно изложить ее существо и предложить исчерпывающие меры к устранению.
Интенсивная и большая загрузка на производстве не позволяет руководящему персоналу пополнять экономические и правовые знания.
Еще проблематичнее в условиях жесткой конкуренции заняться учебой или семинарскими занятиями.
Поэтому консультации специалиста внутреннего аудитора можно рассматривать обучением на рабочем месте без отрыва от производства.
В экономически развитых странах аудитор – это как минимум дипломированный бухгалтер, поскольку во всем мире бухгалтерский учет считается деловым языком бизнесменов. В связи с этим базисному бухгалтерскому образованию отдается предпочтение.
В России идет интенсивная подготовка и переподготовка аудиторов и бухгалтеров – профессионалов.
Аудит заработной платы занимает одно из центральных мест в сиcтеме аудита, так как заработная плата является сложным учаcтков учета.
Проведенный анализ различных форм и аспектов оплаты труда подтверждает необходимость рассмотрения этой категории в макроэкономическом аспекте, когда оплата труда используется в качестве своеобразного социального индикатора, аккумулирующего как внутренние проблемы социальной сферы (прежде всего обеспечение приемлемых показателей уровня жизни населения), так и внешние глобальные экономические характеристики (в первую очередь поддержание устойчивости воспроизводственного цикла).
Учет труда и его оплаты это один из важных и сложных участков работы, требующий точных и оперативных данных, в которых отражается изменение численности работников, затраты рабочего времени, категории работников, производственных затрат. Учет труда и оплаты труда занимает одно из центральных мест во всей системе учета в организации. Оплата труда является основным источником доходов работников организации.
В условиях рыночной экономики необходимо увязать размер оплаты труда работников с их квалификацией, профессионализмом, степенью реализацией способностей с конечными результатами работы организации. Помимо этого, следует учитывать сегодня и недостаточный опыт организаций в финансовом учете имущественных долей работников приватизированного организации, использования методов подсчета дивидендов.
Оплата труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда. При этом доплаты и надбавки, а так же премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума. Рост производительности труда представляет собой важнейшую предпосылку экономического процесса в обществе.
Современный период характеризуется изменением структуры, форм и видов деятельности предприятий; ростом новых проблем в управлении; принятием эффективных решений.
Аудиторские проверки способствуют усилению контрольных функций бухгалтерского учета; обеспечивают достоверной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, прогнозирования хозяйственно-финансовой деятельности; принятия решений партнеров о сотрудничестве
Аудиторская деятельность направлена на уменьшение предпринимательского риска, так как наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность рынка функционирования капитала и дает возможность оценить и прогнозировать последствия принятия ряда решений в сфере экономики.
В целях усиления внутреннего контроля на предприятиях целесообразно создать службы внутреннего аудита. Кроме того, к задачам службы внутреннего аудита относится подготовка информационного обеспечения конкретных управленческих решений в сфере расчетов по оплате труда, с бюджетом и внебюджетными государственными фондами. Роль внутреннего аудита возрастает из-за включения в него оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой, составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. При этом эффективность внутреннего аудита оценивается не по количеству проведенных проверок и сумм выявленного ущерба, а по тому, насколько советы этой службы способствуют устойчивости финансового состояния.
В отличие от внутреннего аудита, внешний обеспечивает достоверность информации или результатов деятельности для внешних пользователей и тем самым позволяет им доверять информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.
Несмотря на отличия в функциях внутреннего и внешнего аудита, наблюдается координация в деятельности внутренних и внешних аудиторов, позволяющая избежать дублирования в работе и снизить затраты на осуществление проверки внешними аудиторами.
При аудиторской проверке расчетов по оплате труда, с бюджетом и внебюджетными государственными фондами наиболее существенными моментами являются реальность и санкционирование.
На начальной стадии аудита, начиная проверку, необходимо проанализировать существенность, то есть максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых бухгалтерских (финансовых) отчетах и рассматриваться как несущественная, не вводящая пользователей в заблуждение.
В ходе сбора доказательств, аудитор определяет способ проверки (сплошной или выборочный) и применяет тот или иной метод сбора доказательств с учетом того, чтобы достичь уровня существенности.
После предварительного аналитического обзора, оценки существенности и её влияния на проверку, составляется общий план аудита в соответствии с общими принципами проведения аудита предусмотренными Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».
Таким образом, рассмотрев и проанализировав тематику исследования дипломной работы, связанной с бухгалтерским учетом и анализом расчетов по оплате труда , социальному обязательному страхованию и обеспечению можно прийти к выводу, что контроль за полнотой начисления заработной платы ведется.
При анализе финансового состоянии организации было выявлено, что финансовая устойчивость организации имеет предпосылки к расширению финансово-хозяйственной деятельности. ООО «Северсталь-Втормет» в состоянии выполнять собственные обязательства. Расчеты финансовых коэффициентов показали, что за отчетный период у организации улучшилось финансовое состояние. Поэтому организации необходимо продолжить политику по улучшению своего финансового состояния.
Организации ООО «Северсталь-Втормет» необходимо наладить систему управленческого учета. Для развития деятельности необходимо привлекать специалистов, хорошо ориентирующихся в специфике торговли на том или ином рынке. При решении этой задачи нельзя следовать шаблонам: в зависимости от рынка и даже сегментов одного и того же рынка нужен, как правило, индивидуальный подход, то есть ориентация на разные каналы сбыта.
Организации можно посоветовать следующие мероприятия по улучшению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности организации:
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек производства;
- оптимизация количества персонала и обеспечение льгот для уволенных;
- продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
- применение прогрессивных технологий, механизация и автоматизация производства;
- совершенствование организации труда и т.д.;
Особое значение имеет непрерывное повышение квалификации работников финансовых служб, ответственных за принятие управленческих решений в области финансовой политики.
Организации ООО «Северсталь-Втормет» для осуществления контроля и своевременного учета по расчетам с оплатой труда, с внебюджетными фондами можно порекомендовать создание внутренней аудиторской службы.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).
5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп.)
6. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению"
7. Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
8. Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. NN 20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке
9. Пр. Минф. РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.)
10. ПБУ 1/98, "Учетная политика организации" Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н " (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.)
11. ПБУ 2/94, "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" Приказ Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167.
12. ПБУ 3/00, Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" Приказ Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н .
13. ПБУ 4/99, "Бухгалтерская отчетность организации" Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "
14. ПБУ 5/01 Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"
15. ПБУ 6/01 Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств"
16. ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н.
17. ПБУ 8/01, Условные факты хозяйственной деятельности" Приказ Минфина РФ от 25 декабрь 2001 г. N 26н ".
18. ПБУ 9/99 "Доходы организации" Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н (с изм. и доп. от 30 марта 2001 г.)
19. ПБУ 10/99, "Расходы организации" Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н (ПБУ 10/99) (с изм. и доп. от 30 марта 2001 г.)
20. ПБУ 11/00, "Информация об аффилированных лицах" (утв. приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н).
21. ПБУ 12/00 "Информация по сегментам" Приказ Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н .
22. ПБУ 13/00 "Учет государственной помощи" (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н)
23. ПБУ 14/00 "Учет нематериальных активов" (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н)
24. ПБУ 15/01, Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утв. приказом Минфина РФ от 2 августа 2000 г. N 60н)
25. ПБУ 16/02, Положение по бухгалтерскому учету «Информация о прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н).
26. ПБУ 17/02, Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 115-н).
27. ПБУ 18/02, Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 114-н)
28. ПБУ 19/02, Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002г. № 126-н)
29. Положение ЦБ РФ № 14 – П от 05.01.98г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»
30. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Утвержден приказом Министерством финансов РФ от 31 октября 2000г. N 94н)
31. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. (утв. приказом Министерства Финансов РФ от 13.06.96. № 49)
32. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Министерства Финансов РФ от 28.12.01. № 119н с изм. и доп.)
33. Безруких П.С.Бухгалтерский учёт: Учебник / А. С. Бакаев, Н. Д. Врублевский и др.; Под ред. П. С. Безруких. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. - 719с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).
34. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2007 год. Финансы и статистика, 2007г.
35. Вахрушина М.А Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 2006. - 533 с.
36. Волкова С.Л. Налоговый учет// Бухгалтерский учет, №2, 2008г.
37. Гетьман В. Г. Финансовый учет: Учебник / Под ред. проф. В. Г. Гетьмана. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 640с.: ил.
38. Гусев С.И. Учет основных средств // Экономика и жизнь,46,2001 г.
39. Ефремова А.А. Учетная политика. Содержание и формирование. М.: Книжный мир, 2006 г.- 386с.
40. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА- М., 2006.-640с.-(Серия «Высшее образование»)
41. Николаева С.А., Калинина Е.М. Профессиональный комментарий к бухгалтерской отчетности – М.:.Аналитика-Пресс, 2002г.- 247с.
42. Николаева С.А. «Налоговый учет в 2008 году» М.: АН-Пресс, 2008г.
43. Пипко В.А., Бережная В.И. «Бухгалтерский (финансовый) учет» М.: Финансы и статистика 2002г.
44. Палий В. и Р.Вандер ВилаЛ Управленческий учёт Под ред-.Палия В -М.:ИНФРА-М, 2007-480с.
45. Райан Б. Стратегический учет для руководителя/ Пер. с англ. под ред. В.А. Микрюкова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008. - 616с.
46. Скоун Т. Управленческий учёт: Пер. с англ./ Под ред. Н.Д. Эрнашвили. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. - 180 с.
47. Шеремет А. Д. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А. Д, Шеремета. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2007. - 512с.
48. Юцковский И.Д. «Учетная политика на 2008 год» М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007г.
3,000 руб.