Огромная роль государства и способность его регулировать не-которые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. "Видимая рука" правительства должна регулировать "невидимую руку" конкуренции, о которой писал А.Смит.
В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаяся к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступает место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись с 60-х годов. Государство все больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стратегия дала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии и многих других странах.
В силу этих обстоятельств государство становится предметом изу-чения экономической теории. Причем надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.
Государственное вмешательство в экономику объективно необхо-димо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто некого регулировать. Однако такая система на деле доказала свою неэффективность и несостоятельность.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи не-посредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике. Рыночная система — это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решении производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение.
Рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.
Этим и объясняется актуальность выбранной темы исследования.
Целью данной курсовой работы является изучение отечественного опыта управления и его оценка.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть государственный менеджмент в России.
2. Выявить систему управления экономикой в советский период.
3. Проанализировать современные проблемы управления экономикой и их решения.
1,200 руб.
Введение 3
1. Государственный менеджмент в России 6
2. Система управления экономикой в советский период 14
3. Современные проблемы управления экономикой и их решения 20
Заключение 38
Список литературы: 41
1,200 руб.
В заключение работы по итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Система государственного управления охватывает почти все сферы общественной жизни. Но определяющее значение имеют социальная и экономическая сферы. Одним из ключевых инструментов реализации управления социальной сферой является социальная политика государства, которая является важным звеном народно-хозяйственной структуры.
Механизмы и методы этого звена способны решать задачи, которые не под силу решать каким-либо иным структурам, в том числе рынку. Социальная политика призвана воспрепятствовать негативным последствиям рынка и тем самым обеспечить стабильность общества и улучшение материального положения различных слоев населения. Экономическая инфраструктура составляет материально-производственную базу всякого общества и государства и одну из важнейших сфера жизнедеятельности людей, где управленческие функции государства и государственных органов проявляется в наиболее отчетливой форме. Государство играет немаловажную роль в обеспечении нормативно-правовой основы субъектов экономической деятельности, соблюдении ими общепринятых правил игры в условиях рыночных отношений.
Принципы деятельности государственного управления и самой системы управления определяются потребностями и характером выполнения основополагающих функций управления материальными, культурными, научными, человеческими и иными ресурсами общества. В данном контексте одной из главных задач теории государственного управления служит научное обоснование средств оптимальной организации государственного управления для достижения общих для всего общества целей.
После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были, неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):
– крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;
– длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
– крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
– неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Макроэкономические условия проведения реформ определяются прежде всего кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий. Важнейшим элементом, создающим предпосылки для продолжения институциональных реформ, является проведение стабильной кредитно- денежной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение инфляции при одновременном создании благоприятных условий для осуществления инвестиций в российскую экономику, успешного функционирования отечественных предприятий. Налоговая реформа и бюджетная сбалансированность - одни из ключевых элементов экономической политики, направленной на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста. Сложившаяся налоговая система в целом выполняет свою главную функцию обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами, но в то же время не способствует в достаточной мере диверсификации экономики. Благоприятный налоговый режим не может полностью нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат). В то же время указанный режим должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, увеличив тем самым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.
1,200 руб.
1. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.). – СПС Гарант, 2005.
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.). – СПС Гарант, 2005.
3. Проблемы и перспективы. Развитие Федеративных отношений в России //«Независимая Газета» 20.01.98, с. 46.
4. Березин И. Рыночные механизмы в современной российской экономике //Вопросы экономики, 2001.-№11.с.17.
5. Яковлев С. Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике. //ЭКО, 2003, №3. с. 11.
6. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – М.: Соминтек, 2002, с. 34.
7. Селезнев А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России. //Экономист, 2003, №2.-с. 9-18.
8. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю. Управление персоналом в системе государственной службы. - М.: Юнити, 2003.
9. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Юридическая литература, 2003– 400с.
10. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография – М.: Изд-во РАГС, 2002.
11. Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее. //Гражданин и право, N 1, январь 2002.
12. Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2005. – 564с.
13. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
14. Глазунова Н.И. Система государственного управления. – М.: Зерцало, 2003.
15. Государственное управление: основы теории и организации. /Под ред. Козбаненко В.А. – М.: ЗАО ФИНПРЕСС, 2004.
16. Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе. //Государство и право. №108, 2003.
17. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. – М., 2003. - 464 с.
18. Демин А.А. Государственная служба. – М. Юнити, 2005. - 124 с.
19. Иванов В.П. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. – М.: Юридическая литература, 2003. - 410 с.
20. Игнатов В.Г. Государственная служба. – М.: Акалис, 2004. - 527 с.
21. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - M.: МЮИ МВД России. Щит-М, 2005. — 280 с.
22. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. – М.: Наука, 2004. – 214 с.
23. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
24. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2004. - 440 с.
25. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
26. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити, 2004. - 301 с.
27. Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. – М.: БЕК, 2003.
28. Шамхалов Ф. Теория государственного управления – М.: ЗАО Экономика, 2002.
29. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. - М.: МП ТПО Квадрат, 2002. – с. 45.
30. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. - М: Норма – Инфра, 1999.
31. Лукашевич В.В. Основы менеджмента, - М. Юнити Дана, 2004.
1,200 руб.