Желанная беременность — это счастье для каждой женщины. Но, вместе с тем, беременность — это состояние новое, неизвестное, непривычное, и поначалу, возможно, пугающее. Эмоциональное и физическое здоровье беременной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и развитие ребенка.
В настоящее время все более актуальной становиться проблема патологического протекания беременности. Существует ряд факторов, способствующих изменению в нормальном состоянии будущей матери – это и экология, стрессы, и эмоционально-неустойчивое состояние будущих мам, и семейные проблемы в молодых семьях и многие другие факторы. Все это создает угрозу возникновения проблем в течении беременности или угрозу прерывания беременности.
Психология материнства - одна из самых сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения обоснована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с невысоким уровнем рождаемости, все увеличивающимся числом распадающихся семей, увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и, в первую очередь, женщине.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнств. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
В психологической литературе (преимущественно, зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией [Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. и др.], психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством.
Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышении научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.
Необходимость изучения психологии материнства и подготовки снециалистов в этой области обусловлена также бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отношений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетически ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной научной рефлексии как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррекции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где активно развивающийся социальный запрос на такого рода психологические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.
В нашей работе мы исследовали ценностные ориентации женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности. Данный вопрос, так же как и проблема материнства в целом, также требует дополнительного рассмотрения и структурирования имеющихся данных. Именно неразработанностью этого вопроса и обусловлен выбор темя нашего исследования: «Ценностные ориентации женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности».
“Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов”.
Целью нашей работы является изучение ценностных ориентаций женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности.
Предметом исследования: ценностные ориентации женщин, находящихся на разных сроках беременности.
Объект исследования – беременные женщины на разных сроках беременности с нормальным и патологическим протеканием беременности.
Гипотеза. В написании данной работы мы выдвинули два предположения: что ценностные ориентации женщин отличаются на разных сроках беременности и ценностные ориентации женщин с нормальным протеканием беременности отличаются от ценностных ориентаций женщин с патологическим протеканием беременности.
Под патологическим протеканием беременности мы будем подразумевать существующую у женщин угрозу выкидыша.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам материнства и ценностных ориентации личности;
2.выявить психологические особенности женщин, находящихся на разных сроках беременности и рассмотреть развитие беременности в норме и патологии;
3.определить содержание, структуру и онтогенез материнской потребностно-мотивационной сферы
4.провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций у женщин, находящихся на разных сроках беременности, что включает в себя диагностику ценностных ориентаций у женщин на ранних и поздних сроках беременности
5.на основании полученных теоретических и диагностических данных подобрать рекомендации по оказанию психологической помощи беременным женщинам, рассмотреть структуру и содержание коррекционной работы.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: исследование проводилось в одной из женских консультаций города с двумя группами беременных женщин – 7 человек с нормальным развитием беременности и 7 человек с патологией (угрозой выкидыша).
3,000 руб.
Актуальность, значимость и необходимость исследований, посвященных различным аспектам психологии материнства, определяется остротой демографических, экологических и социально-экономических проблем, с которыми сталкивается современная Россия.
Сегодняшняя ситуация характеризуется не только общим снижением рождаемости, но и прогрессирующим уменьшением доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышением показателей осложнений беременности Известно, что физиологическое течение беременности и родового акта, состояние плода и новорожденного во многом зависит от психологического состояния женщины во время беременности (Акимова К.В., 1988; Рымашевский Н.В. и соавт., 1990).
Кроме того, психологическое состояние женщины во время беременности, родов и первых лет жизни ребенка влияет на качество диадического взаимодействия и относится к числу факторов, определяющих психическое развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза (Скобло Г.В., Дубовик О.Ю., 1992). Растет число социальных сирот и детей, подвергающихся жестокому обращению в собственной семье, что, по-видимому, связано с особенностями недетоцентрированной родительской культуры в России, которая характеризуется низким безусловным принятием и пониманием эмоциональных проявлений ребенка его родителями.
Исследование влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребенка не является новым в психологии. Важность раннего общения матери и ребенка подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности и роды. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов.
На протяжении веков положение женщины в обществе и ее роль всегда связывались с материнством. Материнство выступает как особый вид деятельности - трансляция на индивидуальный уровень ценностей культуры.
Неизменность биологической основы материнства и социо-культурных функций ставит его вне сиюминутных социальных правил, норм, требований моды. Оно вечно архаично и вечно современно. В нем отдельный человек соединен со всей природой (воспроизводя вечный природный закон продолжения рода) и со всей культурой и историей, что и позволило материнству как явлению сохраниться в практически в неизменном виде (при изменениях таких явлений как семья, отцовство, родительство) на протяжении веков, сохраниться как универсальной социо-культурной и социально-психологической деятельности.
Трактовка понятия “ценностные ориентации” многосмысловая, это емкое и важное для жизни понятие. Составитель не случайно предлагает его определение из нескольких источников: возможно, у кого-то в фонде есть еще и другие, просмотрите энциклопедии, справочники и словари, может быть, вам будет важно сравнить и увидеть, что появилось нового в определении, что в нем изменило время.
В социальной психологии понятие “Ценностные ориентации” используется в двух значениях:
1. “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
2.способ дифференциации объектов по их значимости”.
Целью нашей работы было изучение ценностных ориентаций женщин с нормальным и патологическим протеканием беременности.
В написании данной работы мы выдвинули два предположения: что ценностные ориентации женщин отличаются на разных сроках беременности и ценностные ориентации женщин с нормальным протеканием беременности отличаются от ценностных ориентаций женщин с патологическим протеканием беременности.
Под патологическим протеканием беременности мы подразумевали существующую у женщин угрозу выкидыша.
В своей работе мы провели анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам материнства и ценностных ориентации личности, выявили психологические особенности женщин, находящихся на разных сроках беременности и рассмотрели развитие беременности в норме и патологии, определили содержание, структуру и онтогенез материнской потребностно-мотивационной сферы
Вторым этапом нашего исследования было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций у женщин, находящихся на разных сроках беременности - диагностику ценностных ориентаций у женщин на ранних и поздних сроках беременности. После чего, на основании полученных теоретических и диагностических данных были подобраны рекомендации по оказанию психологической помощи беременным женщинам и рассмотрена структура и содержание коррекционной работы.
Таким образом, мы выполнили поставленные в исследовании задачи, достигли поставленной цели и доказали предположения, выдвинутые в начале исследования.
3,000 руб.
1.Абрамченко В.В. "Активное ведение родов", Санкт-Петербург, издательство "Специальная литература", 1996 г., стр. 594-607.
2.Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.:, 1999 – 487 с.
3.Айламазян Э.К. "Акушерство", Санкт-Петербург, издательство "Специальная литература", 1997 год, стр. 109, 150.
4.Айламазян Э.К. Психика и роды. - С-Пб: АОЗТ "Яблочко СО", 1996. - 120 с.
5."Акушерство и гинекология", руководство для врачей и студентов, перевод с английского, дополненный, под редакцией САВЕЛЬЕВОЙ Г.М., Москва, издательство "Гэотар Медицина", 1997 год, стр. 112.
6.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
7.Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект пресс, 2000. – 288 с.
8.Андросова Е.Н., Овруцкая З.Л., Новицкий С.Н. и Марченко А.М. "Акушерство и гинекология", учебное пособие для учащихся медицинских училищ, Москва, издательство "АНМИ", 1995 год, стр. 9.
9.Андрэ Бертин Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. - МНПО "Жизнь", 1992.
10.Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М., МГУ, 1981. – С. 3-18.
11.Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск., 1989. -195 с.
12.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. –104 с.
13.Асмолов А.Г. О предмете психологии личности// Вопр. Психол. 1983. №3. С.118-125
14.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. –367с.
15.Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности// Вопр. Психол. 1979. №4. С.35-45.
16. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4
17.Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с.69 – 70
18.Бубнова С.С. Исследование индивидуальной структуры ценностных ориентации личности. М.: Изд-воИПРАН, 1991.
19.Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. - 1993.- т.14. - № 5. – С. 99-105.
20.Браун, Дж. и Диксон, Г. "Антенатальная охрана плода", Москва, издательство "Медицина", 1988 г., стр. 288.
21.Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Знание, М., 1984, 190с.
22.Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994
23.Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 150-151
24.Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 151-152
25.Бумм Эрнст, "Руководство к изучению акушерства", С.-Петербург, издание журнала "Практическая медицина", 1913 г. и 1910 г.(1-е издание), 680 стр.
26.Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций// Психол.журн. 1995. Т.16 №5. С. 35-48.
27.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. Уун-та, 1976. –143с.
28.ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т5. –368с.
29.Глэдинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. –736 с.
30.Годфруа Ж. Что такое психология: В2-х т. Т.2: Пер. с франц. –М.: Мир, 1992. –376 с.
31.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука. 1989. - С. 102-109.
32.Дик-Рид, Грантли "Роды без страха. Оригинальный подход к естественному рождению ребёнка", Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск, издательство "Питер", 1997 год, глава "О некоторых недоразумениях", стр. 332-340.
33.Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции.– М.:Рожана.– 1995,С.22.
34.Жаркин Н.А., Мирошников А.Е. Сладостные роды – мечта или реальность?// Нелекарственная терапия патологии репродуктивной системы человека. Материалы 3-й межобластной науч.-практ. Конференции.Т.53. Вып. 4. Волгоград.1997.с.25-27.
35.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат.- 1986.
36.Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. С. 3-12.
37.Лампэ, Л. Под ред. "Интенсивный родовой блок", Будапешт, издательство Академии наук Венгрии, 1979 г., стр. 15.
38.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981,558 с.
39.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с
40. Материнская потребностно-мотивационная сфера: струкутура и содержание. Материалы конф. по перинатальной психологии, СПб, 26-27 мая 1998
41.Мать, ребенок, семья: современные проблемы. Мат.Конф. «Мама – мой мир», СПб.,2000
42.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии,2000,№5, с.18-27
43.Мишель Оден Возрожденные роды. / Пер. с франц. - М:.ЦРК "АКВА", 1994. - 136 стр.
44."Многотомное руководство по акушерству и гинекологии", Москва, издательство "Медгиз", 1963 г., в 10 тт., т. 2, стр. 131.
45.Нарциссов Р.П. О материнстве. - Препринт АН СССР Пущино, 1983.
46. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. - М.: Мысль.-1966.-т.1.
47. Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности. Тезисы к III Всер. конф. по психотерапии, Москва, 21-27 июля 1998
48.Пестрикова Т.Ю. под ред. "Ведение беременности и родов высокого риска", Москва, издательство АО фирмы "Релакс", 1994 г., стр. 216.
49. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие. М., МГПУ, 1998 .
50.Семейные и внесемейные ценностные ориентации москвичей. // Материалы к Российской научно-практической конференции «Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы» (Липецк, сентябрь 1999 г.). / Отв. ред.: проф. А. И. Антонов, доцент В. М. Медков. М., 1999. С. 173–179.
51.Такман Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер. с англ. – М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002. – 572 с.
52.Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие.– М.:Жизнь и мысль, 1999.– 192с
53. Филиппова Г.Г.Развитие материнского поведения в онтогенезе. // Психология сегодня.Ежегодник Рос.психол.об-ва, т.2, вып.3,М.,1996, с.133
54.Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат.Росс.н-практ.конф., 26-28 нояб. 1996
55.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 1991.
56.Штеккель В. "Основы акушерства" в 2-х т, Москва-Ленинград, издательство биологической и медицинской литературы, 1935 г., т. 1, стр. 222, 157.
57.Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций // Моральные ценности и личность / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М.: МГУ, 1994. – С. 155-164.
58. «Хрестоматия по перинатальной психологии» под. ред. Васина А.Н.,М.2000.-С.385
59.Шмуклер А.Б. Психозы беременности// Проблемы репродукции,1995, №2, с 19-22
60. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность.// Человек, 1993, № 6, с.24-37
61.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
3,000 руб.