Введение
Переживаемый в настоящее время Россией сложнейший период социально-политических и государственно-правовых преобразований, нацеленный на становление подлинно демократического федеративного устройства, представляет собой весьма трудный многокомпонентный противоречивый процесс.
В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию определяются базовые принципы, без которых развитие Российского государства в XXI веке немыслимо, а именно: стабильная Конституция, эффективный федерализм, укрепление самоуправленческих начал, свободные демократические выборы, прочная законность, действенная независимая судебная власть.
Исходя из этих фундаментальных ценностей, предпринимается попытка совершенствования и дальнейшей институционализации важнейших, в рамках развитой демократии и правовой государственности, принципов федерализма. Это в первую очередь достигается путем рационального разграничения государственных функций между федеральной властью и полномочиями субъектов Федерации. Кардинальная перестройка ранее существовавшего политического и социально-экономического строя предопределила большую значимость преобразования государственно-правовой системы из унитарно-федеративной в реально федеративную при действенном разделении властей как по вертикали, так и по горизонтали. Суть проблемы заключается в том, что реализуемые на федеративном уровне сдержки и противовесы посредством разделения властей по горизонтали дополняются системой сдержек и противовесов, властных полномочий по вертикали между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Именно здесь принцип децентрализации политико-правовой власти по вертикали, причем без потери управляемости и контроля, характерный для развитых форм федерации, проявляется в полной мере. В данном контексте институты политической демократии и федеративного государственно-правового устройства, по сути дела, дополняют друг друга и включаются в единую фактическую и юридическую конституцию. Российская государственность нуждается в эффективных механизмах поддержания федеративной дисциплины и выработке конкретных мер воздействия на ее нарушителей. До сих пор отсутствует теоретически аргументированная и адекватно принимаемая в государственной практике концепция ответственности субъектов федеративных правоотношений.
Наша работа посвящена понятию и видам федераций, истории становления российской федеративной системы, проблемам и перспективам российского федеративного устройства.
Объектом в работе является теория и практика федерализма в России.
Предметом является конституционное законодательство РФ, решения Конституционного суда РФ, материалы научной и учебной литературы.
Целью работы является определение состояния российской федеративной системы, проблем ее функционирования и перспектив развития.
Задачи работы:
- дать общую характеристику федеративного государственного устройства.
- изучить историю российского федерализма.
- изучить виды федераций, принципы их построения.
- определить особенности построения российской федеративной системы.
- изучить проблемы российской федеративной системы.
- определить перспективы совершенствования российской федеративной системы.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.
3,000 руб.
Содержание
Введение 3
Глава .1 Федерация как форма государственного устройства. 5
1.1. Общая характеристика федеративного государственного устройства. 5
1.2. История российского федерализма. 14
Глава 2. Принципы функционирования федеративной системы. 21
2.1. Виды федераций, принципы их построения. 21
2.2. Особенности построения российской федеративной системы. 29
Глава 3. Российская Федерация – проблемы и перспективы. 40
3.1. Проблемы российской федеративной системы. 40
3.2. перспективы совершенствования российской федеративной системы. 43
Заключение 48
Список литературы 51
3,000 руб.
Заключение
Федерация - сложное по субъектному составу союзное государство. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. Но несмотря на это в федеративном государстве, как правило, существует одна неразделимая суверенная власть. Наличие в федерации отдельных государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями.
Выделяют различные виды федераций:
- дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
- национально-территориальные федерации;
- договорно-конституционные федерации;
- симметричные федерации;
- асимметричные федерации, т.е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.
Россия является федеративной республикой.
Вся история развития России представляет собой постоянный процесс противостояния двух противоположных тенденций: централизации и децентрализации государственной власти.
При выстраивании российской модели федерализма можно и нужно использовать зарубежный и исторический опыт федерального строительства. Анализ различных типов федеративного устройства, принципов взаимоотношений субъектов и центра позволит избежать многих ошибок в нашем государстве. Процесс построение федеративного государства – процесс медленный, постепенный, простирающийся на долгие годы.
И в настоящее время данный процесс продолжает существовать. Поэтому у России на современном этапе есть две перспективы развития: первая - построение унитарного централизованного государства (как результат проводимых в данное время реформ), вторая - создание федеративного государства с сильными субъектами (как результат начавшегося процесса объединения (усиления) субъектов Федерации, который повлечет за собой децентрализацию государства). Наличие унитарных и федеративных начал в России всегда создавало основу для противоречий.
При некоторых плюсах, которыми обладает унитарное государство, а среди них можно назвать равенство всех территорий в финансовой, социально-экономическом, ресурсном обеспечении, нам представляется все же данные тенденции неправильными. Равенство субъектов в полной мере соблюдается и при соблюдении принципа когерентности при построении федеративных отношений.
Как представляется нам, более перспективным, с учетом территориальных и многонациональных особенностей нашего государства, является построение полноценного федеративного государства с четким разделением предметов ведения федерального центра и субъектов федерации. Именно критерий определения предметов ведения, на наш взгляд, является ключевым к построению устойчивого государства. В ведении федерального центра должны оставаться те вопросы, решение которых обеспечивает целостность государства, общую безопасность а также решение тех задач, которые не по силам для отдельных субъектов. Те же вопросы, которые касаются внутренних, местных вопросов должны находится в ведении субъектов федерации и у федерального центра должны быть полномочия вмешиваться в них только в определенных законом исключительных случаях.
Проведение государственно-правовой политики по укреплению российской государственности, интеграции российской правовой системы принесло определенные позитивные результаты. За это время юридически и фактически было восстановлено единство страны, укреплена государственная власть, федеральная власть приблизилась к регионам. Была преодолена ситуация, когда отдельные российские территории находились вне пределов федеральной юрисдикции. Важный вклад в формирование единства правового пространства был внесен институтом полномочных представителей президента, Конституционным Судом, судами общей юрисдикции, Прокуратурой и Министерством юстиции. Не следует, однако, считать, что задача формирования единого правового пространства была решена полностью. Имеется еще немало случаев несоответствия актов субъектов Федерации и муниципальных образований федеральному законодательству, встречается немало примеров нарушения федерального закона в процессе правоприменения. В этом смысле важно повышать роль судов, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, обеспечивающих конституционность и законность на территории России.
Итоги, тенденции и перспективы развития России как федеративного государства свидетельствуют о сложном, но поступательном развитии нашего государства по пути утверждения основных ценностей федерализма. Поэтому весьма важно своевременно устранить складывающийся дисбаланс в разделении власти по вертикали, установить дополнительные правовые и институциональные гарантии эффективного и демократичного федерализма, адекватно отвечающего на проблемы и вызовы современности. Ответ на вопрос, будет ли это движение успешным в итоге, зависит от правильного выбора государственно-правовой политики России, ее верности гуманистическим идеалам, выработанным мировым и отечественным опытом и получившим закрепление в действующей Конституции Российской Федерации.
В настоящее время Россия находится в процессе формирования федеративных отношений, еще не все признаки федеративного государства развиты в полной мере. Представляется необходимым продолжение комплексной реформы в сфере федеративных отношений.
3,000 руб.
1. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.
2. Указ Президента Российской Федерации от 03.10.1994 N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 24. Ст. 2598.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 3. Ст. 336.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 19. Ст. 2320.
5. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина.-М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003.
6. Калина В.Ф. Федерализм: Понятие и конституционные принципы // Юриспруденция. 2002. N 1. С. 213 - 236.
7. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994. С. 26.
8. Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. N 5.
9. Комментарий к федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. А.Н. Черткова.-М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
10. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России: В 4 кн. М., 1993.
11. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города - государства Древней Руси. СПб.: Ленинградский университет, 1998. С. 173.
12. Монтескье. "О Духе Законов, или Об отношениях, в которых законы должны находиться". М.: Мысль, 1999. С. 215.
13. Дружикин Н.М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1933. С. 305.
14. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции РФ. М.: ЭКМОС, 2003. С. 9.
15. Родионов А.И. Исторические вехи развития федерализма в России в рамках формирования российской государственности // История государства и права, 2008, N 4.
16. Воронин А.В. История Российской государственности. М., 2003. С. 539.
17. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002. С. 284.
18. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Изд-во "Славянский диалог", 2000. - 655 с.
19. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. Кн. 1 / Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров. М.: Изд-во "Республика", 1992. С. 17.
20. Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. С. 11, 18.
21. Такую позицию отстаивает А. В. Ильин: Обществознание. Учебный курс для поступающих в вузы. 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. Д. И. Луковской и Е. Б. Хохлова. СПб., 2004. С. 151, 154-155 и след.
22. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2002. С. 447.
23. Подберезкин А. Международный опыт и особенности российского федерализма // http://www.nasled.ru
24. Дугин А. Г. Евразийский федерализм// Философия права. 2001. № 2. С. 77.
25. Ахмадеев А., Никитина Т. Современные взгляды на природу федеративного государства // http://vatandash.ufanet.ru/10_02/14.htm.
26. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2004.
27. Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского государства. М.: Изд-во "НОРМА", 2001.
28. Абдулатипов Р.Г. Опыты федерализма / Р.Г. Абдулатипов и Л.Ф. Болтенкова. М.: Изд-во "Республика", 1994. С. 20 - 25),
29. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006.
30. С. 24 - 38).
31. Фарукшин М.Х. Федерализм. Теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ, 2004.
32. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. Кн. 1 / Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров. М.: Изд-во "Республика", 1992.
33. Тихомиров Ю.А. Об институциональных аспектах федеративных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3.
34. Умнова И.А. Современная российская модель разделения власти между Федерацией и ее субъектами (актуальные правовые проблемы). М.: ИНИОН, 1996.
35. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. N 12.
36. Кокотов А.Н. Новая модель разграничения полномочий // Российский юридический журнал. 2004.N1.
37. Алешкова И.А. Проблемы законодательного регулирования субъектами Российской Федерации системы государственной власти / И.А. Алешкова, И.А. Конюхова // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3.
38. Лебедев А.Н. Федерализм в России: Политико-правовые теории, проекты федеративного переустройства. М.: МАЭП, 2000. С. 44.
3,000 руб.