Конституция России в ст. 2 провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а ст. 18 гласит, что права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, Конституция РФ в полном соответствии с международными актами о правах человека, с современными представлениями о правовом государстве поставила перед государственными органами задачу обеспечения охраны прав и свобод человека. Все без исключения государственные органы должны действовать во имя этой высокой цели. Но функции государства многогранны и они не ограничиваются охраной прав граждан, каждый государственный орган имеет свои специфические задачи. Поэтому из всей совокупности государственных органов необходимо специально выделить те, что непосредственно призваны осуществлять правоохранительную деятельность в качестве своей главной функции, как основное направление деятельности. Таким образом, эту группу органов объединяет выполнение ими правоохранительной деятельности.
Наша работа посвящена понятию и системе правоохранительных органов, судебным органам в системе органом, стоящих на охране закона.
Целью работы является определение понятия правоохранительных органов и субъектов этой системы.
Объектом в работе являются система правоохранительных органов РФ.
Предметом являются нормативные акты, регламентирующие порядок создания, функционирования и полномочия правоохранительных органов.
Структура работы: введение, четыре главы, заключение и список литературы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Система правоохранительных органов 4
Глава 2. Понятие правоохранительных органов 8
Глава 3. Судебная власть в системе правоохранительных органов 15
Глава 4. Прокуратура и милиция, их структура. 22
Заключение 25
Список литературы 27
1,200 руб.
Правоохранительные органы - это учреждения, органы, охраняющие совокупность установленных государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
К правоохранительным органам относятся органы внутренних дел, органы ФСБ РФ, таможенные органы и другие органы, осуществляющие борьбу с преступностью.
К правоохранительным органам не относятся суды и органы юстиции.
Судебная система России - это созданная в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" единая совокупность всех федеральных судов и судов субъектов РФ, находящихся во взаимосвязи между собой по выполнению задач судопроизводства.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности - прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации централизованной единой системой органов прокуратуры.
Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом о милиции и другими федеральными законами.
Милиция, осуществляя защиту вышеуказанных прав и интересов от преступных и противоправных посягательств, наделяется правом применения мер принуждения, которые не являются абсолютными. Необходимо отметить, что законодательно установлены границы (пределы) применения данных мер, которые регламентируются Законом о милиции, а также другими федеральными законами (подзаконные нормативные акты, а также законодательство субъектов Российской Федерации не могут содержать подобных ограничений).
Помимо милиции и прокуратуры в РФ существуют и другие органы охраны права: адвокатура, нотариат, служба судебных приставов, таможенная служба, ФСБ, пограничная служба.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:
1) либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений;
2) либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);
3) либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (ред. от 06.12.2007) //Российская газета от 22 декабря 2001 г. N 249
3. Федеральный закон от 22 марта 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // Собр. законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Собр. законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.
5. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 // Российская газета. 12.05.1993;
6. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 // Собр. законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1958.
7. Глазырин Ф., Клейн В. Реальность и мифы правовой реформы // Рос. юстиция. 2003. N 9.
8. Братчикова Н. Внебюджетные фонды правоохранительных органов // Юрист. 1999. N 1.
9. Щукин В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Рос. следователь. 2005. N 6. С. 57 - 58.
10. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учеб. М.: Зерцало, 2000.
11. Правоохранительные органы РФ: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 1999.
12. Савюк Л. Правоохранительные органы: Учебник. М., 2005.
13. Черников В. Полицейское законодательство: состояние и направления развития // Полицейское право. 2005. N 1. С. 35.
14. Черников В. Органы охраны правопорядка. М., 2005. С. 394 - 397.
15. Бекетов О., Опарин В. О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов Российской Федерации // Полицейское право. 2005. N 1. С. 49.
16. Ожегов С. Словарь русского языка / Под ред. Н. Шведовой. М., 1987. С. 169.
17. Правоохранительные органы (судоустройство): учебник // А.П. Гуськова, А.А. Шамардин.-М.: ИГ "Юрист", 2005.
1,200 руб.