Введение
Содержание
Заключение
Литература
Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости инвалидности и т.п.).
Роль социального обеспечения и его важнейшей составной части - социального страхования в условиях реформирования экономики России становления новых отношений в обществе значительно возрастает. Это связано прежде всего с необходимостью адаптации индивидов к принципиально изменяющимся условиям существования членов общества реструктуризации функций государства в вопросах трансфертных выплат обеспечения социальных гарантий и т.д.
В переходной экономике проблема развития и совершенствования системы социального страхования организационным воплощением которой выступает Фонд социального страхования (ФСС) становится все более острой и актуальной. Рост инфляции уровня цен и безработицы привел к резкому снижению уровня жизни населения. Назрела необходимость серьезных преобразований в социальной политике формировании качественно нового правового и организационного механизма социального страхования населения. Совершенствование государственной системы социального страхования приобрело особую актуальность еще и потому что в условиях транзитивной экономики не существует гарантий занятости населения месяцами не выплачивается заработная плата. Получение гарантированных государством социальных пособий через Фонд социального страхования нередко является единственным средством существования для человека.
В экономической литературе всегда существовал определенный интерес к социальной политике государства как важнейшему инструменту регулирования отношений между различными группами населения и внутри них. Практика социально-экономических преобразований в период перехода к рыночной экономике обусловила научный интерес к проблемам реформирования социального страхования отечественных исследователей. Несмотря на интерес исследователей к названным проблемам теоретические основы функционирования социальной защиты населения его социального страхования в реформируемой экономике России только начинают складываться. Не решены многие принципиальные вопросы методологического и теоретического характера которые связаны в первую очередь с раскрытием объективной основы становления современного рыночно ориентированного механизма функционирования Фонда социального страхования анализом социально-экономического содержания процессов рыночной трансформации системы социальных гарантий. До настоящего времени еще недостаточно полно сформировалась научно-методическая и методологическая база проблем организации учета контроля и анализа средств социального страхования.
Теоретическое обоснование процессов становления и развития системы государственного социального страхования ее эффективное функционирование выступают современной научной проблемой имеющей важное социально-экономическое значение для стабилизации экономической политической и социальной ситуации в российском обществе.
Проблемы несовершенности социальной политики особенно актуальны в настоящее время когда мировой финансовый кризис лишает работы миллионы людей и они могут рассчитывать только на социальную поддержку государства.
Основной целью данной работы является исследование деятельности Фондов обязательного медицинского страхования. Ее реализация потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность фондов обязательного медицинского страхования их целей и задач а также современную систему организации;
- провести анализ особенности формирования доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования за 2007 г. и проанализировать динамику расходов и доходов в 2005-2007 гг.;
- выявить назревшие проблемы в сфере обязательного медицинского страхования;
- определить основные направления совершенствования в деятельности фондов обязательного медицинского страхования;
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации системы обязательного медицинского страхования; законодательные и нормативные акты; программные документы и постановления Правительства РФ и ФСС РФ.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Фонды обязательного медицинского страхования их цели задачи и система организации 6
1.1. Становление обязательного медицинского страхования в России 6
1.2. Современная организация медицинского страхования в России 9
1.3. Фонды обязательного медицинского страхования 12
1.3.1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 12
1.3.2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 13
Глава 2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования 16
Глава 3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
1,200 руб.
Реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования началась в 1993 созданием Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования РФ как самостоятельных некоммерческих финансово-кредитных учреждений.
Законодательные акты позволили начать введение обязательного медицинского страхования как составной части реформирования здравоохранения в России. Система обязательного медицинского страхования основана на принципе «общественной солидарности» когда богатый платит за бедного а здоровый — за больного. Страховые взносы и платежи на ОМС перечисляются на всех граждан но востребование финансовых ресурсов происходит только при обращении за медицинской помощью. Граждане с различным уровнем дохода и соответственно с различным уровнем отчислений имеют равные права на медицинскую помощь.
Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.
Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования — ФФОМС и ТФОМС
Основным источником средств системы ОМС являются страховые взносы — примерно 66%. Страховые платежи за неработающее население составляют немногим более 20%. В 2007 г. поступления в ФФОМС составили 157 817 1431 тыс. рублей расходы - 158 176 8687 тыс. рублей т.е. дефицит бюджета составил 359 7256 тыс. рублей. Дефицит бюджета ФФОМС наблюдался впервые за последние 3 года что было обусловлено в основном увеличением выплат пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам не подлежащим обязательному социальному страхованию.
Российская система ОМС далека от совершенства и одной из острых проблем сегодня является сокращение бюджетного финансирования отрасли что затрудняет реализацию Закона об ОМС.
Анализ имеющих проектов и программ по совершенствованию медицинского страхования наводи на мысль что все реформы в социальной сфере проводятся финансовым ведомством не владеющим профессиональным знанием закономерностей функционирования и ситуации в социальной сфере. В окончательном решении отсутствуют признаки грамотного должного обоснования и расчета даже на два шага вперед. Это можно проследить по всем этапам реформ как в пенсионном обеспечении так и в здравоохранении. Цели реформ и долгосрочный эффект для населения всегда были вторичны а первичными задачами на каждом этапе были и остаются экономия текущих финансовых ресурсов и сохранение административного по сути но формально реформированного механизма их перераспределения.
Для решения существующих проблем нужно сформировать реально работающую модель медицинского страхования и обеспечить переход на современные механизмы финансирования завершить разработку стандартов медицинской помощи. При этом деньги в медицинские учреждения должны поступать за оказание конкретной медицинской услуги а у гражданина должно появиться право выбора врача медицинской организации и страховой медицинской компании.
Также следует развивать механизмы повышения ответственности гражданина за свое здоровье и разумное пользование таким общественным благом как система здравоохранения но не следует при этом забывать и об ответственности самих медицинских работников.
Для развития системы здравоохранения нужно принять все необходимые нормативно-правовые акты а в федеральном законе о бюджете на будущие годы предусмотреть возможность выделение необходимых средств для улучшения деятельности всей системы здравоохранения.
1,200 руб.
1. Федеральный закон ФЗ N 37-ФЗ «Об исполнении бюджета ФФОМС за 2006 г.» (принят ГД ФС РФ 19.03.2008)
2. Федеральный закон ФЗ N 241-ФЗ «Об исполнении бюджета ФФОМС за 2007 г.» (принят ГД ФС РФ 19.11.2008)
3. Еськов Г.С. Страховая медицина в России начала XX века (из истории становления) // Экономика здравоохр. – 1998. – № 7.
4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год» // БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации № 2 (86) 2005 // Счетная палата Российской Федерации
5. Литовченко В.П. Соловьев В.И. Финансы и кредит – Государственные финансы – М. - 2006
6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е перераб. и дон. — М: ИНФРА-М 2007.
7. Семенов В.Ю. Основные направления реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования // Федеральный справочник "Здравоохранение России".– 1998.
8. Таранов А.М. Проблемы и перспективы развития системы обязательного медицинского страхования // Федеральный справочник "Здравоохранение России".– 1998.
9. Удовольствие не для бедных // Медицинская газета для Вас - 21/05/2007
10. Финансы: учеб. - 2-е изд. перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева.—М.: ТК Велби Изд-во Проспект 2007.—636 с.
11. Шишкин А.П. Эволюция страховой медицины в начальный период НЭПа в России // Бюл. НИИ социальной гигиены экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1992.– № 2.
12. Яшин С. Н. Пособия по государственному социальному страхованию. Совершенствование системы обеспечения / С. Н. Яшин О. И. Батракова. — Нижний Новгород: Биота-плюс 2007.
13. Официальный сайт ФФОМС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.ffoms.ru свободный
14. Официальный сайт МинФин России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru свободный
15. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru свободный
16. Официальный сайт Бюро Медстатистики России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medstat.ru свободный
17. Официальный сайт Минздрав России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minzdravsoc.ru свободный
18. Официальный сайт ФСС России [Электронный ресурс]. Доступ размещения: www.fss.ru свободный.
1,200 руб.