Отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенных между субъектами медицинского страхования.
Споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на:
• обязательное и добровольное медицинское страхование;
• выбор медицинской страховой организации;
• выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
• получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
• получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
• предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
• возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.
Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.
Страхователь имеет право на:
• участие во всех видах медицинского страхования;
• свободный выбор страховой организации;
• осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования;
• возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора.
• Предприятие-страхователь также имеет право на: привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.
Страхователь обязан:
• заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;
• вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования;
• в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан;
• предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.
• зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования .
3. Основные и дополнительные источники финансирования медицинских учреждений
Финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования;
Финансирование государственного здравоохранения осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов из расчета потребности расходов на оказание медицинской помощи на одного жителя.
Источниками финансирования государственного здравоохранения являются:
• средства республиканского и местного бюджетов, выделяемые по долговременным экономическим нормативам;
• отчисления от дохода хозяйствующих субъектов, целевые субсидии министерств, ведомств и других органов управления;
• средства международных организаций по специальным программам;
• ассигнования из фондов;
• средства медицинских учреждений, полученные за выполнение сверхнормативных медицинских и других услуг работодателям и за оказание платных услуг и других видов хозяйственной деятельности;
• благотворительные вклады организаций и граждан, в том числе других государств.
• средства от медицинских видов страхования;
• кредиты банков;
• иные источники, не запрещенные законодательством.
Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня .
4. Системы страхования здравоохранения в странах мира
В мире существует две основные формы финансирования здравоохранения:
1) западноевропейская (бюджетно-страховая) — основанная в значительной степени на общественных фондах страхования;
2) американская (частная) — основанная преимущественно на самообеспечении населения в случае болезни.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ (бюджетно-страховая)
В Западной Европе объем предоставляемых медицинских услуг не зависит от размера взносов в страховые фонды. В формировании этих фондов участвуют трудящиеся, предприниматели и государство. Однако степень участия их различна. Здесь можно выделить две группы стран:
Первая группа стран, где основная часть этих фондов формируется государством (50-90%). В Англии, Ирландии, Дании действуют государственные системы медицинского обслуживания, финансируемые из общих бюджетных поступлений.
В Италии, Швеции, Исландии, Финляндии медицинское обслуживание построено по принципу социального страхования. Оно финансируется за счет целевых взносов на трехсторонней основе, с преобладанием государственных субсидий.
Преимущества: 1) Жесткая система финансирования является регулирующим фактором стоимости медицинских услуг; 2) характеризуется самой высокой доступностью медицинской помощи.
Недостатки: 1) Из-за отсутствия дополнительных источников финансирования медицинская служба по техническому оснащению и лекарственному обеспечению уступает службам стран со "страховой медициной"; 2) отличается консерватизмом, не может быстро реагировать на вновь возникающие потребности общества в медицинском обслуживании; 3) бюджет здравоохранения находится в большой зависимости от экономического состояния страны,
750 руб.
Оглавление
Введение 3
1. Основные источники финансирования здравоохранения РФ 4
2. Медицинского страхования в РФ 6
3. Основные и дополнительные источники финансирования медицинских учреждений 13
4. Системы страхования здравоохранения в странах мира 14
5. Реформа системы здравоохранения в России 19
Заключение 20
Список использованных источников 21
Введение
Здравоохранение занимает важное место в любом государстве. На сегодняшний день в России, как и во многих других странах мира, система финансирования здравоохранения осуществляется через страхование.
Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей .
Целью написанию реферата является изучение финансирования здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть основные источники финансирования здравоохранения РФ
• Изучить общие положения медицинского страхования в РФ. Объект и субъекты медицинского страхования (права, обязанности и отношения сторон в системе медицинского страхования)
• Ознакомиться с основными и дополнительными источниками финансирования медицинских учреждений;
• Рассмотреть системы страхования здравоохранения в странах мира
• Изучить реформу системы здравоохранения в России.
Работа написана на основе литературных источников отечественных авторов, периодической печати и интернета.
1. Основные источники финансирования здравоохранения РФ
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются :
• средства бюджета РФ и бюджетов регионов;
• средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
• личные средства граждан;
• безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
• доходы от ценных бумаг;
• кредиты банков и других кредиторов;
• иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.
В настоящее время спектр источников финансирования здравоохранения в РФ достаточно широк. Основные источники финансового обеспечения - это средства бюджетов различных уровней, средства медицинского страхования (прежде всего - обязательного), средства целевых фондов развития здравоохранения. К дополнительным источникам здравоохранения можно отнести: доходы по ценным бумагам, кредиты банков, благотворительная деятельность и т.д.
В России совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственное и страховое) крайне низки и составляют примерно 3% ВВП, тогда как по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда их минимально допускаемый уровень должен составлять не менее 5% ВВП. Для России с ее территориальной спецификой рассредоточения малонаселенных пунктов и мест проживания этот минимальный порог объемов финансирования должен быть существенно выше. Развитые страны в среднем тратят в абсолютном выражении в расчете на одного жителя примерно 2 - 2,5 тыс. долларов в год по сравнению со 100 долларами в России.
В результате стихийной приватизации медицинских услуг доля расходов населения в совокупном объеме затрат на здравоохранение превысила 50 5, что существенно превышает другие страны мира (табл.1)
Таблица 1
Доля расходов населения в объеме затрат на здравоохранение
Страны Расходы на страхование
Россия 50 %
развитые 24%
развивающиеся с высокими доходами 33%
Развивающиеся с низкими доходами 53 %
Основная нагрузка финансирования здравоохранения приходится на бюджеты всех уровней, причем опережающими темпами растут расходы федерального бюджета, что связано, прежде всего, с расширением программ оказания населению дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи, целевых программ, а также с направлением средств на финансирование медицинской науки, образования и дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Среди средств государственных внебюджетных фондов ведущая роль в финансировании услуг здравоохранения принадлежит фондам обязательного медицинского страхования. Так, в рамках национального проекта за счет средств ФСС оплачиваются родовые сертификаты, финансируется оказание первичной медико-социальной помощи населению, диспансеризация. За счет средств Пенсионного фонда выделяются дополнительные средства на страхование неработающих пенсионеров .
2. Медицинского страхования в РФ
Медицинское страхование является частью системы социального страхования, которое рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, для поддержки материнства и детства, а также для охраны здоровья членов общества. Страхование может осуществляться государственными и негосударственными страховыми организациями, быть добровольным и обязательным (обязательное медицинское страхование). ОМС широко и повсеместно внедряется в практику.
Оно является частью системы социального страхования граждан - гарантированной государством системой мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей, защищающая от факторов социального риска, к которым относятся: 1) болезнь; 2) несчастный случай; 3) потеря трудоспособности; 4) материнство; 5) старость; 6) безработица; 7) смерть родственников .
Средства социального страхования формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
На финансирование социального страхования работодатели предприятий и организаций всех форм собственности отчисляют сумму, равную 39% по отношению к оплате труда, начисленной по всем основаниям. Большая часть этих средств приходится на пенсионное страхование — 28% (более 70% средств социального страхования), кроме того, трудящиеся в обязательном порядке вносят в пенсионный фонд 1% заработной платы.
На ОМС приходится 3,6% по отношению к фонду оплаты труда (менее 10% всех средств социального страхования),
Объект страхования — страховой риск. Например, в медицинском страховании объектом будет являться риск заболеть, получить травму, умереть.
В медицинском страховании существует четыре субъекта, отношения между которыми осуществляются с помощью договоров: страховщик, страхователь, застрахованный, исполнитель медицинских услуг.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.
Организатором медицинского страхования является страховая организация, которая:
1) заключает договор со страхователем и получает от него страховые взносы;
2) выдает страховые полисы застрахованным, по которым они получают медицинскую помощь;
3) заключает договоры с медицинскими учреждениями и самостоятельно практикующими врачами и оплачивает оказанные ими услуги;
4) участвует в формировании цен на медицинские услуги и контроле за их качеством;
5) устанавливает страховые тарифы.
К основным видам медицинского страхования относятся:
- Обязательное медицинское страхование — ОМС;
- Добровольное медицинское страхование — ДМС.
ОМС является частью социального страхования, гарантирующее населению страны социальную защиту в виде определенного набора медицинских услуг, оплачиваемых из фондов медицинского страхования. Этот вид страхования осуществляется государственными (например, Территориальный фонд ОМС) и негосударственными некоммерческими организациями и контролируется государством.
Для ОМС характерны: 1) массовый характер; 2) гарантированный минимум медицинских услуг; 3) государственная или контролируемая государством организация; 4) подчинение основным целям системы здравоохранения .
Медицинская помощь оказывается застрахованным в соответствии с базовой программой ОМС. Базовая программа определяет объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам РФ. На основе базовой программы РФ в регионах разрабатывается и утверждается тер¬риториальная программа ОМС, объем предоставляемых медицинских услуг, который не может быть меньше объема, установленного базовой программой. Контроль за качеством, объемами и сроками предоставления медицинской помощи осуществляется страховой медицинской организацией,
750 руб.
1. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан» РСФСР" №4741 от 2 апреля 1993 года.
2. Организация финансирования и управления здравоохранением в регионах России в 2006 году. Общая характеристика Авторский коллектив: С.В. Шишкин, Н.Б. Канатова, С.В.Селезнева, В.А. Чернец, Москва, 2007
3. Дигилина О.Б., Тесленко И.Б. Институциональная среда и институциональные ограничения модернизации российского здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения 10.09.2008 г.
4. Решетников А. В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования //Экономика здравоохранения N10 2001
5. Власова И. Реформа здравоохранения в России и фармацевтический рынок http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=9949
6. Медицинское страхование в современных зарубежных системах здравоохранения http://www.ozz.medexplorer.ru/fmsnow.php
7. http://www.healthreform.ru/
8. http://www.minzdravsoc.ru/ministry/budget/report-2007/
750 руб.