Введение
Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане всегда были уверены, что, чтобы с их здоровьем не случилось, Государство о здоровье любого гражданина позаботится через систему государственного здравоохранения.
Система государственного здравоохранения была несложной, но достаточной стабильной системой. Как и любая другая система, она развивалась, совершенствовалась и, как казалось, всех устраивала. Главным было в ней - лечили всегда и везде бесплатно!
С 1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, которая со слов бывшего исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.В. Гришина «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер». Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.
Новая страховая система здравоохранения - это сложная структура, имеющая:
свои собственные фонды (Федеральный и территориальные),
отлаженную систему финансирования в виде платежей (работодатели ежемесячно направляют 3,6% от фонда оплаты труда в Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), систему подчиненности, способность к саморегулированию.
Сутью этой новой (модели) является создание медицинского страхования, которого раньше в нашей стране не существовало.
Сегодня фонд обязательного медицинского страхования переживает новые перемены: в рамках социальной политики государства создаются новые законопроекты. Оттачиваются или же наоборот полностью меняются старые. Разрабатывается и внедряется пилотный проект, направленный на повешении качества предоставляемых услуг в сфере здравоохранения. Проект «Здоровье» имеет статус приоритетного национального проекта РФ. Продолжается работа над усовершенствованием льготной системы лекарственного обеспечения и программой госгарантий бесплатной медицинской помощи. И тем не менее, очень часто мы слышим недовольства со стороны граждан РФ о несостоятельности нашей системы здравоохранения и не очень ощутимой деятельности Фонда ОМС. Все вышесказанное обозначает актуальность выбранной темы и определяет тему исследования – роль федерального фонда обязательного медицинского страхования в реализации социальной функции государства. Объектом исследования является ФОМС. Предметом исследования – деятельность ФОМС по реализации социальной функции государства.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5
1.1. Сущность и организация финансирования обязательного медицинского страхования 5
1.2. Роль фонда в социальной политике государства 14
1.3. Роль ФФОМС в реализации национального проекта «Здоровье» 25
Глава 2. Аналитическая часть 30
Глава 3. Основные тенденции в деятельности ФОМС РФ на 2008-2010 гг. 40
Заключение 50
Список литературы 55
1,200 руб.
Заключение
Привлечь сотрудников в компанию только размером зарплаты становится сложновато - пресловутый «соцпакет», включая медицинское страхование, интересует их ничуть не меньше.
Сам закон «О медицинском страховании граждан РФ» - сродни старому анекдоту, то есть тоже с «бородой»: приняли его еще на заре 90-х. Медицина вместе со страхованием медленно, но верно шагают вперед, а вот законодательство тормозит. Глядя в этот закон, до сих пор трудно определиться с тем, что же такое ОМС у нас в стране: не то коммерческое страхование, не то некий вид государственной поддержки здоровья нации. Некоторые страховщики полагают, что сегодняшнее обязательное медицинское страхование вообще страшно далеко от настоящего страхо-вания. «У ОМС отсутствует ряд признаков, свойственных классическому страхованию: здесь не формируются страховые резервы, нет четкого опре-деления страхового случая и страховой суммы», - поясняет генеральный директор СК «МРСС» Семен Акерман. Да и само введение ОМС мало повлияло на качество услуг в госмедицине. Так, владельцы полисов вынуждены зачастую ждать своей очереди на обслуживание в течение нескольких недель или даже месяцев, при этом далеко не все услуги они могут получить в рамках ОМС. Поэтому не совсем понятно, за что, собственно, платят предприятия.
Как говорят эксперты, именно качество государственной медицины и тормозит развитие самого ОМС. Для того чтобы процесс наконец пошел, необходима реформа системы здравоохранения в целом, уверяет генераль-ный директор «КМСС «Энергогарант» Любовь Тарасова. Однако одного пересмотра явно состарившегося закона мало, надо улучшать систему мотивации персонала больниц и поликлиник - это должно положительно сказаться на качестве его работы.
«Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования».
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
обеспечить сбалансированность доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам;
обеспечить эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС;
устранить недостатки, накопившихся в системе за период ее существования;
гармонизировать правовые и организационно-экономические механизмы взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.
Именно эти задачи модернизации обязательного медицинского страхования определены в Концепции модернизации ОМС, утвержденной в 2003 году Правительством Российской Федерации.
Предусмотренная в Концепции модернизация системы финансирования включает расширение и укрепление финансовой базы обязательного медицинского страхования за счет разработки новых подходов к формированию программы обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на основе установления четких приоритетов в развитии здравоохранения.
Предполагается, что порядок формирования Программы государственных гарантий будет включать:
• определение приоритетов (по видам медицинской помощи);
• формирование нормативов подушевого финансирования по категориям граждан в региональном разрезе;
• определение принципов софинансирования программных мероприятий из различных источников (средства ОМС, бюджетные средства и т.д.);
• формирование нормативов объемов медицинской помощи и необходимого для их предоставления ресурсного обеспечения (например, установление нормативов средней длительности лечения по видам заболеваний с учетом интенсивности лечебно-диагностического процесса, норм обеспеченности дорогостоящими видами помощи и т.п.).
Кроме того, существует реальная необходимость разработать механизмы, стимулирующие субъекты Федерации к полному выполнению обязательств страхователя неработающего населения, проживающего на территории данного субъекта, изыскать источник увеличения объема финансирования системы обязательного медицинского страхования и обеспечить формирование финансовых резервов способных эффективно обеспечить выравнивание условий финансирования программ обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации.
Концепцией предусмотрено формирование механизмов эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования, в том числе принятие положений, предусматривающих обязанность страховщиков выбирать медицинские организации, предоставляющие медицинскую помощь, в которых оптимально сочетаются критерии цены и качества
В Концепции определен единый порядок движения финансовых средств в системе ОМС, предполагающий разработку и внедрение новых договорных отношений между страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, использование унифицированных способов оплаты медицинской помощи. Последние должны играть роль финансовых нормативов, формирующих доходную базу организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, за счет государственных источников финансирования
Одним из условий модернизации обязательного медицинского страхования является расширение организационно-правовых форм в здравоохранении. Как вариант предлагается рассматривать “организационно-правовую форму “некоммерческая организация” и законодательно установить новые организационно-правовые формы и внести соответствующие поправки в законодательство, регулирующее имущественные, налоговые, трудовые и другие организационно-экономические отношения».
В Концепции разработано информационно-методическое обеспечение функционирования системы ОМС и зафиксирована этапность реформирования системы ОМС, которая будет выражаться:
• поэтапном расширении числа регионов-участников;
• поэтапном расширении охваченных категорий застрахованных;
• поэтапном повышении уровня централизации ЕСН;
• корректировке размеров налогового вычета из ЕСН, предоставляемого при выходе из системы ОМС;
• корректировке пороговых величин дохода граждан, дающих право на выход из ОМС (в случае установления пороговых ограничений на выход из системы).
Данная концепция легла в основу для разработки нового закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, проект которого представлен в Государственную Думу.
Предполагалось, что введение нового закона начнется с 2004 года, с поэтапным наращиванием числа регионов, заключивших соглашения, с различной финансовой обеспеченностью программы ОМС неработающего населения. При этом с учетом возможностей финансирования будет применяться дифференцированное отношение к страхованию различных категорий неработающего населения. В полном объеме реформированная система ОМС начала работу с 2007 года.
Развитие законодательной базы обязательного медицинского страхования и здравоохранения, в частности, разработка законопроекта “О защите прав пациентов” потребуют принятия дополнительных мер и по защите прав медицинских работников. Известным и достаточно отработанным в странах с рыночной экономикой методом является формирование системы страхования ответственности профессиональной медицинской деятельности.
1,200 руб.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон РФ от 29 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации: Сб. Законодательных актов и нормативных документов. - М.: ПАИМС, тома 1 - 7, 1994 - 1998 гг.
4. Бабич А.М., Павлова Л.Н.. Государственные и муниципальные финансы. Издательство «Unity», М., 2002.
5. Гришин В.В., Семенов В.Ю. и др. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 1995 г.
6. Материалы по обобщению арбитражной практики по делам с участием территориальных фондов обязательного медицинского страхования. - М.: «Федеральный фонд ОМС». - М., 1997 г.
7. Финансово-экономические аспекты деятельности работодателей в условиях обязательного медицинского страхования. Под ред. В.В. Гришина. Г.В., Гуцаленко. Учебно-методическое пособие. - М., 1998 г.
8. Алексей Крылов. Системе ОМС 15 лет// Экономика и время. Санкт-Петербург, 31.07.2006
9. ОМС — это экономика сегодняшнего здравоохранения//Вестник донской экономики, Ростов-на-Дону, 31 марта 2008 г.
10. Обязательное медицинское страхование или ОМС// Экономика. Анализ и планирование. www.webdin.ru. 31.03.2007
11. Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании. Под ред. проф. И.В. Полякова и канд. мед. наук В.В. Гришина. М., 1996
12. www.budgetrf.ru
13. www.ffoms.ru
14. www.hrm.ru кадровый менеджмент
15. Информационный портал «Страхование сегодня» www.insur-info.ru
1,200 руб.