В современном образовании обозначился ряд кризисных явлений. Наиболее важным, с точки зрения педагогики, показателем кризиса
культуры является противоречие между всечеловеческой глобальной потребностью в типе людей, способных по своей ориентации отвечать
эпохе и этике Ноосферного разума, и неспособностью системы образования обеспечить формирование личности, отвечающей этим
требованиям и свободной от эгоистических, кланово-социальных, «не окультуренных» потребностей, господствующих в современном
обществе и диктующих массам населения стратегию агрессивного или подчинительного поведения.
В плане преодоления кризисных тенденций, на преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. М.В. Кларин отмечает в связи с
этим необходимость сформировать особый, «технологический» подход к построению обучения в целом. С каждым годом лавинообразно
возрастает количество информации, которую приходится «переварить» учащимся; особенно это касается высшей школы. В то же время
возможности самих учащихся небезграничны. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к
количественной, сколько к качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий.
Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят так называемые активные
методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.
Цель работы: рассмотреть активные методы обучения.
Задачи:
Выделить теоретические основы активных методов обучения;
Рассмотреть классификации активных методов обучения.
750 руб.
Введение 3
1. Теоретические основы активных методов обучения 4
2. Классификация активных методов обучения 6
3. Сравнительная характеристика активных методов обучения 17
Заключение 19
Список литературы 21
750 руб.
Говоря о целях и ценностях образования, В.П.Зинченко отмечает, что успех образовательной деятельности повышается, когда цели и
средства оказываются не внешними по отношению к образованию, а органичными, имманентными ему. В достижении цели в “уравнение”
входит учитель и ученик, который либо принимает данные ценности и средства, либо уходит от них, занимается своим делом. Навязанные
идеи принимаются с трудом или отторгаются. Целеполагание – это совместный акт педагога и ученика при личностно ориентированном
обучении.
При формирующейся позиции (эгоцентрической) педагог “впитывает”, “всасывает” себя в студента, при личностно ориентированном
(эксцентрическом) – “вычитывает” из студента и принимает его в себя.
Личностно ориентированное обучение в трактовке И.С.Якиманской означает, что его доминантой является обеспечение развития и
саморазвития личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Известно, что особенности человеческой памяти позволяют запомнить в первую очередь фабрикат собственной деятельности. Кроме того,
воспроизведение информации требует активного овладения материалом. Наконец? формирование специалиста предполагает овладение не
только знаниями-копиями, соответствующими понятию профессиональной эрудиции, но и знаниями-умениями, без которых специалист
превращается просто в «подкованного» дилетанта. Ситуация, при которой молодой специалист овладевает знаниями в стенах вуза, а
умениям обучается затем уже на рабочем месте, не является более терпимой. При нынешней ситуации на рынке труда молодой специалист
должен быть в состоянии с самого начала включиться в продуктивную профессиональную деятельность, хотя бы и на более простой ее
ступени, а не проходить фактическое переучивание. Практический подход должен являться основой современного образования, в
противном случае выпускник учебного заведения попросту не найдет себе достойное рабочее место. Овладение же умениями не может
происходить иначе, как с привлечением активной деятельности самих обучающихся. Причем такой подход не должен концентрироваться
только на выпускных курсах; его место и на младших курсах вузов, где изучаются пока еще главным образом общетеоретические
дисциплины. Именно там следует широко применять, в частности, активные методы обучения.
750 руб.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Высшая школа, 2004 – 191с.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 254 с.
Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.- 208с.
Гулюкина Н.А. Система адаптивного обучения (самостоятельная работа студентов). – Новосибирск: ТАТАПринт, 2001 – 77 с.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997 – 223 с.
Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. – СПб.: СПбГУПМ, 1997 – 25 с.
Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002 – 48 с.
Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 384с.
Полат Е.С., Моисеева М.В. Дистанционное обучение. - М.: Владос, 1998 – 192с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998 – 255 с.
750 руб.