Введение
Подготовив программу социально – психологического тренинга неизбежно встаёт вопрос: "Какова эффективность тренингового воздействия на индивида и группу в целом?"
Этот вопрос является ключевым и определяющим в дальнейшем практическом применении тренинга и может быть разрешён с применением методов экспериментальной психологии.
Эффективность (от лат. effectivest) - дающий определённый результат действенный. Критерии эффективности складываются исходя из оказываемого влияния социально – психологического тренинга (СПТ) на индивида и группу. Психологический критерий эффективности тренингового занятия заключается в формировании высоконравственной личности, где основой выступает содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга (26;87). Признаками успешности формирования индивида как личности является адекватность восприятия, формирование в условиях совместной деятельности позитивной динамики общительности (контактности, коммуникативной готовности и стремлении к взаимодействию, доброжелательности и взаимного интереса к нуждам к желаниям, а также эмоциональным состояниям друг друга.(26;88).
Существует два основных подхода оценки эффективности тренингов: поведенческий, ориентированный на тренинг коммуникативных умений, и личностно-развивающий направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы. Основным средством повышения адекватности восприятия выступает феномен обучающего и преобразующего воздействия, сформированный в лабораторных условиях группы, на поведение и личность участвующих в ней индивидов (16;32).
Нами будет рассмотрен социально-психологический тренинг коррекции способов разрешения межличностных конфликтов, который, на наш взгляд, в большей степени ориентирован на первый подход, т.е. поведенческий. СПТ коррекции способов разрешения межличностных конфликтов направлен на развитие специальных умений по выбору наиболее конструктивных способов разрешения межличностные конфликты.
В практике разрешения межличностных конфликтов существуют конструктивные (продуктивные) и деструктивные (непродуктивные) способы. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечённых в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы разрешения конфликтов:
1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. Компромисс;
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Наиболее конструктивным способом разрешения межличностных конфликтов является ситуация сотрудничества, когда обе стороны оказываются в выигрыше.
Объектом исследования выступают программы тренингов, разработанные военными психологами
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Экспериментальная оценка эффективности проведения социально-психологических тренингов (по материалам психологических исследований) 6
1.1. Оценка эффективности деятельностно-ориентированного социально-психологического тренинга 6
1.2. Оценка эффективности психокоррекционного ориентированного тренинга общения 11
1.3. Оценка эффективности влияния социально-психологического тренинга на изменение способов разрешения межличностных конфликтов 14
1.4. Оценка эффективности влияния тренинга личностного роста на профессиональное самоутверждение 16
Глава 2. Сущность и основные составляющие оценки эффективности проведения тренинга коррекции способов разрешения межличностных конфликтов. (План проведения эксперимента) 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Ход и результаты исследования 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 36
1,200 руб.
Заключение
I. В целях обобщения и систематизации рассмотренных тренинговых программ нами была предложена таблица оценки эффективности социально – психологических тренингов (Рисунок 1) Составляя таблицу нами была установлена корреляция между ведущей парадигмой, целями и методами оценки эфективности. Так если ведущая парадигма бихевиоризм (тренинг умений) – методики в основном используются объективные, т.е. психолог обращается напрямую к переменным, полученным в результате исследования. В случае преобладающего влияния гуманистической парадигмы (тренинг личностного роста) основной упор психолог делает на оценку своих впечатлений о происходящих в группе и личности процессах, а также на личностное понимание и восприятие каждым участником тренинговой группы своего роста, т.е. предпочтение отдается рефлексии и субъективным методикам. Также нами было отмечено, что ведущая парадигма, в русле которой работает программа СПТ применяется не одна, т.е. наблюдается некий симбиоз парадигм. Это объясняется тем, что тренинг личностного роста и тренинги поведенческие выполняют 2 главные задачи:
1. обучение членов группы определенным действиям (тренинг поведенческий) или помогает овладеть психологическими приемами и средствами личностного роста (тренинг личностного роста)
2. псикоррекция взаимоотношений в группе или отношение личности к себе.
Решение этих задач строится на позициях различных психологических школ. Таким образом: при составлении программ СПТ необходимо комплексно подходить к решению поставленных задач и в соответствии с этим правильно подбирать методики оценки эффективности тренинговых программ.
II. В своей курсовой работе мы определили основные методы оценки эффективности проведение тренингов. К ним относятся:
1. Субъективные и объективные методики.
2. Наблюдение и рефлексия руководителя занятия
В процессе анализа диссертационных работ было установлено, что социально-психологический тренинг эффективен только тогда, когда программа изучения и развития определённых психологических качеств соответствует своей цели. А именно, правильно ставятся цели и задачи исследования, последовательно выбираются рабочие гипотезы и, что самое важное правильно проводится экспериментальная тренинговая программа. Только при таком единстве методологии и практики, социально-психологический тренинг будет эффективным оружием в руках практического психолога.
1,200 руб.
Список литературы
1. Абдурахманов Р.А. «Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в республике Афганистан" диссерт. на соиск. учён. степени "канд. психол. наук" – М., 1994
2. Булгаков А.В. "Социально психологический тренинг. Методические рекомендации" - М.: ВУ МО РФ, 1990
3. Бурлачук Л.Ф, Морозов С.М. "Словарь-справочник по психодиагностике". – СПб.: Питер, 1999.
4. Вертгеймер "Продуктивное мышление" – М.: "Прогресс", 1987.
5. Готтсданкер Р. "Основы психологического эксперимента" - М.: МГУ, 1982.
6. Грачёв С. Влияние общения на выбор цели. М.: "Наука", 1981
7. Девятко В.В "СПТ- как средство повышения компетентности молодых руководителей в общении с подчинёнными" диссер. на соиск. учён. степени "канд. психол. наук" – М.: 1990.
8. Деркач Н, Селезнёва С. "Идеология воздействия" – М.: Мысль, 1985.
9. Дружинин В.Н. "Экспериментальная психология" Уч. Пособие - М.: ИНФРА-М, 1997.
10. Дункер Н. "Качественное исследование продуктивности мышления" – М.: "Прогресс", 1985.
11. Дьяченко М.Н. Кандыбович Л.И. Личность, образование, самообразование, профессия – Мн.: «Народная асвета», 1996.
12. Корнилова Г.В. "Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент". Ч IV. - М.: МГУ, 1987.
13. Кэмпбелл Д. "Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях" - М.: Прогресс, 1980.
14. Ламанов И. А "Межличностные конфликты во взаимоотношениях суворовцев и способы их конструктивного разрешения" диссерт. на соиск. учён. степени "канд. психол. наук" – М., 1997.
15. Личность как система конструктов Козлова И.Н. – М.: "Наука", 1976.
16. Наседкин С.Б. Психологические особенности военно-профессионального самоутверждения руководителей полкового звена сухопутных войск. Дисс…. канд. психол. наук. М., 1997.
17. Натаров В.И "Влияние курса СПТ на самооценку "Я-образа" // Психол. журнал ТII 1990, №5.
18. Роджерс К. «Взгляд на психотерапию. Становление человека» - М.: Изд. Группа «Прогресс», 1994.
19. Секей "Продуктивные процессы в обучении и мышлении" под ред. Матюшкина " – М.: "Прогресс",1965.
20. Собчик Л.Н. "Метод цветовых выборов" Модифицированый цветовой тест Люшера – М.: АСТ, 2000.
21. Суходольский Г.В. "Основы математической статистики для психологов" – СПб.: СПГУ, 1998.
22. "Общая психодиагностика" / под ред. Бодалёва Н.А. Столина В.В – М.: изд. МГУ, 1987.
23. «Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга». // Под редакцией Бодалёва А.А – Краснодар, 1975
24. Франселла Ф. Баннистер Д. Новый метод исследования личности – М.: "Прогресс", 1987.
1,200 руб.