Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.
СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти.
Актуальность выбранной темы на сегодняшний день не оставляет сомнения поскольку в современном мире, в том числе в Российской Федерации средства массовой информации играют все большую роль, оказывая значительное влияние на самые различные сферы общественной жизни, выступая инструментом массового воздействия посредством распространения информации, что становится все более существенным в современном информационном обществе. Ввиду вышесказанного в любом государстве, в том числе в России, необходимо создание и функционирование эффективного механизма государственного регулирования средств массовой информации.
Итак, целью настоящей работы является изучение механизма государственного регулирования и государственного контроля за средствами массовой информации в России.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования деятельности средств массовой информации.
Предмет работы – законодательство о средствах массовой информации, в частности Федеральный закон «О средствах массовой информации».
Для достижения указанной цели перед работой ставятся следующие задачи:
1. Изучить развитие государственного регулирования средств массовой информации в России.
2. Исследовать зарубежный опыт государственного регулирования деятельности средств массовой информации, в частности в Германии и Швеции.
3. Исследовать механизм государственного и общественного контроля за средствами массовой информации в России.
4. Рассмотреть средства массовой информации на предмет возможности их отнесения к институтам власти.
3,000 руб.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Развитие правового регулирования деятельности средств массовой информации в России происходило в несколько этапов, среди которых можно выделить: становление средств массовой информации, развитие средств массовой информации в условиях ожесточения цензуры в Российской Империи, развитие средств массовой информации в СССР и современный этап, характеризующийся такими принципами деятельности средств массовой информации как свобода слова и свобода мнения.
Можно отметить положительный опыт государственного регулирования деятельности средств массовой информации в Германии и Швеции. В этих государствах в области регулирования средств массовой информации существует определенный баланс интересов общества и государства при таком регулировании.
В настоящее время в России действует Федеральный Закон «О средствах массовой информации», закрепляющий принципы и основы деятельности средств массовой информации в Российской Федерации, а также устанавливающий пределы государственного регулирования и контроля в сфере деятельности средств массовой информации.
Прежде всего, государственный контроль за средствами массовой информации выражается в нескольких аспектах такого государственного регулирования:
- запрет цензуры в деятельности средств массовой информации;
- запрет злоупотребления свободой массовой информации;
- определенный порядок государственной регистрации средств массовой информации;
- определенный порядок лицензирования отдельных видов средств массовой информации.
Согласно статье 3 Закона о средствах массовой информации цензура массовой информации может выражаться в одном из двух случаев вмешательства в деятельность средств массовой информации:
1) требование согласовывать содержание сообщений и материалов до их распространения;
2) наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей.
Закон о средствах массовой информации в статье 4 указывает на недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Определения понятию "злоупотребление свободой массовой информации" в Законе о средствах массовой информации не содержится. Вместе с тем статья 4 Закона о средствах массовой информации приводит перечень случаев, когда такие злоупотребления могут иметь место.
Часть 1 рассматриваемой статьи запрещает использовать средства массовой информации в качестве инструмента достижения следующих целей:
- совершения уголовно наказуемых деяний;
- разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;
- осуществления экстремистской деятельности;
- пропаганды войны;
- распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Основным условием легитимного функционирования средств массовой информации является их государственная регистрация.
Исчерпывающий перечень случаев, когда регистрация средств массовой информации не обязательна, приведен в ст. 12 Закона о средств массовой информации.
Основанием для регистрации средств массовой информации является заявление его учредителя.
Факт регистрации средства массовой информации удостоверяется свидетельством о регистрации. Со дня выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации считается зарегистрированным.
Статья 16 Закона о средствах массовой информации устанавливает основания прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации, а также их порядок.
Правом прекратить или приостановить деятельность средств массовой информации обладают:
- учредитель средства массовой информации - только в случаях и порядке, прямо предусмотренных уставом редакции или договором, заключенным между учредителем и редакцией (главным редактором);
- суд - независимо от наличия соответствующей возможности у учредителя.
Говоря об общественном контроле за средствами массовой информации, на наш взгляд, необходимо исследовать следующие основные основы:
- право на получение информации;
- право на опровержение;
- право на ответ;
Закрепленное ч. 1 ст. 38 право граждан на получении информации является разновидностью более широкой правовой категории - права на получение информации, одного из видов реализации общего принципа свободы информации, установленных п. 4 ст. 29 Конституции РФ.
Статья 43 Закона о средствах массовой информации устанавливает право физического или юридического лица требовать от редакции опровержения сведений, распространенных в средствах массовой информации, которые:
- не соответствуют действительности;
- порочат честь и достоинство (деловую репутацию).
Право на ответ представляет собой возможность исправить ошибку (неточность), допущенную редакцией (журналистом) в распространенных через средства массовой информации сообщениях и материалах, и тем самым восстановить свои права и законные интересы в тех случаях, когда отсутствуют основания требовать опровержения по ст. 43 Закона о средствах массовой информации.
Итак, средства массовой информации – необходимый элемент существования и развития современного демократического правового государства, выступающего независимым институтом массовый коммуникаций. Однако, неограниченная свобода средств массовой информации также недопустима в современном государстве. Необходимый Баланс призвано обеспечить государство, осуществляющее государственное регулирование средств массовой информации и контроль над ними.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.)
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I (ТК РФ) (с изм. и доп. от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г., 10 февраля 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая, 30 июня 2002 г., 28 мая, 6 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 22 июля 2005 г.).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.).
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.).
6. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.)
7. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.).
8. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.)
9. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.)
10. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г.)
11. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.).
12. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта 2006 г.).
13. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
14. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта, 2 июля, 31 декабря 2005 г.)
15. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).
16. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
17. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля 2006 г.).
18. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп. от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.).
19. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)
20. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (с изменениями от 27 декабря 2005 г.) // СЗ РФ, 2005 г. N 15 ст. 1277.
21. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изм. и доп. от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г.)
22. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
23. Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
24. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г., 2 февраля 2006 г.).
25. Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. N 1253-1 "О чрезвычайном положении" (утратил силу).
26. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г.)
27. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля 2006 г.)
28. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1359 "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации" (с изменениями от 3 октября 2002 г.)
29. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 698 "О проведении конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания" (с изменениями от 25 января, 5 августа 2000 г., 23 февраля 2001 г.) // СЗ РФ, 1999 г. N 27 ст. 3382.
30. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изменениями от 24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г., 29 мая 2002 г., 3 марта 2005 г., 11 февраля 2006 г.)
31. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (с изменениями от 23 сентября 2005 г.).
32. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.).
33. Распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"
34. Декрет о печати // О партийной и Советской печати, радиовещании и телевидении // Сборник документов и материалов. М., 1972.
35. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Кастелз против Испании от 23 апреля 1992 г., А-236, § 43.
36. Тексты законов и правовых норм о печати Федеративной Республики Германии. 05. 03. 2003. http://mediasprut.boom.ru/info/hamburg.html.
37. Алексеева М.И. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / под ред. Засурского Я.Н. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
38. Воробьев К.А. Политология. – М.: Академический проект. – М.: 2003.
39. Дубин Б. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки, № 4, 2003.
40. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М.,1985.
41. Есин. Б.И. «История русской журналистики (1703 – 1917). – М.: 2000.
42. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX-XX веке, М., 2001.
43. Законодательство Российской Федерации о СМИ. – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.
44. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций. – М.: Зерцало, 2000.
45. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития – М.: Изд-во МГУ, 2003.
46. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998.
47. Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Вайпан В.А. Комментарий к Закону "О средствах массовой информации". – М.: Юстицинформ, 2004.
48. Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации: Учеб. пособие для вузов. – М.: МПСИ, 2006.
49. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997.
50. Солодухин Ю. Н. Российские средства массовой информации: являются ли они "четвертой властью"? // СМИ в политических технологиях. - М.: Энигма, 1995.
51. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н.Засурского, Е.Л.Вартановой, М.В.Шкондина. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
52. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004.
53. Швеция: Конституция и законодательные акты. – М.: 1983.
3,000 руб.