Введение
Содержание
Заключение
Литература
Особенность российско-американских отношений ХХ века состоит в том, что они неизменно являлись примером «высокой дипломатии», поскольку приоритеты сторон всегда были направлены на развитие диалога в области безопасности, военного сотрудничества, нераспространения и решение других глобальных проблем над проблемами торгово-экономическими. Всегда находились как более важные темы для обсуждений сторон, так и более влиятельные события для СМИ из двустороннего диалога: СНВ, ПРО, Косово, Ирак. И это объяснимо, особенно принимая во внимание ядерное прошлое наших держав и неординарность их отношений на протяжении большей части прошлого века. Вообще, с одной стороны, для развития двусторонних экономических отношений между США и Россией, казалось бы, нет существенных предпосылок: торговые связи с той же Финляндией или Европой для России выглядят куда более органичными. С другой стороны, нельзя забывать и тот факт, что в результате финансово-экономических реформ начала 1990-х гг. экономика России жестко привязана к американскому доллару, и при этом может представлять для США явный интерес в плане освоения и экспорта в Америку природных ресурсов.
Сегодня спектр мнений по вопросам существа, динамики и перспектив развития взаимоотношений России и США весьма широк. Политики и эксперты обеих стран, других членов международного сообщества в целом внимательно отслеживают их содержательную сторону, хитросплетения многосторонних дипломатических комбинаций и дают самые разные, порой диаметрально противоположные, но, по большей части, достаточно обоснованные оценки.
С учетом переходного состояния российско-американских отношений, всей системы глобальной политики, сложившееся положение дел объяснимо. И тем не менее в повестке дня по-прежнему актуальна задача поиска ориентиров для оценки того, каким может быть совокупный результат усилий России и США, других активных членов мирового сообщества как в плане наших двусторонних отношений, так и по основным структурным параметрам системы мировой политики в целом.
Необходимо отметить следующие основные нормативные документы США, регулирующие сотрудничество с Россией в экономической области:
«Акт в Поддержку Свободы 1992 г.» Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democracies and Open Markets ( P.L. 102-511), и «Закон о Торговле 1974 г.» (именно к нему была принята пресловутая поправка Джексона-Вэника) (Trade Act of 1974, 19 U.S.C. 2411) .
«Акт в поддержку свободы» создал основу для большинства программ финансовой помощи России в 1990-х годах, “Закон о торговле 1974 г.» и принятая к нему поправка Джексона-Вэника до сих пор определяют правовую базу российско-американских торговых отношений.
В разрезе финансово-кредитных отношений нам пришлось опираться на зарубежные источники – документы американской исполнительной и законодательной властей, МВФ и Мирового банка. В частности, огромный интерес по этой тематике вызывает аналитический доклад Главного бюро учета США (General Accounting Office, GAO), где с подробными объяснениями собран исчерпывающий фактический материал по всем международным программам, направленным на предоставление финансовой помощи России и другим странам бывшего Советского Союза за период 1990-1999 годы. Как известно, после 2000 г. Россия взяла жесткий курс на снижение внешнего долга и отказ от новых международных заимствований, чему в целом благоприятствовала макроэкономическая ситуация на основных экспортных рынках. Поэтому Россия продолжает довольно успешно придерживаться этого курса. Таким образом, доклад GAO дает достаточно полную картину финансовой помощи России.
Статистическая информация в наиболее полном виде собрана на сайтах Мирового Банка и ЮНКТАД . ЮНКТАД публикует ежегодный обзор инвестиций – World Investment Report.
Среди литературы по данной теме можно выделить, во-первых, монографию Б. Щетинина «Экономическая дипломатия» [21] в которой анализируется позиция США по многим торговым вопросам. Интересный подход выражен в книге А. Паршева «Почему Россия не Америка»[14], которая, хотя и не претендует на полную объективность, помогает смотреть на многие проблемы российской экономики и ее экономического сотрудничества в том числе с США по-новому.
Цель дипломной работы – рассмотреть торгово-экономические и инвестиционные отношения между Россией и США
Для реализации поставленной цели необходимо реализовать следующие конкретные задачи:
- описать интересы развитие двусторонних отношений;
- выявить влияние других государств на отношения США и России;
- охарактеризовать особенность политики России и США. Состояние и потенциал двусторонних экономических связей;
- изучить цели и задачи торгово-экономического сотрудничества России и США;
- рассмотреть проблемы экономического развития России и двусторонние торгово-экономические отношения;
- описать дискриминационные меры по отношению к экспорту российского металла в США;
- рассмотреть санкции против России в контексте современных проблем экспортного контроля России и США;
- дать характеристику основным российским проблемам в связи с действующим законодательством США.
Объект дипломной работы - отношения между Россией и США.
Предмет – особенности торгово-экономических и инвестиционные отношения между Россией и США.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литература.
3,000 руб.
3
Глава 1. Особенности двусторонних отношений России и США 7
1.1. Интересы развитие двусторонних отношений 7
1.2. Влияние других государств на отношения США и России 17
1.3. Особенность политики России и США. Состояние и потенциал двусторонних экономических связей 23
Глава 2. Торгово-экономическое сотрудничество России и США 38
2.1. Цели и задачи торгово-экономического сотрудничества России и США 38
2.2. Проблемы экономического развития России и двусторонние торгово-экономические отношения 43
2.3. Дискриминационные меры по отношению к экспорту российского металла в США 47
2.4. Санкции против России в контексте современных проблем экспортного контроля 49
Глава 3. Инвестиционный климат и инвестиционное сотрудничество России и США 61
3.1. Инвестиционное сотрудничество России и США 61
3.3. Основные российские проблемы в связи с действующим законодательством США 69
Заключение 95
Литература 99
3,000 руб.
Приоритет американского направления во внешней политике России по целому ряду аспектов, в первую очередь с точки зрения конкретных результатов сотрудничества за последние примерно 10 лет, в практическом плане часто оказывается гораздо ниже, чем может показаться, судя по частоте и характеру освещения данной тематики в российских СМИ. Показательно, что в выступлении президента В. В. Путина на Нью-Йоркской фондовой бирже 26 сентября 2003 г., где оценка результатов сотрудничества весьма конкретна, последовательно проводилась мысль, что в абсолютных величинах общие показатели пока невелики. Но, как отмечалось, важны неплохие темпы, которые отражают становление более конструктивных отношений между двумя странами.
Можно констатировать, что в течение последнего десятилетия в российско-американских отношениях, торгово-экономических связях, в том числе в оформлении их обновленной правовой базы, достигнут определенный и на отдельных направлениях существенный прогресс. Созданы важные правовые и организационные механизмы, в частности, экономического и научно-технического партнерства. В этой сфере, как и в сфере политического взаимодействия, отношений в целом, накоплен положительный опыт взаимодействия на уровне глав государств, руководителей федеральных ведомств, законодателей, предпринимательских объединений, представителей региональных властей.
Вместе с тем, экономический фундамент двусторонних отношений остается неустойчивым, что связано с широким использованием норм американского законодательства, дискриминирующих российскую сторону, и является причиной достаточно скромных результатов на пути российско-американского сближения в целом. При этом законодательство США носит преимущественно универсальный характер и не ориентировано исключительно против России, хотя фактическая направленность норм и особенно практика их применения очень часто наносит ущерб в первую очередь российским интересам.
Имеет смысл повторить, что не должно быть никаких иллюзий относительно возможности изменения американского законодательства как такового. Однако юридическое признание Соединенными Штатами новых позитивных реалий в отношении Российской Федерации вполне достижимо. В этой связи в первую очередь целесообразно работать над корректировкой применения американского законодательства в том, что касается российских интересов. Для этого потребуется дальнейшее наращивание потенциала взаимного доверия и сотрудничества на всех уровнях.
Учитывая, что наибольшая инерционность в принятии решений наблюдается в Конгрессе США, имеет смысл укреплять межпарламентское взаимодействие, разнообразить его институциональные формы, чтобы убедить американских законодателей в иррациональности использования в тех или иных целях образа врага, сложившегося в другую, ушедшую в историю эпоху. Российским парламентариям следует, в частности, содействовать активизации информационной работы, разъяснять на конкретных, текущих примерах фактическое несоответствие ряда американских законодательных норм времен «холодной войны» новым внутренним российским и международным реалиям, которое препятствует не только конструктивному развитию российско-американских отношений, но и дальнейшему движению России по пути рыночной экономики, о чем два десятилетия назад США не могли даже мечтать.
Последовательная ревизия отживших законодательных норм содействовала бы реальному укреплению зарождающихся партнерских отношений между двумя странами, заинтересованность в которых неоднократно выражалась на самом высоком политическом уровне и подтверждается опросами общественного мнения и в России, и в США.
Не исключено, что наличие политической воли у обеих сторон и успехи усилий на данном направлении могли бы привести к включению России в категорию стран с особым для США партнерским статусом или же, учитывая ее специфику, закрепление за РФ такого статуса, который содействовал бы последовательному, конструктивному углублению отношений между странами и общественностью обеих стран, началу качественно нового периода в наших отношениях.
Для устранения существующих барьеров на пути развития взаимовыгодных связей между Россией и США необходимо сосредоточить усилия на решении следующих приоритетных задач:
- полный и окончательный вывод России из-под действия поправки Джексона−Вэника, блокирующей предоставление России режима «нормальных» торговых отношений на постоянной и безусловной основе (следует иметь в виду, что отмена поправки, сегодня не столь уж значимой и абсурдной по своим первоначальным мотивам, приобретает тем не менее символическое для характеристики наших отношений значение);
- после предоставления российской экономике рыночного статуса по американскому торговому законодательству и на период до присоединения нашей страны к ВТО было бы справедливым заключить двустороннее соглашение, препятствующее рассмотрению жалоб американских фирм без необходимого доказательства ущерба, нанесенного истцу;
- достижение полного взаимопонимания с США по вопросу присоединения России к ВТО на стандартных условиях и без предъявления завышенных требований, таких как присоединение к необязательным соглашениям и инициативам ВТО;
- достижение взаимопонимания на самом высоком уровне о том, что любым изменениям в режиме двусторонних экономических связей вне зависимости от обстоятельств должны предшествовать консультации;
- обеспечение допуска российских товаров на американский рынок на взвешенной и недискриминационной основе;
- снятие в США ограничений на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, такой как суперкомпьютеры, устранение барьеров па пути закупок США российской космической техники;
- отказ США от дискриминационной практики в отношении российских банков, развитие двустороннего межбанковского диалога.
Подводя итог вышесказанному нельзя не отметить, что различного рода санкции в отношении России по-прежнему остаются активным инструментом внешнеполитического курса США и создают значительные, постоянные трудности на пути очевидной целесообразности сближения позиций и совместных действий обеих стран по целому ряду острых международных проблем. Это происходит в тот момент (и данная мысль представляется в докладе одной из главных), когда характер и масштабы вызовов интересам России и США для их успешной нейтрализации и тем более снятия с международной повестки дня требуют уровня доверительности и сотрудничества, намного превышающего степень сближения и координацию усилий последних лет. И не только на ниве совместной борьбы с международным терроризмом.
В значительной мере, о чем свидетельствуют набирающие силу конструктивные договоренности последних лет, ряд инициатив Конгресса, это обстоятельство получает все более широкое признание. Растущее осознание совместимости интересов России и США ставит перед представителями законодательной и исполнительной власти обеих стран задачу совместного формирования системы первоочередных приоритетов в наших отношениях и оптимизации способов их решения.
3,000 руб.
1. Совместная декларация Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между РФ и США от 24 мая 2002 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. Т. IV. – М. 2003
2. Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы.// Pro at Contra. Весна 2002.
3. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 - 1985 гг.) Свидетельство современника. М.: Международные отношения, 1991. - 400 с.
4. А.Д. Богатуров Новая геополитика мировых сдвигов. Принцип обеспечения международной безопасности на региональной основе окончательно рухнул // Независимая газета. 14 ноября 2003 г.: http://www.kisi.kz/Parts/Monotoring/11.2003/14-11mon2.htm
5. А. Д. Богатуров Центрально-Восточная Азия в современной международной политике // Восток (Oriens). 2005. № 1. – сс. 102-118
6. Т. Валовая Постсоветское пространство в эпоху прагматизма // Россия в глобальной политике. №2-3. 2005. – с. 162
7. Быков П. Построить экономическую базу отношений.// Эксперт.№40 2003 г.
8. Государство и рынок: американская модель Под ред. д.э.н., проф. М.А. Портного и д.э.н., проф. В.Б. Супяна. М.: Издательство "Анкил", 2000 г
9. Деловые связи России. Российско-американские торговые отношения и экономические реформы в России// «Коринф», №42 2000.
10. Журнал “Экономист”: “Обзор экономических районов США” апрель 1999
11. Журнал “ Деловой партнер ” : “ Экономические районы Канады ” октябрь 1998
12. Лебедева Л. Ф. "Приоритеты переходной экономики: российские особенности". М., ИСКР АН, 1997
13. Г. Павловский Концепция «ближнего зарубежья» умерла. О политике России на постсоветской пространстве: http:www.kreml.org
14. Паршев А. Почему Россия не Америка. – М.: Форум. – 2000. – 320 с
15. Патрон А. П. Россия - США: геополитика и экономика в XXI веке//США:ЭПИ, №8 2002
16. Рогов С. Новая повестка дня в российско-американских отношениях: экономические аспекты// «США:ЭПИ», №2 1998
17. В.Супян, М.Портной. Российско-американские отношения: значение, проблемы, перспективы//США: ЭПИ, №4 2002
18. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. - 574 с
19. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М.: Издатель Соловьёв; Алгоритм, 2001. - 480 с.
20. Шаклеина Татьяна Алесеевна. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссия в политико-академических сообществах России и США (1991-2002).
21. Щетинин Б. Экономическая дипломатия. – М.: Международные Отношения, 2001. – 280 с
22. Энциклопедия "Российско-американские отношения. XVIII - XX вв.".
23. Jackson, B. Should US Policy change after Yukos?// St. Petersburg Times. November 4, 2003
24. Baker P. Russia Looks at Increasing Oil Exports to US// St. Petersburg Times. November 4, 2003
25. Hon. Sander M. Levin. PNTR to Russia. // Congressional Record. - March 12, 2003.
26. Medish Mark. Russia’s Economic Strength Begins in the Home. // Congressional Record. – October 7, 2003.
27. S.RES.258 IS. November 4, 2003. Expressing the sense of the Senate on the arrest of Mikhail Khodorkovsky by the Russian Federation.
28. A. Bogaturov Inte
ational Relations in Central-Easte
Asia: Geopolitical Challenges and Prospects for Political Cooperation: http://www.brookings.edu/fp/cnaps/papers/bogaturov2004.htm
29. S. Frederick A Greater Central Asia Partnership' for Afghanistan and Its Neighbors": http://www.silkroadstudies.org/CACI/Strategy.pdf
30. Материалы сайтов: http://thomas.loc.gov, www.findlaw.gov, www.worldbank.org, www.unctad.org, www.gks.ru, www.bea.gov.
3,000 руб.