Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.
Фундаментальные основы взаимоотношения личности и государства определяются в основном на конституционном уровне.
Реализация конституционных принципов становления гражданского общества, формирования демократического правового социального государства представляет собой сложный противоречивый процесс совершенствования всей системы экономических, социальных, политических, правовых отношений на всех уровнях их проявления - федеральном, региональном, муниципальном, что, в свою очередь, сопровождается различными формами реализации в этих отношениях отнюдь не всегда совпадающих корпоративных, групповых, индивидуальных интересов.
Это предопределяет в качестве одной из ключевых проблему достижения баланса интересов личности и государства в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, в том числе как в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, так и при решении публично значимых задач по защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства.
На современном этапе развития российской государственности вопрос о взаимоотношениях личности и государства является наиболее актуальным в силу осуществляемого процесса создания правового государства, развитого гражданского общества, обеспечения реального исполнения Конституции и федерального законодательства, в первую очередь.
Итак, целью настоящей работы является изучение конституционно-правовых основ взаимоотношения личности и государства в Российской Федерации на современном этапе их развития.
Объектом настоящего исследования являются вопросы взаимоотношения, взаимодействия личности и такого института политической власти как государства.
Предметом работы выступают теоретические и конституционно-правовые основы такого взаимоотношения.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Изучение теоретико-правовых основ взаимоотношений личности и государства, в частности:
- изучение основ взаимоотношений личности и государства в теории государства и права;
- определение основ правового статуса личности;
- изучение системы прав, свобод и обязанностей гражданина как неотъемлемого элемента взаимоотношений личности и государства.
2. Исследовать проблемы конституционной безопасность личности и государства в Российской Федерации на современном этапе, в частности:
- исследовать категории социальной справедливости и преодоления неравенства в контексте конституционной безопасности в Российской Федерации;
- исследовать права человека и гражданина как фактор конституционной безопасности России.
3. Исследовать вопрос становления и развития прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации как фактора формирования демократической правовой основы взаимоотношений личности и государства в современной России.
При проведении настоящего исследования автором использованы общефилософские методы, а также специальные методы, в частности метод комплексного правового анализа механизма взаимоотношения личности и государства, метод сравнительного правового анализа при исследовании механизма взаимодействия личности и государства в динамике. Кроме того, автором использованы прикладные методы в юридической науке, в частности социологический метод, построенный на анализе количественных и качественных характеристик исследуемого объекта.
Теоретической основой настоящего исследования являются: учебная литература, монографии и статьи известных и авторитетных исследователей и ученых. Юридической основной данной работы выступили: прежде всего, Конституция Российской Федерации, ряд федеральных конституционных законов, федеральных законов, акты судебных органов, в частности постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
3,000 руб.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.
В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях).
Правовой статус личности во многом предопределяется совокупностью прав и свобод закрепляемых и гарантированных государством. Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.
В системе взаимоотношений личности и государства большую роль играют категории социального равенства и справедливости. Равенство и справедливость не только заключают в себе важнейшие характеристики социального и правового положения человека в обществе и государстве, но и являются качественными показателями зрелости конституционного строя, всей системы общественных отношений.
На государственно-правовом уровне это фокусируется в ряде проблем фундаментального характера, имеющих первостепенное значение в том числе для обеспечения конституционной безопасности России. Среди таких проблем можно выделить следующие.
1. Сочетание традиций российской державности с идеями и ценностями прав человека.
2. Соотношение индивидуализма и коллективизма, равенства и свободы.
3. Обеспечение с помощью института прав человека оптимального сочетания, согласования международно-правовых стандартов в области демократии с российскими национально-культурными традициями.
Конституционная безопасность личности - принцип правового государства. Конституционный Суд Российской Федерации - гарант конституционной безопасности личности, общества, государства. Конституционный Суд РФ, являясь судебным органом конституционного контроля, обладает государственно-властными полномочиями особого характера, позволяющими принимать решения, имеющие общеобязательный характер и нередко обладающие нормативностью.
Безопасность личности и государства обеспечивается с помощью различных способов конституционно-судебного контроля в рамках полномочий Конституционного Суда, определенных ст. 125 Конституции. Это, во-первых, толкование норм Конституции РФ, с помощью чего обеспечивается как государственно-правовая (конституционная) оценка соответствующих сфер социальной действительности, так и развитие содержания самих конституционных норм без изменения текста соответствующих конституционных статей, и одновременно - обоснование отраслевого законодательства, конкретизирующего данные конституционные нормы и институты.
Во-вторых, разрешение в рамках высшего судебного нормоконтроля конституционности нормативно-правовых актов, выработка конституционных инструментов преодоления правового сепаратизма, что имеет прямой выход на обеспечение конституционной стабильности, правовой комфортности и безопасности в обществе и государстве.
В-третьих, разрешение компетенционных споров между высшими органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, являющихся разновидностью конфликтных ситуаций и соответственно социальных угроз в сфере властеотношений.
В-четвертых, конституционное истолкование правовых норм отдельных отраслей российского законодательства является, в конечном счете, специфической формой правотворческой деятельности Конституционного Суда, направленной в том числе на преодоление противоречий между частными и публичными интересами.
В-пятых, конституционная корректировка сложившейся правоприменительной практики.
В-шестых, выработка на основе разрешенных конкретных дел рекомендаций законодателю по совершенствованию правового регулирования в соответствующих конфликтных сферах.
Конституция - при всей общности данного понятия, как и самого по себе термина constitutio - представляет собой явление конкретно-историческое, социокультурное, и уже в этом смысле она составляет прочную нормативно-правовую основу обеспечения юридической безопасности личности, общества, государства.
В развитии конституционного законодательства в сфере прав, свобод и обязанностей можно выделить несколько тенденций:
- общий ход исторического развития государства требует уточнения и дополнения уже принятых демократических законов;
- представляется чрезвычайно важным осознание такой закономерности существования демократии, как системность прав, свобод и обязанностей;
- не менее важно на современном этапе обеспечить более жесткую ответственность органов исполнительной власти перед обществом;
В целом же, несмотря на кризисные явления и определенную незавершенность законодательного регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, есть основания оптимистически оценивать динамику его развития.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ, 1997 г. N 9 ст. 1011.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) // СЗ РФ, 1994 г. N 13 ст. 1447.
4. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // СЗ РФ, 2004 г. N 25 ст. 2485.
5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ, 2003 г. N 22 ст. 2063.
6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.) // СЗ РФ, 2002 г. N 22 ст. 2031.
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.) // СЗ РФ, 2002 г. N 30 ст. 3032.
8. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ, 2001 г. N 29 ст. 2950.
9. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ, 1997 г., N 39, ст. 4465.
10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // СЗ РФ, 1996 г. N 3 ст. 148.
11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ, 1995 г. N 47.
12. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями от 14 декабря 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 13 мая 1993 г., N 19, ст. 685.
13. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.) // Российская газета от 6 мая 1992 г. N 103.
14. Закон СССР от 9 октября 1990 г. N 1708-I "Об общественных объединениях" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 17 октября 1990 г. N 42 ст. 839 (утратил силу).
15. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ, 2000 г., N 2, ст. 170.
16. Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. N 524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 июня 1992 г., N 22, ст. 1216 (утратил силу).
17. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.) // СЗ РФ, 1995 г., N 31, ст. 2990. (утратил силу).
Акты судебных органов
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" в связи с жалобой международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" и автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" // Вестник КС РФ, 2004 г., N 4.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2003 г. N 16-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области" в связи с запросом Челябинского областного суда // Российская газета. - 2003. - 18 ноября.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. о проверке конституционности положений Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 г. и от 12 февраля 2001 г.) // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2002.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой Б.А. Кехмана // Вестник КС РФ. - 1999. - N 6.
22. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. № 17-П по спору о компетенции между Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела // Вестник КС РФ. - 1999. - N 6.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ и ч. 6 ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // Вестник КС РФ. - 1998. - N 1. - С.23-31.
24. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Твин Холдинг Интернешнл" на нарушение конституционных прав и свобод применением статей 31 и 126 Таможенного кодекса Российской Федерации // Вестник КС РФ. - 2001. - N 2.
25. Определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2000 г. № 103-О По жалобе гражданина Пинхасика М.Л. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" // Вестник КС РФ, 2000 г., N 6.
Учебная и специальная литература
26. Алимурзаев Г.Н. Финансовая безопасность личности и ее обеспечение в условиях современной России: постановка проблемы // Права человека и конституционная безопасность / Под ред. Н.С. Бондаря. - Ростов н/Д: Рост. ГУ, 2002.
27. Аронов Д.В. К вопросу о соотношении понятий "государство" - "личность" - "общество" в теории российского либерализма // История государства и права. - М.; Юрист, 2005. - № 3.
28. Баренбойм П.Д. О соотношении конституционного права и конституционной экономики // Право и экономика. - 2002. - N 1.
29. Баренбойм П.Д. Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика для вузов: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2002.
30. Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе // Право и политика. - М.; Nota Bene, 2001. - № 3.
31. Боер В.М. Правовое государство и личность // Органы внутренних дел на пути к правовому государству: Сборник трудов адъюнктов и соискателей. - С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та МВД России, 1993.
32. Бондарь Н.С. Конституционный императив социальных прав (О практике Конституционного Суда Российской Федерации по социальной защите граждан) // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2002. - N 2 (39).
33. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского законодательства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). - М.: Юристъ, 2002.
34. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М., 2002.
35. Затонский В.А. Государство и личность: нравственно-правовые основы взаимодействия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти; ВУиТ, 2004. - Вып. 42.
36. Затонский В.А. Государство, право, активная личность: взаимодействие как фактор усиления российской государственности // Модернизация права: зарубежный и отечественный опыт: Сборник научных статей. - Пенза; ИИЦ ПГУ, 2004.
37. Затонский В.А. Сильное государство в его взаимодействии с личностью как категория и социальная ценность // Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. - Самара; Изд-во Самар. гос. эконом. акад., 2003. - № 1-2.
38. Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета. - М.; Изд-во Моск. ун-та, 1993. - № 1.
39. Карташкин В.А. Государство и личность в международных правоотношениях // Юрист-международник. - М.; Современная экономика и право, 2004. - № 4.
40. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник. М.: Инфра-М-Норма, 1996.
41. Керимов Д.А. Личность и правовое государство // Право и образование. - М., 2003. - № 5.
42. Кононов А.Л. Принцип определенности правовой нормы в конституционном судопроизводстве // Уголовное право. - 1999. - N 2.
43. Концепции развития российского законодательства. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Инфра, 1998.
44. "Лишь бы не было богатых". Новые данные о том, что думают россияне о социальной справедливости и неравенстве // Известия. - 2004.
45. Петухов В. Россияне разочарованы в демократии // Родная газета. - 2004. - 19 марта.
46. Помелов И. Государство и личность // Вопросы теории и жизнь: Сборник статей. - М.; Правда, 1980. - Вып. 5.
47. Правовое государство, личность, законность / Варламова Н.В., Лукашева Е.А., Мальцев Г.В. и др.. - М.; Изд-во НИИ правовой политики и пробл. правоприменения РПА МЮ РФ, 1997.
48. Рыбаков О.Ю. Личность и государство: основные подходы к концепции социального партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. - М.; Юрист, 2004. - № 5.
49. Сырых В.М. Правовое государство. Личность. Гражданское общество // Актуальные проблемы становления правового государства: Сборник лекций. - С.-Пб.; СПбГУП, 2003. - Вып. 20.
50. Теория государства и права. / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. – М.: Норма, 2002.
51. Теория государства и права: Учебник / под ред. Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 2004.
52. Шайо Андраш. Гарантии социальной защиты в посткоммунистических государствах // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2001. - N 4(37).
53. Шайо А. Как верховенство права погубило реформу социальной защиты в Венгрии // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. - 1998. - 2 (N 23).
54. Эбзеев Б.С. Диалектика индивидуального и коллективного в организации социума и ее отражение в Конституции (к методологии исследования) // Государство и право. - 2004. - N 2.
3,000 руб.