В опубликованном в 2005г. докладе банковской группы DVB (г. Франкфурт-на-Майне, Германия), которая специализируется на финансировании транспортного сектора, общие капитальные вложения в развитие железнодорожного транспорта в мире в настоящее время оцениваются примерно в 70 млрд. дол. США в год, из которых 45 млрд. приходится на инфраструктуру и 25 млрд. дол. на подвижной состав. Эта сумма по регионам мира распределяется следующим образом: Европа - 43%, Азия и Тихоокеанский регион - 20 %, Китай - 17 %, Северная Америка - 14 %, Южная Америка - 3 %, Россия - 3 %.
В Российской Федерации Министерство путей сообщения разработало программу реформирования железных дорог страны с приватизацией отдельных составляющих железнодорожной системы с целью повышения эффективности ее деятельности и привлечения иностранных инвестиций.
Валентин Гапанович, вице-президент ОАО «Российские железные дороги» По состоянию на 1 января 2005 г. истек нормативный срок службы почти каждого третьего грузового электровоза, 60% пассажирских электровозов постоянного тока, 52% маневровых и 45% магистральных грузовых тепловозов также работают за пределами нормативного срока.
По электропоездам назначенный срок службы выработали 33,5% подвижного состава, из них 29,1% электропоездов постоянного тока и 47,4% переменного тока.
Начиная с 1992 г. парк пассажирских вагонов локомотивной тяги сократился в 1,5 раза, в основном за счет исключения из инвентарного парка вагонов, выработавших нормативный срок службы. Несмотря на это, изношенность парка пассажирских вагонов составляет 65,5%.
Процесс старения затронул также и другие виды подвижного состава. Средний возраст грузовых вагонов достиг 21,1 года при среднем нормативном сроке службы 28 лег. В том числе возраст крытых вагонов составляет 22,5 года, платформ и цистерн — по 24,5 года, полувагонов — 18,6 лег. С исчерпанным сроком службы эксплуатируется четверть полувагонов от их общего числа и пятая часть цистерн. В сравнении с 2005 годом количество вагонов с истекшим сроком службы увеличилось более чем в 2 раза. Экономически оправданная величина обновляемости при сроке службы 33 года (электровозы) составляет 3,03/6, 28 лет (электропоезда и пассажирские вагоны) — 3,57%, 20 лет (магистральные тепловозы) — 5,0%.
Более 11 миллиардов рублей планирует вложить ОАО "РЖД" в обновление парка пассажирского подвижного состава в 2006 году, закупить по схеме лизинга 603 пассажирских вагона, а модернизировать – 383.
Актуальность данной работы состоит в том, что пришло время инвестиции в развитие железнодорожного транспорта РФ. В повышении качества предоставляемых услуг РЖД заинтересованы государство и потребители, а в снижении затрат и повышении рентабельности работы прямой интерес правительства РФ.
Предметом исследования являются методы привлечения инвестиций, а объектом ОАО РЖД и Итальянская железная дорога и программы по их инвестированию.
Целью проведенной работы является создание максимально эффективной инвестиционной программы для ОАО РЖД, через использование схемы лизинга, собственных средств и дотаций из бюджета.
Задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели:
• изучение износа подвижного состава железных дорог,
• анализ плюсов и минусов от использования модели лизинга,
• анализ инвестиционной программы Италии.
3,000 руб.
Введение 2
Глава 1 Инвестиции в развитие железнодорожного транспорта в мире
1.1Возможные источники привлечения инвестиций на железнодорожном транспорте 4
1.2. Собственные финансовые источники инвестиций ОАО «РЖД» и бюджетные 8
1.3 Инвестиции через лизинг ОАО «РЖД» 15
1.4 Программа ОАО «РЖД» до 2010 года по обновлению подвижного состава и инфраструктуры 19
Выводы по главе 1 23
Глава 2 Направления инвестиционной деятельности в Италии и России
2.1. Анализ износа подвижного состава ОАО «РЖД» 24
2.2.Анализ плюсов и минусов от использования лизинговой схемы 27
2.3. Анализ направления и способов инвестиций в Италии 35
Выводы к главе 2 33
Глава 3 Эффективная модель инвестиции в железнодорожный транспорт
3.1. Модель инвестирования на основе контроля над расходами 55
3.2. Обновление подвижного состава РЖД за счет инвестиций 62
3.3. Повышение качества услуг 70
3.4. Инвестиции в кадры 71
Выводы к главе 3 84
Выводы 86
Список литературы 91
3,000 руб.
Европа инвестирует 45 млрд. ./год. В России к 2010 году дефицит инвестиций на развитие и обновление основных фондов ОАО "РЖД" превысит 250 млрд. рублей.
С 1999 года по 2004 год тарифы поднимаются в среднем на 15- 18 % в год, и выше уровня инфляции на 2-3 %. Эти средства не могут обеспечить достаточной прибыли РЖД, для обновления основных фондов. В 2010 году по сравнению с 2004 годом останется 392 единицы электровоза, тепловозы 564 единицы, грузовых вагонов 41058 тысячи единиц, пассажирских вагонов 956 единицы.
Что даст долгосрочный лизинг РЖД.
Увеличение объемов и повышение качества перевозок.
Эффективная организация процесса перевозок
Эффективная организация финансирования приобретения подвижного состава.
На примере Италии группа Ferrovie dello Stato в 2005г. реализовала программу капитальных вложений в размере 5,4 млрд. евро и планирует до 2006 г. поддерживать ежегодные инвестиции на уровне 4,5 млрд. евро. Величина государственных субсидии в Италии, равная 1,45 млрд. евро, зафиксирована в 1997 г. и сохранится на этом уровне до 2015 г.
Мерами модернизации парка транспортных средств ОАО РЖД являются: повышение доступности кредитных ресурсов, за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств государственного бюджета, совершенствование амортизационной политики, стимулирование развития лизинговой деятельности.
Эффект от реализации программ ресурсосбережения за принятый период составляет 9084,6 млн. руб. Затраты на внедрение программ — 7953,4 млн. руб. В 2005 г. их окупаемость составила 114,2 %. Мероприятия, отражающие направления внедрения программ ресурсосбережения, выделены в следующие группы:
1) мероприятия, направленные на экономию топливно-энергетических ресурсов, в том числе на тягу поездов и на эксплуатационные нужды;
2) мероприятия, направленные на экономию материальных ресурсов;
3) мероприятия, связанные со снижением трудозатрат;
Для реализации портфеля проектов ОАО «РЖД» в 2006-2008 гг. включительно направит 539,1 млрд. руб.
В инвестиционном бюджете РЖД на 2006г. предусмотрены средства в объеме 25,2 млрд. руб. (15,7%). Запланировано обновить парк подвижного состава с использованием механизма лизинга на сумму 22 млрд. руб.
Минфин России считает возможным включение в федеральный бюджет расходов на компенсацию убытков от пассажирских перевозок РЖД только с 2009 года.
3,000 руб.
1. Инвестиции и развитие железнодорожного транспорта//Железные дороги мира,2005, №1.
2. ОАО «РЖД» 2003-2004 гг. программа создания и освоения производства нового подвижного состава в 2004-2010 гг.
3. Журнал. Финмаркет. [19.10.2005]
4 Журнал. Желдорпресс-Информ».
5 Журнал. «Лизинг ревю». МФК.
6. Журнал «Эксперт» (декабрь 2002 г.)
7. Федеральный закон от 08.02.98 N 16-ФЗ "О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге"//.
8. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 и 2.
9. Федеральный закон от 29.10.98 N 164-ФЗ "О лизинге".
10. Постановление Правительства №585 от 18 сентября 2003 года
11. Устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
12. A. Scorza. Railway Gazette Inte
ational , 2003, № 2, p. 74
13. R. Tasiaux. Inte
ational Railway Jou
al, 2003, № 6, p. 22 – 23.
14. M. Knutton. Inte
ational Railway Jou
al, 2004, № 12, p. 11 – 20.
15. M. Knutton. Inte
ational Railway Jou
al, 2004, № 12, p. 11 – 20.
16. http://www.mintrans.ru/TransRU/default.htm
17. http://members.tripod.com/transea/
18. http://parovoz.com/semafor
19 http://segodnya.spb.rus.net/
20. http://www.om-express.ru/
21. http://www.seaport.spb.ru,
22. http://www.css-mps.ru/zdm/
23. http://parovoz.com/1520mm/
24. Деньги, кредит, банки:Под ред. О.И. Лаврушина.— М.: Финансы и статистика, 2000.— 464 с.
25. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: 2-е изд., переработанное. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.
26. Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица, 1999. – 279 с.
27. Баскин В., Климакин С. Инвестиции - в реальные проекты // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. - М., 2001. - № 11. - с.68-71
28. Паланков А. Инвестиции в экономике государства: понятие, виды и роль // Право и жизнь: Независимый правовой журнал. - М.; Манускрипт, 2001. - № 39. - с.280-295
29. Антипова О. Инвестиции: правовое содержание понятия // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2005. - № 12. - с.73-77
30. Харченко Я.П. Иностранные инвестиции - один из важнейших факторов экономического роста России // Место и роль органов внутренних дел в системе уголовной юстиции: Материалы научной конференции курсантов, слушателей и студентов (Май 2003 г.). - Омск; Изд-во Омск. акад. МВД России, 2004. - Вып. 8. - с.79-80
31. Инвестиции: правовое регулирование / Зимин В.А.. - Самара; Изд-во "НТЦ", 2005. - 211 с.
32. Семеусов В.А. Иностранные инвестиции и право в России // Правовое регулирование внешнеэкономического сотрудничества: Материалы Международного научного симпозиума "Перспективы развития регионов в условиях глобализации: экономика, менеджмент, право" (22 - 23 мая 2003 г.). - Самара; Изд-во Самар. гос. эконом. акад., 2003. - Ч. 3. - с.182-187
33. Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции как фактор глобализации мирового хозяйства (правовые аспекты) // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2003. - № 12. - с.16-21
34. Комаров В. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом "Юстицинформ", 2002. - № 3. - с.83-86
35. Иностранные инвестиции: Российская история (правовое исследование) / Курысь Н.В.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. - 219 с.
36. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт: Сравнительно-правовой комментарий / Вознесенская Н.Н.. - М.; Инфра-М, Контракт, 2001. - 220 с
37. Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2005 г
38. Вестник ВНИИЖТ, 2005, № 5 Оценка реальной эффективности мероприятий научно-технических программи инвестиционных проект Д-р экон. наук В. И. ЛУКАШЕВ, инж. Л. А. КРИЩЕНКО
39. Вестник ВНИИЖТ, 2005, № 4 Д-р экон. наук, проф. М. М. ТОЛКАЧЕВА, инж. Л. А. МАРТЫНОВА Механизм финансирования структурных подразделений в условиях ОАО «РЖД»
40. Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003-2005 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года №283.
41. Министерство путей сообщения Российской Федерации Приказ N 41Ц от 06 декабря 1999 года
3,000 руб.