Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" был принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г. и одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. (далее - Закон о приватизации 2001 г.).
Появление указанного Закона фактически подвело черту под десятилетней историей развития "российской приватизации", а также определило правовые и экономические основы ее развития на следующий период.
Развитие правового института, определяющего переход государственного имущества в частные руки, в полной мере отражает сложный, но динамичный путь развития российской государственности и институтов власти молодого государства.
Российской юриспруденции понятие приватизации не было известно до конца 80-х годов ХХ в. Практика отчуждения государственного имущества в частную собственность существовала издавна, однако особым правовым режимом такое отчуждение не наделялось.
Термин "приватизация" впервые был введен в оборот в 1976 г. американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня "Reason Foundation". Терминологические истоки этого понятия восходят, однако, к 1969 г., когда П. Друкер в своей книге "Век прерывания традиций" употребил слово "реприватизация" для обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам. В словаре Уэбстера понятие "приватизация" впервые появилось в издании 1983 г.; расшифровывается как "преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную" .
В процессе развития юридического понятия приватизации в России постепенно складывался обширный массив законодательства, регулирующего сам процесс перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность. К настоящему времени сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или муниципальным образованиям.
Необходимо отметить, что развитие приватизационного законодательства в наибольшей степени зависит от экономических целей, которые преследует государство, расставаясь со своим имуществом. И способы осуществления такого отчуждения (т.е. способы приватизации) неразрывно связаны с целью приватизации.
В процессе приватизации цели могут меняться с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов.
Так, в начале приватизации была поставлена и достигнута ее главная цель - перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами РФ, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).
Актуальность настоящего исследования обуславливается тем фактом, что, хотя и был завершен первый этап приватизации государственного и муниципального имущества, этот процесс продолжается и по сегодняшний день. По-прежнему существуют многочисленные споры о приватизации, регулярно подчеркивая несовершенство современного законодательства в этой сфере.
Итак, целью настоящего исследования является изучение института приватизации государственных и муниципальных предприятий и его современного состояния.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Исследовать нормативно-правовой комплекс, регламентирующий правоотношения¸ возникающие по поводу приватизации государственного и муниципального имущества.
2. Определить понятие приватизации государственного и муниципального имущества.
3. Исследовать порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий.
4. Изучить способы приватизации, предусмотренные Федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
5. Изучить особенности разрешения споров о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о приватизации государственного и муниципального имущества 6
1.1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества 6
1.2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества 10
Глава 2. Порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий 16
2.1. Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий 16
2.2. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий 30
Глава 3. Особенности рассмотрения споров о приватизации государственных и муниципальных предприятий 52
Заключение 58
Список использованной литературы 61
3,000 руб.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" был принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года, одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 21 декабря 2001 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251).
Настоящий Федеральный закон является основным актом законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества. Он состоит из 8 глав, объединяющих 46 статей.
До вступления в силу рассматриваемого закона приватизация государственного и муниципального имущества осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ (с учетом последующих изменений и дополнений). На основании норм этого закона был принят целый ряд нормативных правовых актов, продолжающих действовать в части не противоречащей Федеральному закону N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
В настоящее время рассматриваемый Федеральный закон действует в редакции Федерального закона от 18 июля 2005 г.
В статье 1 Закона о приватизации устанавливается значение понятия "приватизации государственного и муниципального имущества".
В широком смысле под приватизацией (от лат. privatus - частный) понимается передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических и (или) юридических лиц.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Закон о приватизации предусматривает следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Законодательство о приватизации является одним из наиболее динамично развивающихся. Большинство нормативных актов, регулировавших "первую волну" приватизации, уже утратило силу, однако споры, связанные с некоторыми сделками, совершенными в соответствии с этими законами, продолжают рассматриваться в судах и сегодня.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс. Часть 2. от 26 января 1996г. (в ред. федеральных законов от 12.08.1996 N 110-ФЗ, от 24.10.1997 N 133-ФЗ, от 17.12.1999 N 213-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 26.03.2003 N 37-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 23.12.2003 N 182-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 21.03.2005 N 22-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 N 15-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П) № 14-ФЗ.
3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп. от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля 2005 г.).
4. Письмо МНС России от 17 октября 2000 г. N СВР-6-31/807.
5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (утратил силу).
6. Закон РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации" (утратил силу).
7. Байкин Т.А. Приватизация как средство правового регулирования отношений собственности // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2004. - № 2.
8. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 1996. N 10.
9. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997.
10. Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике // Собственность в ХХ столетии: К 80-летию академика В.А. Виноградова. - М.; РОССПЭН, 2001.
11. Виноградов В.А., Веселовский С.Я. Приватизация в глобальном контексте. М., 1998.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий. М.: Бек, 1996.
13. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2000.
14. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстова. М., 1998.
15. Гражданское право России. Курс лекций / Под ред. Садикова О.Н.. – М.: Юристъ, 2001 г.
16. Гражданское право. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Суханова Е.А. - М.: Волтерс Клувер, 2004.
17. Грибанов В.П., Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1993.
18. Губин Е.П. Разгосударствление и приватизация: способы и формы. М., 1990.
19. Дубец Е.К., Кавелина Н.Ю. Приватизация государственного и муниципального имущества как институт гражданского права // Сборник статей молодых ученых. - Саратов; СЮИ МВД России, 2005.
20. Егоров А. Банкротство и приватизация: соотношение двух законов // эж-ЮРИСТ, N 26, июнь 2003 г.
21. Егоров А. Приватизация государственного имущества и производство по делу о банкротстве унитарного предприятия - должника // Хозяйство и право. - М., 2003. - № 10.
22. Камышанский В.П. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Закон. - М.; Известия, 2005.
23. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2002.
24. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Изд. 3-е. М., 1998.
25. Кузнецов И.В. Проблемы совершенствования законодательства о приватизации // Гражданин и право, N 1, июль 2000 г.
26. Лучин В.О. Приватизация: конституционно-правовые аспекты // Закон и право. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - № 7.
27. Любимов А. Приватизация федеральных государственных унитарных предприятий // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом "Юстицинформ", 2003. - № 6.
28. Мартемьянов В.С. Разгосударствление? Приватизация // Государство и право. 1992. N 5.
29. Недействительность сделок приватизации // эж-ЮРИСТ", N 20, май 2005 г.
30. Отнюкова Г. Приватизация государственного имущества // Закон. - М.; Известия, 2002. - № 6.
31. Павлодский Е., Шелютто М. Приватизация арендного предприятия // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом "Юстицинформ", 2003. - № 2.
32. Петров И.С. Приватизация как способ преобразования собственности // Адвокат. 2000. N 9.
33. Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации // Журнал российского права, N 2, февраль 2005 г.
34. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций / Комарицкий С.И.. - М.; Статут, 2000.
35. Ревина С.Н. Проблемы правового регулирование отношений собственности и приватизация // Право и политика. - М.; Nota Bene, 2005. - № 5.
36. Рябченко Л. Сложности оспаривания приватизации // эж-ЮРИСТ", N 17, апрель 2005 г.
37. Скайнер Л. Приватизация земли: политический конфликт и правовая неопределенность // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - М.; Изд-во Ин-та права и публичной политики, 2001. - № 2 (35).
38. Струнская О. Споры о приватизации, "эж-ЮРИСТ", N 44, октябрь 2003 г.
39. Толкушкин А.В.. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" – М.: Российское отделение Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА), 2004 г.
40. Тяпкина Е.А. Способы приватизации "Гражданин и право", N 2, март-апрель 2003 г.
3,000 руб.