Готовый реферат
на тему:«Финансы государственных и муниципальных предприятий»
Цена: 750 руб.
Номер: V31615
Предмет: Финансы
Год: 2000
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
имуществом, усиления государственного контроля и регулирование в государственном секторе экономики.
Целью работы является изучение финансов государственных и муниципальных предприятий. Для достижения данной цели в работе ставятся
следующие задачи: характеристика экономического содержания, сущности, функций финансов государственных и муниципальных предприятий,
принципы их организации, роль и место финансов в общественном воспроизводстве, а также пути совершенствования управления
государственных и унитарных предприятий.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками
предприятия. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях уставного фонда предприятия, о размере уставного
фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и
муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом
унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником, либо уполномоченным собственником органом и им
подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по
обязательствам собственника его имущества.
1. Характеристика и экономическое содержание финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
Финансы предприятий – система денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением прибыли и формированием
централизованных и децентрализованных денежных фондов. Денежный оборот, будучи обособленным, полностью или частично, составляет
материальную основу предприятий. Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и
сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы –
собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих
обязательств по платежам и расчетам.
Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Их функционирование
направлено на достижение общих целей эффективного развития предприятий. Финансы микроуровня являются объектом регулирования со
стороны государственных и муниципальных органов власти и управления. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений –
собственник. Главное лицо, реализующее эти задачи, - финансист предприятия.
Финансы опираются на бухгалтерский учет, экономический и производственный анализ, на действующую налоговую систему и т.д. При
свободном рынке финансовые отношения охватывают только бюджет, (предприятия работают по своим, не подчиняющимся экономике
законам), при регулируемой экономике часть отношений формируется непосредственно государством, часть – регулируется.
Все финансовые отношения действуют только на уровне предприятий, как юридических лиц. Все финансовые отношения, действующие внутри
предприятия, являются условными финансовыми отношениями.
Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое
назначение, выступают в качестве экономической категории.
Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют
денежную форму выражения. Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным
условием существования финансов. Нет денег – не будет и финансов, так как последние есть общественная форма, обусловленная
существованием первых.
Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Но и этого признака
недостаточно для полной характеристики сущности финансов. Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что действуют
разные экономические категории. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного
распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие элементы и происходит образование
различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений
осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части.
Важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения
всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим
для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций, где бы они не функционировали. При этом формы и методы, с
помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.
На предприятии финансы используются из следующих экономических отношений: 1) отношения между предприятием и другими предприятиями,
в ходе выполняемой финансово-хозяйственной деятельности. К финансовым отношениям не относятся отношения купли-продажи, обмена и
т.п., а относится только применение финансовых санкций за невыполнение или некачественное выполнение; 2) между предприятиями и
подразделениями, входящими в его состав. Эти отношения зависят от структуры предприятия и финансовых отношений, возникающих только
между подразделениями, имеющими самостоятельные балансы и счета. Отношения могут быть пополнены формированием уставных фондов,
перераспределением оборотных средств, перераспределением прибыли, уплатой налогов между предприятиями; 3) между
предприятиями и работниками по поводу выплаты денежных средств, главным образом из прибыли, и части, попадающей под государственное
регулирование; 4) между предприятием и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и по поводу получения льгот, целевого
финансирования, государственных кредитов в различных формах и т.д.; 5) между предприятием и коммерческими банками по поводу
получения и возврата кредитов; 6) между предприятиями и инвестиционными институтами по поводу формирования свободных денежных
ресурсов и их использования (инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д.); 7) между предприятием и вышестоящими органами (холдинги,
концерны) по поводу перелива капитала.
2. Сущность и функции финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями финансов необходимо понимать «работу» выполняемую финансами. Многие
экономисты, анализируя многообразие функций финансов, выделяют три основные функции: обеспечение национального хозяйства денежными
средствами, использование и контроль денежных фондов, распределение денежных средств на разных уровнях, планирования,
стимулирования.
Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения обязанностей в рамках
существующих форм собственности. К этой функции относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов, во временном
аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и
органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и
перспективу, балансов финансовых ресурсов, систему налогообложения.
Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка
составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых
органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и
финансовых ресурсов предприятия.
Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются
факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
Центральное место отводится функциям распределения и контроля.
Распределительная функция финансов состоит в распределении совокупного общественного продукта не только в натурально-вещественной
форме, но и по стоимости. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта
хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.
Объектами распределительной функции выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть
национального богатства (принявшая денежную форму).
Контрольная функция возникает на основе распределительной функции (в этом проявляется тесная связь контрольной и распределительной
функции), становясь ее продолжением и развитием, и проявляется, прежде всего, в контроле рублем. Финансовый контроль осуществляется по
всей системе финансовых отношений, по всем уровням реального денежного оборота. Объект контрольной функции финансов – финансовые
показатели деятельности субъектов хозяйственных отношений (предприятия, орган, учреждение).
Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением
подчеркивает исторически преходящий характер финансов.
Для комплексной реализации функций финансов имеет значение информационное обеспечение. Оно позволяет принимать решения с учетом
обмена мнениями и выбора оптимального из альтернативных вариантов достижения целей.
3. Принципы организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
В Российском законодательстве выделено в качестве самостоятельных два вида предприятий: государственное и муниципальное. Строго
говоря, это деление не совсем логично. Если употреблять понятие "муниципальное предприятие" как разновидность предприятий, создаваемых
местными муниципальными органами государственного управления, то обоснованным было бы назвать предприятия, организуемые
федеральными властями - федеральными предприятиями. При этом и те, и другие предприятия находятся в государственной собственности.
Итак, каким образом может быть создано государственное или муниципальное предприятие?
Общий порядок определен в статье 33 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Предприятие может быть учреждено либо
по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или
муниципального предприятия, в случаях и порядке, предусмотренным законодательством России. Предприятие может быть учреждено в
результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного
Похожие работы:
Гражданско-правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий ➨
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" был принят ...
В настоящее время назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения ...
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена рядом обстоятельств, из которых можно выделить, прежде всего, ...
Правовой статус государственных и муниципальных предприятий ➨
Введение
В современной России одним из самых важных факторов, определяющих ее устойчивое экономическое развитие, ...
Инвестиционная деятельность государственных и муниципальных предприятий ➨
В самом начале третьего тысячелетия Россия по-прежнему находится в процессе масштабных социально-экономических ...