ГлавнаяГотовые работы Элементы истории на уроках математики при изучении темы "Нумерация чисел"

Готовая дипломная работа

на тему:

«Элементы истории на уроках математики при изучении темы "Нумерация чисел"»









Цена: 3,000 руб.

Номер: V28949

Предмет: Педагогика

Год: 2009

Тип: дипломы

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение

Актуальность выбранной нами темы: «Элементы истории на уроках математики при изучении темы «Нумерация чисел» несомненна, так как в настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за интеллектуальные ресурсы общества. И от того, как будет функционировать школа, зависят не только настоящие, но и будущие условия жизни людей. В последние годы, как в начальной, так и в средней школе ведется активный поиск инновационных форм, методов и содержания школьного образования, которые могли бы создавать условия для роста интеллектуальных способностей учащихся.
Изменение содержания образования должно обеспечивать не только уровень усвоения знаний, умений, навыков, но и должно дать возможность для интеллектуального развития школьников, их кругозора, инициативы, самостоятельности. В связи с этим меняется характер познавательного отношения к миру: то, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее. Чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является его индивидуальная «картина мира» (М. А. Холодная).
Курс математики основной школы может создать условия для того, чтобы школьники увидели мировоззренческие аспекты математики, осознали генезис математических идей и пути к некоторым математическим открытиям, оценили роль математики в решении прикладных проблем. Тем самым появляется возможность усилить мировоззренческий и ценностно-смысловой аспекты математического образования в современной школе.
Ю. А. Дробышев, рассуждая о роли историко-математического знания в интеллектуальном развитии учащихся, пишет: «Включение в содержание обучения математике элементов историзма, с точки зрения феномена множественности культур, способствует пониманию учащимися того факта, что математика – наука, в развитие которой внесли свой вклад представители разных культур и народов».
При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знаний. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету. Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний — историзм. Исторический материал используется на уроках по различным предметам. Особенно много в этом отношении дают уроки истории, знакомящие учащихся с развитием культуры, науки, искусства. Широко используются элементы историзма в преподавании литературы: в обрисовке исторического фона литературного творчества того или иного писателя, в показе истории создания конкретного произведения. Проблема преемственности в обучении математике приобрела особое значение в связи с широкой диверсификацией школы, ставшей реальностью, с которой уже не могут не считаться как непосредственные участники учебного процесса -учителя, так и организаторы школьного образования, общество в целом. Острота этой проблемы определена как минимум тремя обстоятельствами: широким распространением различных типов общеобразовательных учреждений, профильной дифференциацией обучения на старшей ступени и в основной школе, наличием большого числа учебников в одной и той же параллели. В последние десятилетия, впрочем, как и практически всегда, эта проблема решалась исходя, по существу, из единственной цели - сделать более эффективным так называемое традиционное обучение, с более или менее устоявшимися содержанием и соответствующими требованиями к математической подготовке школьников, адекватными столь же устоявшими целям школьного математического образования и, главное, представлениям о роли математики в обществе и в жизни конкретного человека.
Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. Еще в конце XIX века - начале XX он обсуждался на съездах преподавателей математики. Ему были посвящены в нашей стране и за рубежом специальные работы.
В разное время ученые и методисты по-разному определяли цели введения элементов истории математики в преподавание в зависимости от общественного строя той или иной страны и общих задачах школы. Однако общим почти всегда были и остаются поныне следующие цели:
1) повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими фактического материала;
2) расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.
В наше время юноша или девушка, оканчивающие среднюю школу, должны иметь представление о месте и роли математики в современной передовой культуре.
Однако в программе нет конкретных указаний на то, какие сведения по истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах, в каком объеме и по каким разделам школьной математики.
Одно сообщение сведений по истории математики далеко не всегда способствует достижению тех целей, о которых говорилось выше. Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Залог успеха состоит в умелом использовании элементов истории математики таким образом, чтобы они органически сливались с излагаемым фактическим материалом.
Следует широко использовать для ознакомления с историей математики уроки закрепления пройденного, что будет способствовать оживлению этих уроков.
Однако в методике преподавания математики основной школы возможности исторических сведений еще недостаточно исследованы и реализованы в практике обучения. Анализ опыта применения исторического материала свидетельствует о том, что он обычно либо ограничивается рассказами об отдельных фактах из жизни ученых, сообщениями об их работах, о сделанных ими открытиях, либо в повествовательной форме излагается история отдельных крупных разделов математики. Лишь иногда обращается внимание к освещению приемов проведенного научного исследования, методологическим установкам ученого, его стилю мышления, предоставляется возможность учащимся рассмотреть историю развития идей, проследить логическую взаимосвязь понятий, методов.
Поэтому актуальной становится проблема определения роли и места элементов истории математики в школьном курсе.
Имеются исследования, посвященные методологическим основам развития истории математики (И. К. Андронов, Н. Бурбаки, Г. Вейль, А. Н. Колмогоров, М. Клайн, Ф. Клейн, В. Н. Молодший, А. Пуанкаре, А. К. Сухотин и др.).
В методике преподавания математики вопросам использования сведений по ее истории посвящены работы И. И. Баврина, Е. С. Березанской, В. В. Бобынина, Г. И. Глейзера, Б. В. Гнеденко, Ю. А. Дробышева, Т. А. Ивановой, И. Кадырова, К. А. Малыгина, К. А. Рыбникова, Л. Н. Рязановой, В. А. Тестова, В. М. Туркиной, Л. М. Фридмана, В. Д. Чистякова, С. И. Шохор-Троцкого и др. Большинство из них адресовано учителю, рекомендуя ему использовать тот или иной материал из истории математики в рамках школьной программы.
Так, В. В. Бобынин видит ресурс в использовании элементов истории математики, как особом методе преподавания, как одном из способов мотивации учебной деятельности школьников. Он говорит, что, используя историко-генетический метод преподавания, можно по-разному строить учебный процесс. Под историко-генетическим методом В. В. Бобынин понимает «метод, развивающий в преподавании положения и выводы науки именно таким образом, как они развивались в действительности». Продолжает эту идею Ю. А. Дробышев, отмечая, что это поможет учитывать истинные затруднения учащихся при усвоении учебного материала.
Имеются специальные диссертационные исследования, посвященные вопросам использования элементов истории математики (Н. А. Бурова,
Ю. А. Дробышев, С. В. Носырева, Т. С. Полякова и др.).
Объект исследования – особенности методики преподавания математики в начальной и средней школе.
Предмет исследования — методика использования элементов истории на уроках математики в начальной и средней школе.
Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании вопроса об особенностях использования элементов истории на уроках математики в начальной и средней школе при изучении темы «Нумерация чисел».
Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе обучения математике в начальной и средней школе будут использованы специально сконструированные многофункциональные учебные задания с элементами истории, направленные на актуализацию и обогащение различных форм умственного опыта, то это будет способствовать повышению качества математического образования, активизации творческих способностей учащихся и повышению их интереса к предмету.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования и для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к преподаванию математики в начальной и средней школе.
2. Рассмотреть вопрос воспитания школьников на уроках математики посредством сообщения им сведений из истории науки.
3. Обосновать специфику усвоения первоклассниками темы «Нумерация чисел» в начальных и средних классах.
4. Изучить специфику применения элементов истории на уроках математики в начальной и средней школе.
5. Разработать методические рекомендации по применения элементов истории на уроках математики в начальной и средней школе.
6. Провести педагогический эксперимент по эффективности использования элементов истории на уроках математики в средней школе при изучении темы «Нумерация чисел».

Научная новизна исследования:
– выявлен многофункциональный характер учебных заданий с элементами истории, которые обеспечивают информационную, развивающую, воспитательную функции, а также функции дифференциации и индивидуализации в процессе обучения математике;
– показано, что учебные задания с элементами истории обогащают различные формы умственного опыта учащихся: понятийный, метакогнитивный, эмоционально-оценочный опыт;
– разработаны учебные задания и осуществлено научно-методическое обоснование системы работы учителя математики при использовании элементов истории в школьном курсе математики.
Теоретическая значимость исследования:
– обоснована роль историко-математического материала в интеллектуальном развитии учащихся;
– расширена типология математических задач, используемых на уроках математики основной школы за счет введения учебных заданий с элементами истории;
– обогащена методика преподавания математики благодаря разработке учебных заданий с элементами истории математики, способствующих формированию различных форм умственного опыта учащихся.
Практическая значимость исследования:
– определены роль и место учебных заданий с элементами истории в курсе математики начальной и средней школы;
– разработана и апробирована методика использования специально сконструированных учебных заданий с элементами истории при изучении темы «Нумерация чисел».
В данной работе применялись следующие методы исследования.
Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования; анализ школьных программ, государственных стандартов общего среднего и профессионального образования, учебников по математике; обобщение опыта использования элементов истории математики в процессе обучения.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- работы по мировоззренческим аспектам математического знания
(А. Д. Александров, Н. Бурбаки, Г. Вейль, Б. В. Гнеденко, М. Клайн, Ф. Клейн, В. Н. Молодший, А. Пуанкаре, А. К. Сухотин и др.);
- работы по вопросам гуманизации и гуманитаризации образования
(Н. А. Бурова, О. В. Доможакова, А. Ж. Жафяров, Т. А. Иванова,
Г. И. Саранцев, С. Е. Царева и др.);
- работы по истории математики (И. К. Андронов, Э. И. Березкина,
Б. В. Болгарский, А. И. Володарский, М. Я. Выгодский, И. Я. Депман, В. С. Малаховский, А. Е. Раик, Д. Я. Стройк, А. П. Юшкевич и др.);
- работы по использованию элементов истории математики в образовании (М. И. Башмаков, Е. С. Березанская, Н. А. Бурова, Н. Я. Виленкин, Г. И. Глейзер, Б. В. Гнеденко, И. Я. Депман, Г. В. Дорофеев, А. В. Дорофеева, Ю. А. Дробышев, Е. В. Зубкова, Т. А. Иванова, Д. Икрамов, К. А. Малыгин, Б. Н. Миронов, Б. Н. Могильницкий, В. Н. Молодший, С. М. Никольский, С. В. Носырева, Л. Ф. Пичурин, Т. С. Полякова, К. А. Рыбников, А. А. Свечников, В. А. Тестов, Л. М. Фридман, В. Д. Чистяков, С. И. Шохор-Троцкий и др.);
- работы по проблемам интеллектуального развития личности (Ж. Адамар, Э. К. Брейтигам, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Гибш, Б. В. Гнеденко, В. В. Давыдов, В. А. Далингер, В. А. Крутецкий, Н. А. Менчинская, Д. Мордухай-Болтовский, С. Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Д. Пойа, А. Пуанкаре, А. Я. Хинчин, М. А. Холодная, И. С. Якиманская и др.);
- работы по индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ж. Жафяров, М. Е. Федотова и др.);
- психолого-педагогические концепции интеллектуального развития учащихся на основе обогащения их умственного опыта в процессе обучения математике (Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная и др.);
3,000 руб.

Похожие работы:

Развитие творческой деятельности на уроках математики в начальной школе 

Формирование и развитие творческой деятельности часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. ...

Роль дидактических игр в развитии познавательного интереса младшего школьника на уроках математики в 1-м классе 

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников математических представлений в процессе дидактической ...

Проектирование системы вал-подшипник. Выбор материалов системы 

Подшипники качения состоят из наружного и внутреннего колец с дорожками качения; шариков или роликов (тел качения), ...

Поиск по базе выполненных нами работ: