Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность выбранной темы заключается в том, что творчество Чарльза Диккенса – это удивительный мир детства, показанный совершенно не так, как привыкли видеть его большинство писателей. Тема детства у Диккенса – это уникальный взгляд на жизнь, это взгляд ребенка, слишком рано узнавшего, что такое мир взрослых, что такое невзгоды и тяготы, лишения и боль. Зачастую персонажи Диккенса – это дети-сироты. Например, Эстер Саммерсон, героиня «Холодного дома», воспитывалась крестной, Дэвид Копперфилд родился после смерти отца. Оливер Твист, «…если бы он мог знать, что он сирота, оставленный на милосердное попечение церковных старост и надзирателей, он кричал бы ещё громче».
Маленькие герои Диккенса – это не обычные дети, воспитанные в привычных и понятных условиях родительской заботы и ласки, это жертвы коварных жизненных поворотов. Причем, это могут быть как дети из низов, о чём любила упоминать социалистическая критика, так и дети из, казалось бы, вполне благополучных семей, но их судьба складывается не менее драматично. Диккенс умело и точно показывает, как Поля Домби, любимейшего сына, не знавшего в жизни ни лишений, ни одиночества сироты, убивает безмерная спесь «любящего отца». Детство без забот Дэвида Копперфилда обрывается, когда в доме появляется отчим. Здесь Диккенс показывает всю остроту и тяжесть непонимания, которое сваливается на жестоко наказанного Дэвида, одиноко сидящего в комнате и пытающегося хоть как-то осознать, почему перевернулся такой, казалось бы, устойчивый и благословенный мир.
Говоря о Диккенсе сегодня, можно сказать, что его творчество, и в особенности, тема детства, отраженная в его произведениях, как никогда актуальна. Наше время также наполнено смутой и бедами, неуверенностью в завтрашнем дне, жестокостью и беспощадностью. В наши дни также много детей, не знавших никогда родительских объятий, сирот при живых родителях, детей, вынужденных ежедневно думать о том, чтобы выжить в жестоком мире, где они, кажется, никому не нужны.
Главный вопрос, который хочется задать, анализируя творчество Диккенса, вполне закономерен: почему, по какой причине столь горька участь его маленьких героев, почему писатель наполняет их жизнь испытаниями, которые зачастую не под силу и взрослому человеку? Почему он «преследует своих детей»? Какую цель он преследует?
Известно, что произведение писателя – это его внутренний мир, его жизнь, его мысли, отраженные на бумаге, сыгранные героями произведения, как актерами в театре. Что хотел сказать писатель, повествуя обо всех ужасах и страданиях, пережитых его героями?
Исходя из этого вышеизложенного, можно сформулировать основную цель данной работы: раскрыть тему детства в произведениях Чарльза Диккенса.
Задачи данного исследования:
1. Изучить биографию Чарльза Диккенса
2. Изучить основную тематику произведений Диккенса
3. Изучить специфику темы детства
4. Проанализировать тему детства в наиболее выдающихся произведениях Чарльза Диккенса
Метод исследования: теоретический анализ литературы на заданную тему.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Жизнь и творчество Чарльза Диккенса. 5
1.1. Биография Чарльза Диккенса 5
1.2. Тема детства в творчестве Ч. Диккенса 13
Глава 2. Тема детства и образы детей в произведениях Диккенса 19
2.1. Оливер Твист. 19
2.2. Дэвид Копперфилд 22
2.3. Образ ребенка как отражение христианской позиции 24
Заключение 27
Литература 29
1,200 руб.
Диккенс-романтик утверждает добро, Диккенс-реалист внимательно и досконально исследует характеры героев темной стороны. Двоякость и неординарность взглядов Диккенса – причина того, что его произведения – это удивительные в своем прозрении наблюдения, как, например, драматическая встреча похожей на ангела Роз Мейли и проститутки с лондонского дна Нэнси.
Сочетание романтизма и реализма, детского и взрослого в творчестве Диккенса меняется от произведения к произведению, в зависимости от того, как в данный момент писатель понимает извечную тему добра и зла, осмысливать которую он пытается на протяжении всей своей жизни.
В «Оливере Твисте», например, зло проявляется в двух ипостасях: общественное зло и зло метафизическое. Общественное зло «Оливер Твист» - это «закон о бедных», санкционировавший открытие работных домов, этих «бастилий для бедных». В метафизическом плане зло - это Монкс с его сатанинским намерением не убить Оливера, а развратить его душу. Зло маниакально и не поддается объяснению никакими рациональными мотивами, даже такими, как эгоизм или жажда накопительства.
Добро же в понимании Диккенса – это идея, которая побеждает зло, поэтому носителями добра могут быть самые разные люди, вне зависимости от их социального положения (мистер Браунлоу, Роз Мейли, несчастный, но добродушный и справедливый Ногс и т.д.).
Эта идея находит свое отражение в образах героев, которых, независимо от возраста и социального положения, независимо от того, в какие условия они попадают, Диккенс наделяет чертами, определяющими в них ребенка или взрослого – по большому счету, светлую или темную сторону. В определенном смысле, это разделение отражает христианскую концепцию вселенского добра и зла. Здесь следует вспомнить, что Диккенс был хорошо знаком с текстом Священного Писания, и в своем творчестве опирался на одну из самых сокровенных фраз: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Диккенс полагал, что именно детская беззащитность способна спасти мир. Она прямее всего свидетельствует о жестокости мира — потому что ярче всего контрастирует с нею. Вот зачем Диккенс берет самое беспомощное на свете — ребенка — и помещает его в самую гущу тьмы. Нелицеприятный, ослепительно ясный свет детства высвечивает все укрытия и убежища зла — и тем самым разоблачает и судит его.
Несмотря на то, что многие критики считали произведения Диккенса излишне сентиментальными, в творчестве английского писателя прослеживается неповторимый реализм, тщательно спрятанный за неправдоподобностью персонажей. Реализм, говорящий об истинной житейской мудрости и умении видеть то, что другие привыкли не замечать.
Удивительна парадоксальность и необычайность мышления Диккенса, который жестоко бросает своих маленьких героев в самую грязь и боль человеческого существования. Но именно эти обстоятельства, дикие, адские, невыносимые, должны не только и не столько взывать к состраданию и пробуждать добрые чувства, сколько показать, насколько важно сохранить детство в душе – детство как единственный способ оставаться человеком, несмотря ни на что.
Можно говорить об ошибочности взглядов писателя, но нельзя в то же время забывать о той практической пользе, которую он принес Англии своей реформаторской деятельностью: значительно улучшилась система образования, жилищные условия, женщины получили большие права. «Я верю в бедняков и, насколько это было в моих силах, всегда стремился представить их перед богатыми в самом благоприятном свете и, надеюсь, до моего смертного часа буду ратовать за то, чтобы условия, в которых они живут, были несколько улучшены и чтобы они получили возможность стать настолько же счастливее и разумнее».
1,200 руб.
1. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. – М., Просвещение, 1959. – с.273
2. Романов А.А. Чарльз Диккенс. Биография и творческий путь. Спб. Изд-во Невское издательство. 1995. – с. 212.
3. Ивашева В.В. Творчество Диккенса. – М., Изд-во Логос, 1995. – с. 120.
4. Михеев О.С. Творчество Чарльза Диккенса. Тула. Изд-во Культура. 2001. – с. 140.
5. Волченко И.В. Детство и молодость Диккенса. «Вестник культуры», Ростов, №2 . с. 32-37.
6. Восьмаков А.Д. Творческая судьба Ч. Диккенса. М. Изд-во Радуга. 1999. – с. 192.
7. Хальзова Н.В. Педагогический смысл произведений Диккенса. СПб. Изд-во Народный учитель. 1998. – с. 186.
8. Анненская А., Чарльз Диккенс, СПб., 1992. с. 324.
9. Литература Англии XIX века. Учебное пособие для вузов. СПб. Изд-во Университет. 2003. – с.216.
10. Соловейчик Е.Ю. Гуманизм в западной литературе. Изд-во Альдебаран, 2001. – с. 420.
11. Соловейчик Е.Ю. Очерки о жизни писателей XIX века. Изд-во Альдебаран, 2004. – с. 373.
12. Кондратьева Т.М. Всемирная литература. М. Изд-во Радуга. 1997. – с. 400.
13. Гливенко И. И., Чтения по истории всеобщей литературы, изд. 2-е, Гиз, М., 1922; - с. 378.
14. Любимов В.И. Романтизм и реализм в западной литературе. М. Изд-во Учитель, 1994. – с. 243.
15. Зарубежная литература XIX в., М., Просвещение, 1983. – с. 417.
16. Хрестоматия по зарубежной литературе XIX в. М. Политиздат, 1981. – с. 318.
17. История западно-европейской литературы, учебник для вузов, М., 1974. – с. 383.
18. Дибелиус В. Лейтмотивы у Диккенса, сб. «Проблемы литературной формы», изд. «Академия», Л., 1928. – с. 238.
19. Честертон Г., Диккенс. Перев. А. Зельдович, изд. «Прибой», Л., 1947;
20. Гладилина И.Я. Зарубежная литература. XVIII-XIX вв. М., Просвещение. 1981. – с. 268.
21. Петросов А.С. Всемирная литература. Учебное пособие. М. Изд-во Логос. 2002. – с. 252.
22. Чарльз Диккенс. Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Библиотека Мошкова. www.lib.ru
23. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. Библиотека Альдебаран. 2003. http://lib.aldebaran.ru – c.230.
24. Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим. Библиотека Мошкова. www.lib.ru
1,200 руб.