Введение
Содержание
Заключение
Литература
Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.
СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти.
Актуальность выбранной темы на сегодняшний день не оставляет сомнения, поскольку в современном обществе, в частности в России в происходящих политических процессах, в том числе в политической борьбе далеко не последнюю роль играют средства массовой информации, производящие политический информационный продукт, формируя, влияя на общественное, в том числе политическое мнение масс.
Итак, целью настоящей работы является изучение места и роли средств массовой информации в политической жизни государства.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
- определения понятия, сущности и функций средств массовой информации;
- изучение истории развития средств массовой информации в России;
- изучение теории массовых политических коммуникаций и места средств массовой информации в системе массовых политических коммуникаций;
- исследование взаимодействия средств массовой информации с политическими процессами в России;
- исследование воздействия средств массовой информации на массы путем предоставления политического информационного продукта в России.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Понятие и история возникновения средств массовой информации 5
1.1. Понятие средств массовой информации 5
1.2. История возникновения средств массовой информации 16
Глава 2. Массовые политические коммуникации 29
2.1. Сущность и особенности массовых политических коммуникаций 29
2.2. Средства массовой информации в системе массовой коммуникации 32
2.3. Структура средств массовой информации и проблемы их функционирования 37
Глава 3. Влияние деятельности средств массовой информации на политические процессы в России 42
3.1. Политические позиции и влияние средств массовой информации в России 42
3.2. Средства массовой информации как инструмент политической пропаганды 54
Заключение 63
Список использованных источников 66
3,000 руб.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Средство массовой информации - средство распространения информации, характеризующееся:
1. обращенностью к массовой аудитории;
2. общедоступностью;
3. корпоративным характером производства и распространения информации.
Основными функциями СМИ являются:
– информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;
– аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
– развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).
Исторически СМИ проникали на политический рынок как органы партийной печати, а вместе с тем и как постоянно расширяющие свою читательскую аудиторию газетные издания. По мере развития этого процесса СМИ не только налаживали связи с населением, завоевывали должный общественный авторитет, но и приучали рядового гражданина чувствовать себя участником общесоциальных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики.
Появление массовых электронных СМИ, а также технических возможностей для обеспечения постоянных двусторонних (интерактивных) связей между коммуникатором и реципиентом, мировой информационной сети (Интернет) существенно повлияло на способы выявления общественного мнения, процедуры принятия политических решений, например, за счет уменьшения промежуточных институтов в системе государственного управления, расширения автономности нижних уровней управления, повышения динамизма в вертикальных и горизонтальных структурах власти и т.д.
Взаимодействие СМИ с аудиторией является определяющими, но и зависят от следующих критериев:
1. Доступность информации СМИ для аудитории, различных составляющих ее структуры.
2. Удовлетворение со стороны СМИ информационных потребностей аудитории, позволяющей аудитории с помощью СМИ быть в курсе всех важнейших событий жизни страны и мира, активно участвовать в политической, культурной и экономической жизни общества, взаимодействовать и сотрудничать с другими группами населения в решении насущных проблем и вопросов.
3. Возможность аудитории влиять на содержание продукции СМИ.
Нынешний потенциал воздействия СМИ на массовое политическое сознание (общественное мнение) далеко не так мощен, как иногда представляется. Прежде всего, это связано с продолжающимся падением потребления населением общественно-политической информации - сокращением суммарного времени и ухудшением качества ("ассортимента") чтения, слушания и смотрения соответствующих материалов.
СМИ сказывается также и широко распространенное ныне общее недоверие граждан к власти вообще и к любым социальным институтам, в частности вызванное как непрекращающимся спадом уровня жизни, так и определенной дискредитацией многих органов власти и общественных институтов в глазах населения.
Итак, на наш взгляд, можно утверждать, что возможности влияния СМИ на массовое политическое сознание и поведение российского населения в целом далеко не безграничны. Такого тотального интереса, внимания и доверия к сообщениям масс-медиа (а следовательно, и влиятельности СМИ), которые наблюдались в конце 80-х годов, сегодня уже нет. Это связано как с абсолютным сокращением потребления населением общественно-политической информации (сокращением аудитории СМИ и суммарного времени чтения, слушания и смотрения), так и с изменением этого потребления, вызванного падением доверия к сообщениям СМИ.
Сказанное не означает, что влияние СМИ вовсе отсутствует. Просто общество стало существенно более дифференцированным по характеру своего взаимодействия со СМИ, и различные группы населения весьма по-разному реагируют на информационные воздействия.
Двойственность и противоречивость общественного мнения в выражении своего отношения к деятельности СМИ отражает сложную и неоднозначную позицию самих СМИ в обществе. Задача совместить в своей работе принципы профессиональной этики с получением максимальной прибыли решается различными средствами массовой информации совершенно по-разному, равно как по-разному понимаются роль и функция СМИ в российском обществе и сегодняшние интересы этого общества. Все это вызывает вполне адекватную реакцию в общественном мнении. Не случайно в своих оценках деятельности прессы и электронных СМИ россияне разделились преимущественно в соответствии со своими политическими пристрастиями: негативные оценки характерны в большей степени для респондентов, оппозиционно настроенных к нынешнему курсу политического и экономического развития России.
3,000 руб.
1. Алексеева М.И. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / под ред. Засурского Я.Н. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2004.
3. Брайант Д. Основы воздействия СМИ. – М.: Вильямс, 2004.
4. Воробьев К.А. Политология. – М.: Академический проект. – М.: 2003.
5. Ворошилов В.В. Журналистика. Курс лекций – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.
6. Гаджиев К.С. Политология. – М.: Логос, 2001.
7. Декрет о печати // О партийной и Советской печати, радиовещании и телевидении // Сборник документов и материалов. М., 1972.
8. Доленко Д.В., Бахлов И.В., Бахлова О.В. и др. Политология. – М.: Дело, 2003.
9. Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология. – М.: Гардарики, 2004.
10. Деннис Э. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 1997.
11. Дубин Б. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки, № 4, 2003.
12. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М.,1985.
13. Есин. Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917). – М.: 2000.
14. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX-XX веке, М., 2001.
15. Законодательство Российской Федерации о СМИ. – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.
16. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики – М.: Изд-во МГУ, 2003.
17. Засурский Я.,Вартанова Е. История печати: Антология. Т. 1: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002.
18. История отечественной журналистики (1917-1945). Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. И.В.Кузнецов, Р.П.Овсепян, Р.А.Иванова – М.: Изд-во МГУ, 1999.
19. Козина Е.С. СМИ и выборы: Ресурс и угрозы политического мифотворчества. – М.: Изд-во "ВК", 2005.
20. Кузьмен О. В. Социология общественного мнения. - Новосибирск, 1996.
21. Кургинян С. Е. "Седьмой сценарий". Ч. 2. – М.: 1992.
22. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций. – М.: Зерцало, 2000.
23. Материалы Фонда «Общественное мнение», http://www.fom.ru/.
24. Материалы Центра исследований политической культуры России, http://www.cipkr.ru/.
25. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития – М.: Изд-во МГУ, 2003.
26. Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации: Учеб. пособие для вузов. – М.: МПСИ, 2006.
27. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е гг.) – М.: Изд-во МГУ, 1999.
28. Панарин И.Н. Информационная война и выборы – М. Городец, 2003.
29. Панкин А. Кто контролирует телевидение - проигрывает выборы // Новая газ. - 1998. - 21-27 дек.; см. также: Среда. - 1998. - № 2. - Апр.-май.
30. Плониш В.Ю. Теория и практика массовой информации: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: ИВЭСЭП, 2005.
31. Попов В.Д. Информационная политика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Рос.Академия гос.служащих (РАГС), 2003.
32. Почепцов Г.Г. Информационно - политические технологии. – М.: Центр, 2003.
33. Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004.
34. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. – М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2005.
35. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр, 2003.
36. Сальников В.П. Политология. – СПб.: СПбГУ МВД России, 2000.
37. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.
38. Солодухин Ю. Н. Российские средства массовой информации: являются ли они "четвертой властью"? // СМИ в политических технологиях. - М.: Энигма, 1995.
39. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н.Засурского, Е.Л.Вартановой, М.В.Шкондина. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
40. Средства массовой информации России. 2002 год. Анализ, тенденции, прогноз. - М.: Инфоцентр, 2003.
41. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004.
3,000 руб.