Введение
Содержание
Заключение
Литература
Путешествия, экскурсии, другие виды занятий туризмом – это широкая сфера реализации конституционных прав российских граждан: на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурному, природному наследию, на социальную защиту. Конституция РФ указывает, что Россия является социальным государством (ст. 7) .
В конце ХХ века, в процессе перехода к постиндустриальному обществу, в ведущих странах мира наметился переход к новому этапу развития туризма. В этот период наметился, в частности, переход от «общества рабочего времени» к «обществу свободного времени», от «рынка производителей туристских услуг» к «рынку потребителей туристских услуг» . Поэтому в ведущих странах мира явно наметилось возрастание социальной стороны, социальной составляющей туризма.
Комитет присоединенных членов Всемирной туристской организации (ВТО) в целях адаптации оздоровительного и социального туризма к новым потребностям индустриального общества создал рабочую группу под названием «Оздоровительный туризм», которая призвана определять программы этого вида туризма во всем мире.
В последнее время в России осуществляются определенные инициативы в сфере оздоровительного туризма. Цель развития этой сферы - предоставление возможности наибольшему числу людей проводить отпуск внутри своей страны или за рубежом и восстанавливать здоровье и трудоспособность с минимальными затратами.
Правильно организовать процессы оздоровления, то есть осуществлять деятельность, направленную на восстановление производительных сил человека, помогает рекреация - деятельность по рациональному использованию ресурсов отдыха. Наиболее распространенным в мире и чаще всего используемым способом организации рекреационной деятельности является туризм. Как и в любой другой отрасли, у туризма есть свои ресурсы. Но, в отличие от других отраслей, в туризме можно использовать практически любой из созданных на сегодняшний момент природой или человеком, ресурс.
В условиях современного индустриального общества потребность в рекреации постоянно растет. Объективным фактором, обусловливающим этот рост, является то, что антропогенное загрязнение окружающей среды, рост урбанизации и интенсивности производства, проявляются в увеличении заболеваемости населения (метаболические болезни, нарушения кардиовестибулярного аппарата, различные психические расстройства и т.д.) и в связи с этим постоянно расширяется интерес населения к оздоровлению с использованием природных лечебных факторов . Это дает основание прогнозировать увеличение спроса на рекреационные услуги.
В свою очередь развитие рекреационного комплекса способно оказывать активное влияние на экономику региона, в котором он развивается, так как он охватывает сегмент рынка, на котором пересекаются интересы предприятий традиционных отраслей хозяйства: транспорта, общественного питания, гостиничного хозяйства, культуры, торговли, средств коммуникаций.
Концептуализация понятий.
Рекреация – использование свободного времени для отдыха, восстановления трудоспособностей, развлекательной, познавательной, спортивной, оздоровительной деятельности людей ;
Рекреационные ресурсы - часть туристских ресурсов, представляющая природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующих технологий и имеющихся материальных возможностей ;
Туризм – активный, подвижный вид рекреации, связанный с временной переменой места жительства;
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, а также – это совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов культурного, оздоровительного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, являющихся национальным достоянием России;
Санаторно-курортное лечение – специфический вид рекреации направленный на укрепление и восстановление здоровья.
Дипломная работа посвящена исследованию рекреационного потенциала и перспектив туризма в Нижегородской области.
Актуальность работы состоит в том, что современный уровень развития отечественного туризма не соответствует основополагающим, конституционным установкам на социальный характер российского государства. Социально-экономическая, демографическая ситуация в стране, уровень и качество жизни значительного большинства граждан России, проблемы здравоохранения и т.д. требуют новых подходов, нацеленных на формирование благоприятной социально-демографической ситуации в стране. Достижение этой цели возможно лишь при условии развития различных форм стимулирования и поддержки морально-психологического и физического здоровья нации, в том числе – методами рекреационного туризма. Именно это обусловило выбор мной данной работы.
Цель работы: провести анализ объективных возможностей развития рекреационного туризма на территории Нижегородской области, выделить наиболее актуальные административные, организационные, экономические, экологические и др. проблемы, способствующие / ограничивающие эффективное развитие рекреационного потенциала региона.
Предмет исследования: рекреационный потенциал Нижегородской области.
Объект исследования: существующая социально-экономическая, административно-правовая, культурная и рекреационная инфраструктура туризма Нижегородской области.
В соответствии с целью, в процессе работы были решены следующие задачи:
• Собраны качественные и количественные оценки населения, демографической ситуации в Нижегородской области;
• Проведен анализ рекреационных ресурсов региона, экологической ситуации в Нижегородской области;
• Составлено описание ряда основных объектов, составляющих культурно-исторический потенциал Нижегородской области; собраны и систематизированы данные об основных объектах социокультурной и туристской инфраструктуры;
• Проанализировано состояние рекреационной сети Нижегородской области на основе данных открытых источников;
• Составлен рейтинг туристических фирм и туристско-экскурсионных бюро региона;
• Проанализированы перспективы развития рекреационного туризма в Нижегородской области, сформулированы рекомендации по его развитию.
В процессе работы автором использовалась информация социально-экономического характера пресс-службы Правительства Нижегородской области, аналитические материалы профильных министерств Правительства Нижегородской области, рабочей группы по подготовке программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002-2006 гг.», информационно-справочная информация мэрии Нижнего Новгорода.
При подготовке работы также привлекались материалы географической, экологической, транспортной статистики, размещенные на профильных Интернет-ресурсах.
Методологическая корректировка основных положений работы выполнялась с использованием теоретической и учебно-методической литературы по проблемам отраслевых аспектов туризма, справочных пособий по предмету.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Проблемы рекреационного туризма в Российской Федерации 8
1.1. Состояние туристской отрасли России 8
1.2. Состояние и перспективы развития рекреационного туризма
в России 11
Глава 2. Рекреационный потенциал Нижегородской области 22
2.1. Общие сведения о Нижегородской области 22
2.2. Население и его рекреационные потребности 23
2.3. Природные рекреационные ресурсы 32
2.4. Культурно-исторический потенциал 45
2.5. Социо-культурная инфраструктура 51
Глава 3. Туристская отрасль региона: состояние, перспективы развития 54
3.1. Туристская инфраструктура 54
3.2. Рекреационная сеть (дома, материально-техническая база) 62
3.3. Туристские фирмы и туристско-экскурсионные бюро 64
3.4. Действующие туристско-экскурсионные маршруты 66
3.5. Перспективы развития туризма в Нижегородской области 68
Глава 4. Рекомендации по развитию туризма в регионе 70
Заключение 76
Список литературы 82
Приложения 86
3,000 руб.
Проведенное исследование показало, что в Нижегородской области, как и в целом по России, сохраняется негативная демографическая обстановка, характеризующаяся низкими показателями воспроизводства населения, особенно в сельской местности. Несмотря на принимаемые в последние годы меры социально-экономического характера, уровень смертности и заболеваемости населения продолжает оставаться недопустимо высоким. Ожидаемая продолжительность жизни населения составляет 64,0 года, что является средним показателем для ПФО. Наиболее высокие показатели заболеваемости отмечаются по сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Ситуация осложняется крайне неудовлетворительным состоянием материально-технической базы и оснащенности муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, в особенности сельского здравоохранения, противотуберкулезной и психиатрической службы, что не позволяет эффективно внедрять современные медицинские технологии.
Экологическая обстановка характеризуется достаточно типичными для сегодняшней России проблемами. Состояние производственной базы и инфраструктуры городов оказывает достаточно сильное негативное влияние на воздушный бассейн области. Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленное производство, автомобильный транспорт. Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта составляет несколько сотен тонн в год.
Поверхностные воды Нижегородской области по естественному химическому составу довольно разнообразны, но в целом характеризуются высоким природным качеством. Исключение составляют закарстованные реки, вода которых из-за большой жесткости непригодна для целей водоснабжения.
Таким образом, необходима разработка программ организационного и материально-технического характера, реализация которых позволит снизить предотвратимые медицинские и медико-социальные потери трудоспособного населения Нижегородской области и обеспечить их полноценную рекреацию.
Проведя данное исследование, можно сделать вывод, что область, располагая необходимым рекреационным потенциалом, уникальными историко-культурными памятниками, а также имея центральное географическое положение, может выдвинуться в ведущую рекреационную зону страны и иметь международное значение.
Сеть охраняемых природных территорий в Нижегородской области, кроме территорий имеющих федеральное значение, таких как заповедник «Керженский» и Пушкинский музей-заповедник, представлена природными заказниками и памятниками природы. В настоящее время имеется 388 особо охраняемых природных территорий и 102 охранные зоны площадью 72622 га, которые занимают 7,5% площади области. В области насчитывается около 70 охотничьих хозяйств. Наличие в области природных ресурсов позволяют, при создании соответствующей инфраструктуры, активно развивать охотничий и рыболовный туризм.
Санаторно-курортная сеть представлена 62 санаториями, в том числе с грязелечебницами и скважинами с минеральной водой, 8 пансионатами, 6 домами отдыха, 55 базами отдыха и 4 турбазами.
Инфраструктура размещения представлена 72 гостиницами, мотелями и общежитиями, общей вместимостью 10382 места.
Для развития туризма Нижегородская область обладает в достаточном количестве как традиционными, так и уникальными историко-культурными ресурсами.
Историко-культурное наследие региона представлено 3327 памятниками истории, культуры и архитектуры, 396 из которых являются памятниками федерального значения; Нижний Новгород включен ЮНЕСКО в список 100 городов мира, представляющих наибольшую историческую и культурную ценность. Нижегородская область входит в десятку исторических территорий России. Все это создает достаточный потенциал для успешного развития в области культурно-познавательного туризма.
В особую категорию выделяются исторически населенные места. В этих поселениях охране подлежат не только историческая планировка и застройка, ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, но и древний археологический культурный слой, природно-исторический ландшафт, а также памятные места и традиционные промыслы. Всего в области в качестве исторически населенных мест зарегистрировано 37 поселений, 20 из которых включены в Список исторических населенных мест Российской Федерации.
Помимо всего, Нижегородская область обладает уникальными возможностями для развития религиозного туризма.
Нижегородская область отличается обилием и уникальностью культурных учреждений, памятников, событий и традиций. В области работает 13 театров, 25 государственных музеев, филармония, 1178 библиотек, 523 кинотеатра и киноустановки, 1222 клубных учреждения в городах и районах области, в которых насчитывается 8788 клубных формирований.
Все это позволит развить здесь до разумных масштабов индустрию туризма, отдыха и оздоровления, сервисного обслуживания, обеспечить Российской федерации и области крупную статью доходов.
Однако, несмотря на достаточный туристский потенциал, регион занимает пока далеко не ведущее положение на туристском рынке России. На рынке въездного туризма доля области составляет не более 1%, на рынке внутреннего не более 5%. Ресурсы области используются лишь на 20%.
Основной причиной является неразвитость туристской инфраструктуры области, обусловленной долгой закрытостью Нижегородской области для российских и иностранных туристов и, как следствие, информационным вакуумом о достопримечательностях края.
Наблюдается явный недостаток гостиниц туристского класса и высоко комфортабельных мини-гостиниц в исторической части в Нижнем Новгороде и мини-гостиниц туристского класса в крупных исторических центрах области. В сфере обслуживании гостинично-туристского комплекса области наблюдается низкий сервис обслуживания и отмечается недостаточная комфортабельность номеров.
В организации санаторно-курортного обслуживания существуют ряд проблем, среди которых следует отметить, прежде всего, ветхость материальной базы и устаревание технологического оборудования, высокие затраты на содержание жилого фонда, что повышает стоимость путевок и снижает конкурентоспособность местных предприятий отдыха и рекреации, наличие нерегулируемого рынка услуг с цепочками посредников.
Нижегородская область имеет все возможности для развития конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест.
В 2004-2005 гг. году активизировалось продвижение области как региона, благоприятного для въездного и внутреннего туризма. В целях повышения конкурентоспособности региона в сегменте въездного и внутреннего туризма в 2002 году Правительством Нижегородской области была принята программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002-2006 гг.».
Но, поскольку туристская инфраструктура и индустрия области на текущий момент недостаточно готовы к приему иностранных туристов, развитие внутреннего туризма рассматривается как промежуточный, но необходимый подготовительный этап.
Эффективное использование области как рекреационной зоны предполагает сохранение в естественном состоянии лесов, рек, озер, минеральных источников, земель, животного мира, а промышленное и сельскохозяйственное производство, бытовое хозяйство должны быть экологически чистыми. Существующие объекты с загрязняющими выбросами необходимо постепенно оборудовать современными очистными сооружениями.
В настоящее время наиболее перспективными сегментами туристского рынка, растущими опережающими темпами, являются:
• экологический туризм;
• культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;
• тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий такие виды, как научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и др. и обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;
• круизы;
Нижегородская область благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма.
Всемерное развитие туркомплекса области может быть обеспечено:
• совершенствованием нормативной правовой базы развития туризма и системы регулирования туристской деятельности на территории области;
• формированием необходимых информационных и организационно-управленческих структур;
• созданием стимулирующих условий для приоритетного развития въездного и внутреннего туризма;
• привлечением инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии;
• содействием развитию туристской инфраструктуры области;
• содействием созданию сети туроператоров по приему в районах области;
• содействием в разработке инвестиционных проектов и подготовке бизнес-планов в сфере ВВТ;
• формированием положительного туристского имиджа Нижегородского региона;
• интенсификацией маркетинговых усилий по продвижению нижегородского турпродукта на российский и международный туристские рынки;
• подготовкой и повышением квалификации кадров субъектов туриндустрии, координацией направлений образования в сфере туризма в соответствии с требованиями областной специфики отрасли;
• содействием развитию культурно-познавательного и этнографического, круизного, лечебно-рекреационного, экологического и приключенческого, религиозного, событийного и делового, охотничьего и рыболовного, сельского туризма и системы частных гостиниц;
• формированием нового общественного сознания (воспитанием атмосферы гостеприимства).
3,000 руб.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности в Российской Федерации».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года № 177 «О федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации».
8. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 954-р.
9. Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. Решение Коллегии министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 июня 2003 года №11.
10. Областная межотраслевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002-2006 гг.». Постановление Администрации Нижегородской области от 17 августа 1999 года № 246.
11. Гордин В.А, Хорева Л.С. Туризм в постиндустриальной экономике // Труды Академии туризма. Вып. 4. - СПб., 2003.
12. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика. 2003.
13. Зорин И.В., Лаверов Н.П., Некипелов А.Д. Системный взгляд на государственную политику Российской Федерации в области туризма. / Вопросы законодательного обеспечения государственной политики в области туризма. Сборник. / Cовет Федерации Федерального Собрания РФ. Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. – М., 2005.
14. Котелкин В.И. Социально-экономические проблемы России. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России. / Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 5. - Спб.: Петерб. гос. ун-т. 2005.
15. Мишанова М.В., Кастосов И.В., Амелин М.Н. Единый календарь туристических событий Приволжского федерального округа / Материалы Всероссийской конференции АДИТ - 2001 «Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие». - Тула: АМР. 2001.
16. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.- Ростов н / Д: Феникс. 1997.
17. Плечко Л.А., Сабанеева И.П. Водные маршруты СССР. Европейская часть. М.: Физкультура и спорт. 1973.
18. Пудалов Б.М. Русские земли Среднего Поволжья (вторая треть XIII – первая треть XIV в.). - Нижний Новгород: Нижневолжск. книжн. изд-во. 2004.
19. Сапрунова В.И. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89. 1997.
20. Сердобольская И.О. Государственное регулирование социального туризма и пути его совершенствования в Российской Федерации. – Спб.: Петерб. гос. ун-т. 2003.
21. Стржалковский В.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. Автореферат дисс … канд. эк. наук. – М. 2005.
22. Черникова И.Д. Формирование организационно-экономического механизма социального туризма в России. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т экономики. 2004.
23. Время отдыхать в России. Объединенный каталог туроператоров по внутреннему туризму. - М.: Либрис. 2005.
24. Доклад «Основные итоги работы департамента здравоохранения в 2005 году» // Материалы расширенной коллегии Департамента здравоохранения Нижегородской области. 28 февраля 2006 года. – Н.Новгород. 2006.
25. Информационный бюллетень «ГУ Нижегородской области Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» №1325 от 21.11. 2005
26. История Нижегородского края – Н.Новгород: Верхневолжское книж. изд.-во. 2000.
27. Круглый стол «Развитие внутреннего туризма в России». / Сборник материалов «круглого стола» 7 декабря 2005 года. – М.: ТПП РФ. 2005.
28. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Организация управления сферой услуг: практика, проблемы, перспективы» / Под ред. А.Д. Чудновского - М.: Гос. ун-т упр. 2001.
29. Материалы к заседанию комитета Торгово-Промышленной Палаты РФ в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. 22 февраля 2006 года. – М.: ТПП РФ. 2006.
30. Российская Федерация. Энциклопедия. – М.: Российская энциклопедия. 2002.
31. Статистический сборник Департамента туризма Минэкономиразвития РФ № 2-2001 // Турбизнес. 2001. № 6.
32. Статистический сборник Департамента туризма Минэкономиразвития РФ № 3-2004 // Турбизнес. 2004. № 9.
33. Статистический сборник Департамента туризма Минэкономиразвития РФ № 5-2004 // Турбизнес. 2004. № 11.
34. Туризм и отраслевые системы. Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2003.
35. Формирование новых центров притяжения. / Население и общество. Центр демографии и экологии человека ИНП РАН. – М.: ИНП РАН. 2002.
36. Объем международного туризма в 2005 вырос на 5,5%. / RATA-news. Электронная газета Российского союза туриндустрии. Номер 1457 от 07.02. 2006. (www.ratanews.ru).
37. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Нижегородской области за 7 месяцев 2005 года. Пресс-конференция у руководителя территориального управления Роспотребнадзора по Нижегородской области 12 августа 2005 года. (www. ocgsen.nnov.ru).
38. Официальный сайт Госкомитета Российской Федерации по статистике (www.gks.ru).
39. Официальный сайт Правительства Нижегородской области (www.gove
ment.nnov).
40. Официальный сайт администрации Нижнего Новгорода (www.admgor.nnov).
41. Официальный сайт администрации Арзамаса (www.arzamas.org).
3,000 руб.