Актуальность темы исследования обусловлена тем, что к концу ХХ столетья современная цивилизация столкнулась с целым рядом глобальных проблем, сила и масштабы которых представляют значительную угрозу существующей системе международных отношений. На смену ракетно-ядерному противостоянию двух военно-политических блоков появились новые противоречия уже локального масштаба - этнополитические конфликты, религиозный экстремизм и международный терроризм. Несмотря на меньшие размеры, они обладают значительным дестабилизирующим потенциалом, способным если не подорвать, то серьёзным образом затормозить происходящие сейчас процессы глобальной интеграции. Вызовы времени требуют адекватного ответа со стороны международного сообщества для обеспечения безопасного и устойчивого мира в новом тысячелетии. Одним из таких серьёзных факторов, угрожающих в настоящее время международной безопасности, являются многочисленные региональные конфронтации, которые возникли после распада тоталитарных режимов. Они стали следствием существовавших в прежние годы многочисленных латентных социокультурных и политико-правовых противоречий. Значительное развитие кризисные явления получили на постсоветском пространстве.
В современной России национальный вопрос стоит достаточно остро, несмотря на многовековый опыт строительства общего государства. Межэтническая напряженность продолжает вызывать тревогу у многих наших соотечественников, проживающих в регионах со сложной этнической структурой. Изменение пропорции между коренным и другими этносами в том или ином регионе за счет миграции; несправедливые, с точки зрения расселения этносов, административные границы; ошибки региональной языковой и культурной политики; бытовой и неофициальный национализм; диспропорции представленности различных этносов в науке, культуре, органах государственной власти и местного самоуправления; наследие советской эпохи в виде разного государственно-правового статуса народов - весь этот далеко не полный перечень факторов, поддерживающих и питающих эту напряженность, требует научного анализа с политико-правовых позиций, так как именно посредством права оформляется любое властное решение тех или иных проблем.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе политико-правовой режим национальных отношений не выступал в качестве отдельного предмета исследования, не подвергался научному анализу с точки зрения формы государства, теорий национального вопроса. Данная работа одна из первых обосновывает необходимость выделения политико-правового режима национальных отношений из разнообразных явлений межэтнического взаимодействия с целью развития и построения на его основе теории правового регулирования национальных отношений. Предпосылки такой теории содержатся в работах многих авторов, посвященных изучению проблемы национальных отношений с различных точек зрения. Правовые аспекты развития российских земель и народов, их населяющих, были затронуты в трудах юристов конца XIX - начала XX вв.: Н.Ф. Грабовского, М.М. Ковалевского, A.B. Комарова, A.M. Ладыженского, заложивших основы отечественной юридической этнологии. Среди современных ученых в этом направлении продолжают развитие отечественной юридической науки И.Л. Бабич, П.П. Баранов, В.О. Бобровников, А.Б. Венгеров, А.И. Ковлер, Г.В. Мальцев, Д.Ю. Шапсугов, А.И. Овчинников, Л.П. Рассказов, Г.Т. Трофимова. В их работах нашли свое отражение вопросы обычного права, традиционных институтов власти и политико-правовой культуры народов постсоветских государств. Несмотря на широкое освещение проблем в области укреплении межнациональных отношений с постсоветскими государствами мало уделено внимание роли этнокультурных, общественных организаций (объединений) а области укрепления межнациональных отношений с постсоветскими государствами, в частности Украины. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Роль международных связей в укреплении межнациональных отношений с постсоветскими государствами».
Объект исследования – межнациональные отношения России и Украины
Предмет исследования – роль международных связей в укреплении межнациональных отношений с постсоветскими государствами Россией и Украиной.
Цель исследования – изучить роль международных связей в укреплении межнациональных отношений с Россией и Украиной
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1.Изучить политико-правовые основы развития международных связей с постсоветскими государствами.
2.Охарактеризовать актуальные проблемы укрепления межнациональных отношений России с постсоветскими государствами.
3.Проанализировать межнациональные отношения с постсоветскими государствами (на примере России и Украины).
4.Определить основные механизмы международных связей в укреплении межнациональных отношений между Россией и Украиной.
Теоретико-методологическая база исследования: теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме, в исследовании использованы принципы и методы теории права, юридической и политической компаративистики, необходимые для изучения процессов государственного строительства в области национальных отношений России с постсоветскими государствами, а также для изучения современных этнических процессов использовались методы юридической этнологии, конфликтологии, политической этнологии, принципы политико-правового моделирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведен историко-политологический анализ развития межнациональных отношений России и Украины, выделены проблемы межнациональных отношений между Россией и Украиной в постсоветский период, проанализированы механизмы международных связей в укреплении межнациональных отношений между Россией и Украиной.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования межнациональных отношений России и Украины, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Бывший СССР как объект общего анализа – уходящая реальность. Совокупность стран, объединенных историческим наследием, экономическими связями и типом политической системы, достаточно быстро перестает существовать в качестве отдельного целостного региона. Развивая собственные внешнеэкономические связи и выстраивая систему тактических или долгосрочных союзов на международной арене, новые независимые государства уже действуют в рамках геополитических и геоэкономических регионов, центры которых расположены за пределами границ, и даже зон влияния Советского Союза. Судьба большинства стран находится в руках глобальных игроков, а сам вопрос о способности многих из постсоветских территорий превратиться в действительно суверенные национальные государства пока открыт.
Распад СССР в 1991 г., завершив сравнительно длительный этап исторического развития, породил целый комплекс новых проблем политического, экономического, военного и гуманитарного характера.
В новом политическом пространстве, образовавшемся после распада СССР, на первый план по своему значению и потенциалу вышел комплекс российско-украинских межгосударственных и межнациональных отношений. Этот комплекс проблем является геополитическим по самой своей сути. Всеми исследователями эти отношения признаются имеющими особое значение для двух самых крупных новых независимых государств Восточной Европы – Российской Федерации и Украины, а многие рассматривают их и как такие, которые будут иметь большое значение для всей Евразии.
Основной проблемой межнациональных отношений между Россией и Украиной в постсоветский период стала проблема статуса русских (точнее – т.н. русскоязычных) на Украине и украинцев в России стала одним из «раздражителей», и прямо, и опосредованно влияющих на отношения между двумя государствами после обретения ими независимости. Но в последнее время в российской и украинской политике постепенно утверждается идея необходимости национального самоопределения не на основе войны за суверенитеты, а на основе сотрудничества в решении задач выхода на мировой рынок идей, технологий и ресурсов, с одной стороны, и сохранении национальной самобытности – с другой. Постепенно приходит понимание, что «русскость» не враг «украинскости».
Два эти феномена веками переплетались на Украине и решение проблемы их дальнейшего существования
Анализ достигнутых в 2008 г. результатов в сфере межнациональных отношений России и Украины и защиты национальных меньшинств показывает, что в Российской Федерации в целом сформирована система механизмов реализации государственной национальной политики в отношении Украины Вместе с тем, необходимо продолжение работы по выстраиванию координации деятельности этих механизмов на всех уровнях власти. Учитывая актуальность вопросов, связанных с осуществлением государственной национальной политики Российской Федерации Украины, представляется целесообразным сосредоточить внимание на следующих направлениях: - создание единой государственной системы раннего прогнозирования и предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений этнического и религиозно-политического экстремизма; - совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти в части выполнения функции по контролю и надзору в сфере реализации государственной национальной политики и противодействия экстремизму; - разработка показателей эффективности реализации государственной национальной политики (профилактики межнациональных конфликтов и этнического экстремизма, определения уровня межэтнической напряженности) в рамках системы показателей эффективности деятельности губернаторов, а также основных критериев и показателей обеспечения национальной безопасности; - подготовка федеральными органами исполнительной власти совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах предложений по совершенствованию федерального и регионального (местного) законодательства в сфере реализации государственной национальной политики; - ежегодное выделение отдельной строкой в бюджетах всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств на реализацию государственной национальной политики; - утверждение внесенных в Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации корректив; - принятие рамочной федеральной целевой программы, предусматривающей осуществление эффективных мер по профилактике этнического и религиозного экстремизма; - создание Федерального национально-культурного центра «Дом народов России» в целях укрепления межнационального согласия и профилактики этнического экстремизма через инновационные этнокультурные проекты и гражданские инициативы; - оказание информационно-методического содействия органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления в ходе разработки и принятия региональных и муниципальных целевых программ этнокультурной направленности, в профилактике межэтнической напряженности и развитии социального партнерства.
В заключение, хотелось бы отметить, что проблема российско-украинских отношений как проблема практически-политическая требует и дальнейших конкретных разработок стратегии и тактики как двусторонних российско-украинских отношений, так и отношений в рамках СНГ и различных иных европейских и мировых структур. Предстоит, безусловно, и выработка критериев, на основе которых будет возможна научно обоснованная периодизация историографии данной проблемы.
Сегодняшние подходы: пророссийская либо проукраинская историография, пропагандистская либо научная – правомерны как относящиеся лишь к первому десятилетию постсоветских российско-украинских отношений.
Впереди большая политическая и аналитическая работа по всем направлениям взаимодействия новых независимых государств – Российской Федерации и Украины, которую предстоит вести не только государственным структурам, но и учёным этих стран, осмысливающим их общее прошлое, противоречивое настоящее и прогнозируемое будущее
3,000 руб.
Список использованных источников и литературы
1. Андреева Г.Н. Три государства – три модели? О правовом статусе национальных меньшинств и коренных народов в Беларуси, России и Украине // Россия и её соседи. «Славянский треугольник» в СНГ. – М., 2002.
2. Аппатов С.И. Национальные интересы, основные направления и приоритеты внешней политики Украины и России: сравнительный анализ / Украина и Россия: основные направления внешнеполитической деятельности. Матер. межд. конф. «Круглый стол российских и украинских ученых» (15-16 апреля 1993 г.). – Одесса: Логос, 2004. – С. 6-14.
3.Аклаев, А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент
/А.Р. Аклаев —М., 2005.
4.Алексеев, Н.Н. Русский народ и государство / Н.Н. Алексеев — М.,
2000.
5. Аппатов С.И. Украина и Россия: преодоление сложившихся политических стереотипов / Российско-украинские отношения: проблемы и перспективы. Матер. межд. конф. «Круглый стол российских и украинских ученых» (12-14 мая 1994 г.). – Одесса: Логос, 1994. – С. 7-11.
6. Арбатов А. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // Мировая экономика и международные отношения – 1994. – №8/9.
7. Абдулатипов,Р.Г. Пардоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства/Р.Г.Абдулатипов.-М.,1995.-345с.
8. Абдулатипов, Р.Г. Этнополитология. /Р.Г. Абдулатипов.- СПБ.: Питер,2004.-313с.
9. Арутунян, Ю.В. Этносоциология: пройденное и новые горизонты/ Ю.В. Арутунян, Л.М. Дробижева//Социс.-2000.-№4.С.34-45.
10. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология. Учебное пособие для ВУЗов/ Ю.В.Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов.- М.: Аспект Пресс,2002.-271с.
11. Арутюнян, Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: Межличностный аспект/Ю.В.Арутюнян//Социс.-1999.-№4.-С.58-62.
12.Арутюнян, Ю.В. Опыт осмысления проблемы этнократии /Ю.В.Арутюнян//Социс.-2004.-№3.-С.142-147.
13. Бабаков В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты в России» // Социально- политический журнал. 2004, №8, стр. 16-30
14. Боришполец, К.Политическое будущее России в свете теории этнонационального развития/ К.Боришполец,Т.Ружинская, Т.Степанова.-М.:Наука,2006.456с.
15. Буховец, О.Г. О временных ресурсах постсоветского этнонационализма/О.Г. Буховец //Полис.-2005.-№2.-С.56-63.
16. Дмитриев, А.В. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда/А.В.Дмитриев, Г.А. Пядухов//Социс.-2005.-№8.-С.90-100.
17. Дробижева, Л.М. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности/Л.М. Дробижева, И.М.Кузнецов//Мир России.-2000.-№4.-С.37-49.
18. Дробижева, Л.М. Говорит элита республик РФ. Сто десять интервью с политиками, бизнесменами, учеными, деятелями культуры, лидерами оппозиционных движений/сост.Л.М.Дробижева.-М.:ИЗА,1996.-http://www iea.ras.ru.
19. Диалог украинской и русской культур в Украине. // Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. – К.: Фонд поддержки русской культуры в Украине (Русский фонд), 2008. – 360 с.
20. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве/А.Г. Здравомыслов. -М.: Аспект Пресс,2006.-286с.
21. Иванов И. Россия и Украина - на пути к стратегическому партнерству // Зеркало недели. – 2000. – № 46. – 25 ноября. – С. 4.
22. Ивженко Т. Киев готов воевать с Россией. Внешняя политика Украины поднялась до уровня лучших западных разработок // Независимая газета – 2002. – 24 октября.
23. Ильин В. Этапы становления внутренней геополитики России и Украины // Полис. – 1998. – №3.
24. Иванов,В.Н. Центр социологии и региональных и национальных отношений/В.Н.Иванов.-http://www.ispr.ru/znamdat/10let/station/stati20.html.
25. Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР. М., 2001
26. Караганов С. Новые вызовы безопасности: Россия и Запад // Современная Европа. – 2002. – №1.
27. Кирюхин А.М., Колосов В.А. Приграничное сотрудничество в Российско-украинских отношениях // Полития. – 2001. – №1(19).
28. Кирюшин И.В. Роль России в возрождении Украины // Полития. – 2001. –№1(19).
29. Колосов В.А. Российско-украинские отношения в эпоху интенсивного национального и государственного строительства // Полития. – 2001. – №1(19).
30. Колосов В.А. Российская геополитика: традиции, концепции и современные вызовы // Общественные науки и современность. – 1996. – №3.
31. Колосов В.А., Кирюхин А.М. Приграничное сотрудничество в российско-украинских отношениях // Полития. – 2001. – № 1.
32. Колосов В., Туровский Р. Современные государственные границы: новые функции в условиях интеграции и приграничное сотрудничество // Известия РАН. Сер. геогр. – 1998. – №6.
33. Константинов С. Гримасы современной «дерусификации» истории Украины // Содружество НГ. – 2000. – № 7.
34. Константинов С.В. Ушаков А.И. История после истории. Образы России на постсоветском пространстве. – М., 2001.
35. Котельников В.С. Российско-украинские отношения: констелляция геополитических и национальных интересов // Россия и её соседи: «Славянский треугольник» в СНГ. – М., 2002.
36. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности// Государство и право. 1995, №12, стр. 11-18
37. Миграция и безопасность в России. М., 2000.
38. Майборода А. Этнополитическая сфера в Украине // Политические и экономические преобразования в России и Украине. – М., 2003.
39. Мельничук И.Н. Геополитические приоритеты современной Украины // Россия и её соседи. Соотнесение национальных интересов внутри стран (СНГ). – М., 1999.
40. Миллер А. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина ХIХ в.). – СПб., 2000.
41. Михайлов С.В. Российские и украинские эксперты о поисках нового алгоритма межгосударственных отношений // Полития. – 2001. – №3(21).
42. Молчанов М. Украина и Россия: особенности внешней политики // Украина и Россия: общества и государства//Полис. – 2001. – №3.
43. Моисеенко В., Соломин Ю. Украина XXI века: на распутье между Европой и Евразией или Германией и Россией // Вче. – 1999. – № 11. – С. 139-140.
44. Мошес А. Конфликтный потенциал в российско-украинских отношениях. Взгляд из России // Этнические и региональные конфликты в Евразии. В 3-х кн. Кн.2. Россия, Украина, Белоруссия. – М., 2002.
45. Мошес А.Л. Российско-украинские отношения: к новой модели без старого груза // Полития. – 2001. – № 1(19).
46. Мошес А. Россия-Украина: проблемы взаимоотношений // Современная Европа. – 2000. – № 3.
47. Национальные объединения и органы власти: проблемы оптимизации диалога. Нижний Новгород, 2008.
48. Пашков М.Ю., Чалый В.А. Украинско-российские отношения: взгляд из Украины // Полития. – 2001. – № 1(19).
49. Пашков М., Чалый В. Оборотная сторона стратегического партнерства // Зеркало недели. – 2000. – 15 апреля. – С. 1.
50. Полозкова Т.В. О некоторых гуманитарных аспектах российско-украинских отношений // Россия – Украина: векторы сотрудничества (Материалы «круглого стола»). – М., 2001.
51. Проекты законов о языках - экспертный анализ: Материалы «круглого стола» / Фонд поддержки русской культуры в Украине (Русский фонд). – К.: Русский фонд, 2000. – 216 с.
52. Россия - Украина: векторы сотрудничества/Материалы «круглого стола» в Дипломатической академии МИД России. 22 июня 2000 г. – М., 2001
53. Смирнов, А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики/А.Н.Смирнов//Полис.-2005.-№4.-С.32-45.
54. Узун Ю.В. Проблема трансформаций политических культур народов Восточной Европы // Актуальн проблеми полтики. Зб. наук. праць Вип. 5. – Одеса: Астропринт, 1999. – С. 183-187.
55. Фесенко В. Украинский национализм как фактор украино-российских отношений // Национализм и безопасность в постсоветском пространстве. – М., 2004.
56. Фесенко В. Украина: регионы и этнополитика // Регион: проблемы и перспективы. – Киев. 2001. – № 2-3.
57. Фурман Д. Украина и Россия: общество и государство. – М.: Права человека,2008. – 160 с.
58. Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения// Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006, Политика и международные отношения. Выпуск 20.
3,000 руб.