Введение
Содержание
Заключение
Литература
Современные конфликты создают весьма серьезную угрозу человечеству вследствие возможного их расширения в условиях глобализации, развития экологических катастроф, серьезных гуманитарных последствий, связанных с большим количеством беженцев, пострадавших среди мирного населения. Озабоченность вызывает и появление вооруженных конфликтов в Европе – регионе, где вспыхнули две мировые войны, крайне высокая плотность населения, множество химических и других производств, разрушение которых в период вооруженных действий может привести к техногенным катастрофам.
Говоря о конфликтах конца XX – начала XXI вв. следует остановиться на важнейшем пункте, который имеет не только теоретическую, но и практическую значимость: в силу чего и как изменился характер конфликтов. Ответ на этот вопрос непосредственно связан с определением характера современной политической системы и возможности воздействия на нее. Сразу после окончания холодной войны появились ощущения, что мир находится в преддверии бесконфликтной эры существования. Но события в мире стали развиваться так, что количество локальных и региональных конфликтов с применением насилия в мире сразу после завершения холодной войны увеличилось. В связи с этим исследователи выдвигают различные теории, связанные с нарастанием конфликтного потенциала в мировой политике. Одним из наиболее ярких представителей этого направления стал С. Хантингтон (S. Huntington) с его гипотезой о столкновении цивилизаций. Среди большого количества факторов, влияющих на развитие конфликтов последнего времени, особо следует выделить перестройку мировой политической системы, ее «отход» от Вестфальской модели, господствовавшей в течение длительного времени. Этот процесс перехода, трансформации связан с узловыми моментами мирового политического развития. Кроме того, дали о себе знать проблемы, связанные с распространением оружия, его бесконтрольным использованием, непростыми отношениями между индустриальными и сырьевыми странами при одновременном усилении из взаимозависимости. К этому следует добавить развитие урбанизации и миграцию населения в города, к чему оказались неготовыми многие государства, в частности Африки; рост национализма и фундаментализма как реакции на развитие процессов глобализации.
Наиболее сложным моментом темы является оценка роли конфликта. Преобладающая обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. Общественное мнение в основном оценивает конфликт как явление нежелательное, так как конфликт разрушает нормально функционирующую социальную систему. Мнения ученых не столь категоричны в определении негативного характера конфликта. Даже те специалисты, которые считают конфликт отрицательным явлением, все же усматривают в нем некоторые позитивные черты. Научная традиция, восходящая к Аристотелю, Гоббсу, Гегелю, Марксу, Веберу, вообще рассматривает конфликт как постоянный и необходимый компонент социальных отношений. Эта традиция объясняет полезность конфликта его способностью разрешать противоречия.
Конец XX и начало XXI века ознаменовались новыми факторами в развитии региональных конфликтов. Разрушение СССР и социалистической системы безвозвратно изменили геополитическую обстановку в мире, а внешнеполитическая доктрина России существенно отличается от доктрины страны, преемницей которой она стала. В мире появилась доминирующая сверхдержава – США, которая стремится к реализации собственных интересов и использует для этого любые методы, в том числе и на внешнеполитической арене. Кроме того, нельзя забывать про такие новые явления как терроризм, распространение оружия массового поражения, глобализация. Эти факторы порождают новые конфликты и придают иные оттенки старым.
Наша работа посвящена региональным конфликтам, путям их преодоления в современном мироустройстве.
Актуальность работы обусловлена возрастанием количества и интенсивности региональных конфликтов в современном мире, их опасностью для общемирового порядка и национальной безопасности Российского государства.
Объектом в работе является сущность и причины региональных немеждународных конфликтов, возможность их предотвращения и прекращения.
Предметом в работе выступают объективные данные о существующих и имевших место региональных конфликтах, их политическая и историческая оценка, правовые нормы международного и государственного уровня, регламентирующих механизмы прекращения региональных конфликтов и методы их преодоления.
Целью работы является определение сущности, причин возникновения региональных конфликтов, правовых основ их преодоления, методы разрешения.
Задачи работы:
- дать определение понятию регионального конфликта,
- определить и проанализировать причины региональных конфликтов, изучить их виды,
- определить пути разрешение региональных конфликтов,
- изучить комплексный характер мер урегулирования региональных конфликтов,
- оценить место и роль международных организаций в разрешении региональных конфликтов (ООН, НАТО, ОДКБ и др.).
- изучить особенности региональных конфликтов в Российской Федерации,
- проанализировать правовые основы борьбы с региональными конфликтами в РФ,
- изучить методы разрешения региональных конфликтов в РФ.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Понятие и причины региональных конфликтов. 7
1.1. Понятие регионального конфликта. 7
1.2. Причины региональных конфликтов, их виды. 18
Глава 2. Пути разрешение региональных конфликтов. 24
2.1. Комплексный характер мер урегулирования региональных конфликтов. 14
2.2. Международные организации в разрешении региональных конфликтов (ООН, НАТО, ОДКБ и др.). 33
Глава 3. Региональные конфликты в Российской Федерации. 46
3.1. Правовые основы борьбы с региональными конфликтами. 46
3.2. Методы разрешения региональных конфликтов. 50
Заключение 55
Список литературы 64
3,000 руб.
Заключение
В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем.
Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту. Они могут быть экономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, языковыми, межконфессиональными и др. Конфликты могут различаться по степени зрелости, характеру и остроте своего разрешения.
В самом общем виде конфликты принято классифицировать по следующим основаниям:
- с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне и внутриполитические конфликты, которые в свою очередь подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;
- по степени и характеру их нормативной регуляции;
- по качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности сторон, интенсивность кризисов и противоречий;
- по темпоральным (временным) характеристикам: долговременные и кратковременные. Некоторые конфликты в политической жизни можно завершить в течении предельно короткого времени, тогда как другие могут быть соотнесены с жизнью целых поколений;
- в соотношении со стремлением и организацией режима правления. В данном случае как правительственные выделяются конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи одного ряда субъектов с носителями власти).
Региональный конфликт имеет следующие характеристики: политический или военно-политический; контролируемый или неконтролируемый; локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»; дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния; соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации).
К категории собственно региональных конфликтов относятся межгосударственные конфликты, войны, связанные с появлением региональных гегемонов, а также конфликты ирредентистского характера, конфликты между государствами являются "региональными" почти по определению, отличаясь от конфликтов всеобщего характера, в которые вовлечено несколько воюющих сторон или коалиций и которые охватывают значительную территорию.
Образованию региональных конфликтов предшествуют определенные ситуации, в которых они образуются. К таковым ситуациям относятся:
- характер политического режима в стране, вовлеченной в конфликт;
- создание нового государства как политической единицы в мире;
- поддержание или сохранение суверенитета государства;
- территориальные вопросы;
- вопросы выживания государства и соответствующего политического режима;
- контроль за "стратегической территорией";
- национальное объединение или "консолидация нации";
- защита или поддержка военно-политического союзника.
В том или ином виде какие-то из этих причин всегда присутствуют в любых конфликтах.
В подавляющем большинстве случаев региональный конфликт имеет межнациональные или межконфессиональные истоки.
Кроме условий и факторов, которые негативно влияют на развитие национальных отношений, необходимо проанализировать объективные проблемы и противоречия, способствующие формированию межнациональных конфликтов. Наиболее главными из них являются следующие:
1. Проблемы государственно-правового статуса народов (вопрос самоопределения). Этнотерриториальные проблемы, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов.
2. Проблемы национально-территориального устройства и изменения статуса территорий.
3. Проблемы, связанные с хозяйственным использованием равнины и других территорий, приводящие к изменению этнического состава и ущемлению экономических, политических интересов компактно проживающего населения.
4. Проблемы языкового и культурного развития народов.
5. Проблемы сохранения ареала обитания и промыслов уникальных этносов.
6. Проблемы социально-экономического неравенства регионов и территорий.
7. Проблемы защиты прав и интересов русскоязычного населения.
8. Проблемы неконтролируемой миграции и ущемления прав этнических меньшинств.
9. Проблемы политического статуса народов и представительства национальных кадров в руководящих органах регионального и федерального уровня.
10. Проблемы, порожденные перекосами и ошибками в проведении национальной политики в центре и на местах в прошлом и настоящем.
11. Проблемы переоценки национально-религиозной исключительности и роли духовно-культурного наследия отдельных народов в истории региона и страны.
12. Проблемы, порожденные проникновением тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизацией религии.
Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и пр.). Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях включая: -механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками; -многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности -универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования.
Урегулирование конфликта является одной из форм завершения международного конфликта наряду с его разрешением, случайным завершением и затуханием. От урегулирования конфликта необходимо отличать его разрешение. Термин «разрешение международного конфликта» понимается в двух значениях: в широком значении он означает устранение или минимизацию проблем, разделяющих стороны и достижение согласия между участниками и включает в себя урегулирование конфликта. Разрешение конфликта в узком смысле понимается как устранение противоречия самими участниками конфликта, в то время как урегулирование конфликта происходит с участием третьей не участвующей в конфликте стороны.
Под мирным урегулированием международного конфликта понимается деятельность не являющихся сторонами конфликта третьих лиц, в том числе субъектов международного права и их представителей, направленная на прекращение противодействия между сторонами международного конфликта и разрешение противоречия, которое привело к предельному обострению ситуации, если оно имело место.
Современные подходы к урегулированию конфликтов во многом проистекают из их особенностей. В настоящее время социальная практика располагает достаточно разработанной для этого технологией. Большое значение процедурам и методам урегулирования конфликтов придает ООН. За деятельность в этой области ООН и ее Генеральному секретарю Кофи Аннану была вручена Нобелевская премия мира 2001 г. Поскольку конфликты создают серьезную угрозу региональной безопасности их урегулирование также находится в центре внимания многих региональных межправительственных организаций, в том числе ОБСЕ, ОАЕ и др. К решению этих вопросов подключаются и неправительственные организации. Следующая дискутируемая проблема – низкий уровень результативности воздействия на конфликт. Стойкость современного регионального конфликта к воздействию обусловлена тем, что он затрагивает глубинные ценностные и эмоциональные структуры участников, поэтому, как правило, требует длительного времени для примирения.
Деятельность по урегулированию и предотвращению конфликтов, в зависимости от ситуации, характера угроз, стадии развития, включает целый спектр мероприятий. Среди них – мероприятия от посредничества и наблюдений за выполнением соглашения до военных операций. Многие из этих технологий разработаны и введены в практическую сферу в конце XX столетия. В целом воздействие на конфликт для его мирного завершения осуществляется за счет превентивной дипломатии, поддержания мира, сохранения мира, восстановления мира. Важным в практике урегулирования конфликтов 1990-2000 гг. стало и то, что к этому процессу одновременно подключаются множество участников. В традиционной дипломатии урегулированием конфликтов занимаются государства и межправительственные организации – так называемое первое направление дипломатии (Track-I Diplomacy), или официальная дипломатия. Кроме того, в урегулировании конфликтов принимают участие неправительственные организации, отдельные лица. Данная практика неофициальной дипломатии получила название «второе направление дипломатии» ( Track-II Diplomacy).
Следует подчеркнуть, что такое множественное воздействие отвечает современным реалиям – многоплановости конфликтов, множественности и разнородности их участников, а также общей тенденции, связанной с активизацией негосударственных факторов. Особый вопрос – взаимоотношения неправительственных организаций с официальными структурами. Эти контакты строятся далеко не всегда просто. Официальные власти часто стараются ограничить деятельность неправительственных организаций в зоне конфликта, рассматривая ее, если НПО является международной, как вмешательство во внутренние дела. Вопрос о том, могут и должны ли неправительственные организации сохранять нейтральность в условиях конфликта, далеко непростой.
В период конца ХX в. особенно активно стали проводиться миротворческие операции (операции по поддержанию мира) по урегулированию вооруженных конфликтов (как международных, так и внутренних) под эгидой ООН . Одновременно обозначилась тенденция ко все более частому взаимодействию ООН с влиятельными региональными военными и политическими структурами для непосредственного проведения операций по поддержанию мира.
Вооруженные конфликты последнего десятилетия выявили актуальность сотрудничества ООН с региональными организациями в решении проблем внутренних вооруженных конфликтов. Обоснованием этому является тот факт, что возможности ООН в рамках принципа невмешательства шире, чем у государств. Для государств установлены более жесткие рамки. Ни отдельное государство, ни группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства, по какой бы то ни было причине. По мнению ученых, приоритет ООН при выполнении соответствующих миротворческих мероприятий остается безусловным. Статья 53 Устава ООН указывает на то, что "никакие принудительные действия не предпринимаются в силу этих региональных соглашений или региональными органами без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, предусмотренных статьей 107". По мнению П. Дюпона, роль ООН в сохранении мира продолжает оставаться решающей, а ее принципы являются главным условием коллективной безопасности во всем мире .
Кооперация усилий многих государств, осуществляемая по Уставу ООН в целях обеспечения и поддержания мира и безопасности, предполагает: меры по запрещению силы или угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2 Устава ООН); меры мирного разрешения международных споров (ст. 33); меры обеспечения и поддержания безопасности (гл. VII Устава ООН); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41); принудительные меры безопасности с использованием вооруженных сил (ст. 42); разоружение (ст. 11, 26, 47 Устава ООН); меры с использованием вооруженных сил региональных организаций и соглашений под руководством Совета Безопасности ООН (гл. VII п. "i" Устава ООН).
Механизм реализации миротворческих операций ООН существует в виде совокупности тех международно-правовых средств мирного урегулирования споров и разрешения конфликтов, которые предусмотрены не только в Уставе ООН, но и в Заключительном акте и других документах СБСЕ/ОБСЕ, материалах НАТО , различных региональных организаций и союзов государств. Когда речь идет о взаимодействии ООН с региональными организациями, то следует также назвать ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ . В учредительных документах этих организаций в той или иной форме оговаривается возможность их участия в процессе урегулирования вооруженных конфликтов. Следует напомнить, что Устав ООН содержит главу "Региональные соглашения", которая посвящена специфическому регионализму - военно-политическому.
Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание необходимого уровня защищенности всех объектов безопасности, такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации на международной арене.
Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ; настораживает и вмешательство США в союзе с некоторыми партнерами по НАТО в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН и России, во внутренние дела других государств, включая применение военной силы.
Из этого следует, что одно из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства - обеспечение его военной безопасности.
3,000 руб.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. N 237;
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
3. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 (ред. от 10.01.2000) "Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Российская газета, N 247, 26.12.1997.
a. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст. 375.
4. Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 11. Ст. 1146.
Научная и учебная литература
5. Скакунов Э.И. Международный конфликт // // Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994;
6. Авксентьев В.А Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
7. Овчинников В. С. Политические конфликты и кризисные ситуации // Социал-полит. науки. -1990. - № 10. - С. 58.
8. Пчелинцев С.В. О соразмерности ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. Из практики конституционного надзора // Журнал российского права. 2006. N 5 // СПС.
9. Красова Е.Ю. Этнизация политики как конфликтогенный фактор // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж, 2001.
10. Запрудский Ю.Г. Теория конфликта как технология познания и управления // Проблемы теории и форм управленческих технологий. Ростов-н/Д, 1999
11. Новосельцев В.И. Системная конфликтология. Воронеж, 2001
12. Глухова А. В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения// Государство и право. 1993 г., №6.
13. Хантингтон,С. Столкновение цивилизаций. М.; АСТ, 2003
14. Авксентьев В.А Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - с.6-22
15. Материалы сайта «Международный общественный фонд – Мир без войны» / http://www-f.org/read/26
16. Ибраева Г. СМИ в военно-политических конфликтах ХХ века // http://psyfactor.org/lib/infowar3.htm
17. Олегин А. НАТО: максимальная эффективность минимальными средствами // Отечественные записки, 2002, № 4-5. С. 63.
18. Арцибасов И. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. -- М. 1989. С. 157.
19. Дробот Г. А. Региональные конфликты: истоки и перспективы разблокирования// Социально-политические науки. 1990 г., № 2.
20. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов / И.И. Лукашук.-М.: Волтерс Клувер, 2005.
21. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 1999.
22. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX - начало XXI века). Учебное пособие / Блищенко В.И., Солнцева М.М. - М.: Городец, 2005. - 496 c;
23. Рыльская М.А. К вопросу прогнозирования и урегулирования межэтнических конфликтов на региональном уровне // Российский следователь. - М.: Юрист, 2002, № 2. - С. 27-30.
24. Джунусов М. С. Методологическое введение к изучению социально-политических и межнациональных конфликтов. М., 1991 г.
25. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов…М., 1997. С.96-97.
26. Рахманин В.С. Региональные конфликты и власть // Центр. Регионы. Местное самоуправление: к новой концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный опыт). Материалы международной конференции, организованной в Воронежском госуниверситете при участии администрации Воронежской области и Воронежской областной Думы. - М.: Формула права, 2000. - С. 21-36
27. Лебедева М. Процесс международных переговоров. М. 1993.
28. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Доклад Генерального Секретаря от 17.06.1992. A/47/277-S/24111
29. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право: Новые тенденции в международно-правовом регулировании / Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - М.: Дело, 1998. -С. 29.
30. Черноудова, М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций :Автореф. дис. … к.ю.н. -М.,2006. -21 с.
31. Ермолаев М.М. Операции ООН по поддержанию мира. М., 1994.
32. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. 2-е изд. М., 2001. С. 287.
33. Эммин В.Г. Региональные конфликты и международные организации. М., 1991.
34. Действующее международное право: В 3 т. Т. 2. М., 1997. С. 188 - 198.
35. Хохлышева О.О. Международно-правовые проблемы силового миротворчества ООН и возможные варианты их решения. Н. Новгород, 2000. С. 56.
36. Международные организации и кризис на Балканах: Документы. Т. 3. М., 2000. С. 13.
37. Поликанов Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию: Автореф. канд. полит. наук. М., 1999. С. 22.
38. Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1999. С. 44.
39. Кецбая Г.Р. Актуальные международно-правовые проблемы в области вооруженных конфликтов немеждународного характера и ситуация в Абхазии и Грузии: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 4.
40. Северинчик Ю.В. Международно-правовые проблемы вооруженного конфликта немеждународного характера: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 6.
41. Смирнов М.Г. Некоторые аспекты сотрудничества организации объединенных наций и международных организаций в урегулировании вооруженных конфликтов // Международное публичное и частное право, 2006, N 4.
42. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 159.
43. Джантаев Х.М. Международно-правовые вопросы выполнения федеральными органами исполнительной власти международных договоров Российской Федерации в военной области: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 1.
44. Гилимов С.К. Правовые проблемы предотвращения и урегулирования конфликтов на территории стран - участниц СНГ: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 19.
45. Егоров С.А. Актуальные проблемы права вооруженных конфликтов: Учебное пособие. М., 2000. С. 221; Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997. С. 20 - 24.
46. ООН в России. Деятельность в целях устойчивого развития. 2004. N 6. С. 2.
47. Хохлышева О.О. Международно-правовые проблемы силового миротворчества ООН и возможные варианты их решения. Н. Новгород, 2000. С. 76.
48. Ярославцев В.Г. Предложения по совершенствованию механизма защиты от посягательства на национальное равноправие в России, СНГ и бывших республиках СССР: Материалы конференции. Российский комитет адвокатов. СПб., 1993.
49. Бекишиева С.Р. Правовая система Дагестана: вопросы теории и практики: Монография. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005. С. 16.
50. Дзидзоев В.Д., Мусоева Ф.Б. Федеральное устройство России: опыт, специфика, особенности, перспективы развития // Россия и Кавказ: история и современность: Материалы научной конференции. Владикавказ: ППП им. В.А. Гассиева, 2005. С. 336.
51. Бондарь Н.С. Конституционное право как средство разрешения межнациональных конфликтов // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научно-практической конференции. Москва, 2000 / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 19.
52. Абдуллаев М.Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений (на примерах республики Дагестан) // Юридический мир, 2007, N 12.
53. Калоева Е.Б. К вопросу о новой концепции национальной безопасности России: Обзор зарубеж. материалов // Реформы: вчера, сегодня, завтра. 2001. N 3. С. 69 - 76.
3,000 руб.