Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что последнее десятилетие XX в. и первые годы XXI в. ознаменовались глубокой системной трансформацией российской социетальной системы. Поиск путей выхода из системного кризиса российской социокультурной системы, развитие и укрепления демократической государственности Российской Федерации, гармонизация межнациональных отношений требуют теоретического осмысления генезиса, пройденных этапов демократизации российского социума, механизмов, характера и последствий ее взаимодействия с этнополитической мобилизацией. Особенность Северного Кавказа как региона ЮФО заключается в том, что он входит зону нестабильности, зону столкновения цивилизаций, порождающую перманентные конфликты. Здесь произошло резкое усиление этничности и, соответственно, национализма, что привело к росту напряженности, конфликтности и экстремизма. В связи с этим, исследование факторов конфликтогенности в данном регионе приобретает особое значение для современной науки. Кроме того, этнополитические процессы, происходящие на Юге России, оказывают большое значение на политический процесс в странах, входящих в регион «Северный Кавказ», а процессы, происходящие в этом регионе, влияют на общую национальную безопасность в России. В связи с этим актуализируется вопрос о принципиальной совместимости процессов демократизации и модернизации с этническим национализмом, религиозной мобилизацией в условиях многонационального государства. Социальные и этнополитические процессы в Российской Федерации последних лет позволяют уточнить имеющиеся в социальных науках представления о трансформирующейся многонациональной политике и возможностях, границах использования транзитологических концепций и этнополитических подходов к их изучению. В контексте общероссийского социально-политического процесса особой вариативностью и динамизмом характеризуется ситуация в Северо-Кавказском регионе.
Степень разработанности проблемы. Проблемы этнического фактора социетальных процессов рассматриваются в различных парадигмах, преимущественно с точки зрения примордиалистского, инструменталистского, конструктивистского подходов. В работах Р.Г. Абдулатипова, С.А. Арутюнова, М.Н. Губогло, А.Г. Здравомыслова, С. В. Лурье, Л.С. Перепелкина, З.В. Сикевич, А.А. Сусоколова, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко и др. рассматриваются методологические проблемы изучения этноса, этничности, становления этнической идентичности и ее проявления в межнациональных и межэтнических конфликтах. Отличительной чертой публикаций В.А. Аксентьева, В.А. Тишкова является рассмотрение этнополитических процессов в контексте общерегионального развития и компаративистский подход к анализу конкретных ситуаций в республиках на Северном Кавказе. Несмотря на значительное число исследований по социологии и этнополитике Северного Кавказа, изученность этносоциетальной трансформации региона далека от завершения, она еще не подвергалась монографическому концептуальному исследованию на региональном уровне, во взаимосвязи проблем этнической мобилизации, демократизации и национальной безопасности РФ. Этим и обусловлен выбор темы исследования: «Основные направления государственной политики России на Северном Кавказе как фактор укрепления безопасности страны».
Объект исследования – государственная политика России на Северном Кавказе
Предмет исследования – основные направления укрепления государственной политики России на Северном Кавказе
Цель исследования – охарактеризовать эффективность действующей политики на Северном Кавказе и обосновать пути ее совершенствования.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1.Изучить основные подходы к разработке и реализации государственной политики укрепления безопасности РФ.
2. Охарактеризовать сущность, основные цели и задачи государственной политики укрепления безопасности РФ.
3.Проанализировать политическую ситуацию на Северном Кавказе.
4.Обосновать пути совершенствования государственной политики России на Северном Кавказе как фактор укрепления безопасности страны.
Теоретико-методологической базой исследования является совокупность принципов научного познания, включающие в себя историзм, объективность, системность, междисциплинарный подход. В процессе исследования были использованы официальные документы - Конституция Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, политико-правовые документы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в исследовании проанализирована этнополитическая ситуация на Северном Кавказе и предложены пути выхода из нее и направления по стабилизации национальной политики безопасности на Северном Кавказе.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
3,000 руб.
Заключение
Обобщив нормативно-правовые и литературные источники по теме исследования, можно сделать ряд выводов:
Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении.
Государственная политика может разрабатываться и реализовываться на нескольких уровнях в зависимости от масштаба решаемой проблемы или охвата общественной сферы. Этот уровень определяет цели и стратегию политики, характер участвующих организаций и индивидов, методы осуществления и последствия.
Обычно выделяют три уровня государственной политики: макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран; метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям; микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем. Кроме того, выделяют также общегосударственную, региональную и местную политику.
Понятно, что грань между ними весьма условна так, например, общенациональная государственная политика предполагает ее доведение до нижних звеньев государственной власти и возможность непосредственно влиять на конкретных граждан государства.
Важное значение имеет контекст государственной политики, и в первую очередь те многочисленные факторы внешней среды, которые влияют с различной степенью интенсивности на ее разработку и реализацию.
Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.
При формировании кавказской политики необходимо иметь в виду проблемы разделенных народов (осетин, русских, лезгин и др.). Так, например, проблема непризнанной Республики Южная Осетия является своеобразным катализатором напряженности на Северном Кавказе. От благополучия южных осетин, подвергающихся притеснениям со стороны Грузии, во многом зависит общественно-политический климат и в Северной Осетии, в целом на Северном Кавказе.
Северный Кавказ является территорией, расположенной в пределах Южного федерального округа (ЮФО). Однако, если ЮФО находится в процессе становления региональной общности, то Северный Кавказ выступает сложившимся социально-экономическим и историко-культурным регионом в течение уже ста лет. Северный Кавказ включен в систему трансрегиональных этнополитических отношений, происходящие здесь процессы оказывают воздействие не только на региональную, но и общероссийскую и кавказскую социально-политическую ситуацию, включая проблемы национальной безопасности. Северный Кавказ как наиболее сложный и проблемный регион Российской Федерации требует повышенного внимания к себе со стороны федерального центра. Необходимо, на мой взгляд, срочно решить сложные социально-экономические проблемы, связанные с малоземельем, ростом безработицы, избытком трудовых ресурсов.
Власти должны установить мораторий на пересмотр спорных границ (между осетинами и ингушами, ингушами и чеченцами, чеченцами и дагестанцами и т.д.). Следует добиться соблюдения всех статей Конституции Российской Федерации. Конституции республик Северного Кавказа, как и других республик страны, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, в противном случае увеличиваются шансы сторонников развала нашей страны (по примеру СССР). Федеральный центр в кратчайшие сроки должен обеспечить государственную безопасность России и законность на всей территории Северного Кавказа, расформировать и разоружить все бандгруппы, криминальные структуры, религиозно-экстремистские организации. Позитивную роль в этом может сыграть скорейшее подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий федерального центра и Чеченской Республики.
Стратегическая значимость Кавказа для России имеет геополитический характер, ибо Кавказ является своеобразным связующим звеном между Европой и Центральной и Передней Азией, он имеет выход к системе трех морей (Черного, Азовского и Каспийского). В то же время другой особенностью Кавказа является своеобразная изолированность новых независимых кавказских государств и российских республик, что обусловлено отсутствием международных контактных узлов, где сходились бы границы нескольких государств, затрудненностью связи данных политических субъектов с внешним миром и между собой, сильной экономической, а теперь еще политической и военно-стратегической зависимостью от транзита через территории соседних стран.
Обеспечение региональной безопасности на Северном Кавказе во многом зависит от эффективности нормативно-правовой базы федерального и местного законодательств. К числу потенциально конфликтогенных факторов, имеющих принципиальное значение в условиях полиэтничности Северного Кавказа, можно отнести и законотворческую деятельность органов власти субъектов Федерации на Северном Кавказе, связанную с формированием органов местного самоуправления.
В данном случае основное противоречие заключается в том, что утвержденные законом РФ принципы организации местного самоуправления не могут работать без соответствующего уточнения и конкретизации в многонациональных субъектах Федерации на Северном Кавказе.
Федеральному центру необходимо обратить внимание на Абхазию и Южную Осетию, где проживает достаточно много граждан Российской Федерации. Напомню, что в этих непризнанных государствах абсолютное большинство населения тяготеет к России и к русской культуре, что они подтвердили в начале 90-х годов ХХ века на референдумах по этому вопросу. Учитывая все это, представляется необходимым организовать подготовку специалистов различных областей для Абхазии и Южной Осетии в крупнейших вузах и научно-исследовательских институтах Российской Федерации. Для выработки новой более эффективно национальной и федеративной политики Правительству РФ необходимо сосредоточить большие усилия и в законодательной сфере.
Для республик Северного Кавказа необходимо пересмотреть законодательную базу и установить квоты на поставку горюче-смазочных материалов по относительно низкой цене для тружеников сельского хозяйства. Следует возмещать из федерального бюджета определенные части затрат, приобретая сельскохозяйственную технику, изготовленную в РФ. Целесообразным представляется, чтобы федеральный центр нашел эффективные механизмы, сдерживающие рост цен на энергоносители.
3,000 руб.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция РФ// Сборник нормативно-правовых документов РФ – М., 2008.
2. Концепция национальной безопасности РФ // Сборник нормативно-правовых документов РФ – М., 2008.
3. Реализация концепции национальной безопасности РФ на Северном Кавказе // Сборник нормативно-правовых документов РФ – М., 2008.
4. Абдулатипов Р.Г. Концепции государственной национальной политики Республики Дагестан (Проект) // Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития (Ответственный редактор и составитель А.К.Алиев). М., 2005, с. 260.
5. Агапонов А.К. Ответственность региональной политической власти: анализ и технологии (на примере Южного федерального округа) // Власть. – 2004. – № 6. – С. 28-37
6. Анцупов А.Я. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований -М.: 2007.
7. Анцупов А.Я. О междисциплинарных и внутридисциплинарных связях наук, исследующих конфликт //Мат. междунар. науч.-практич. конф. - Ижевск: - Университет, 2002.
8. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 2000.
9. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М.,2005
10. Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты анализа этнических конфликтов. Ставрополь, 2001.
11. Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 2002
12. Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2002.
13. Ануфриев В.В. Этнополитика и самоорганизация этнических общностей в России. Архангельск.,2001;
14.Авксентьев В.А., Бабкин И.О. и др. Ставрополье: этно-конфликтологический портрет. Ставрополь.,2002.
15.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования.М., 2000
16.Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность.М., 2002
17.Беженцы и вынужденные переселенцы: этнические стереотипы /Опыт социологического анализа/. Владиковказ.2002;
18.Бирюков С.В. Региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестник МГУ. Серия 18 «Социология и политология». – 2003. – № 1. – С. 3-24
19.Барганджия Б.А. Разграничение предметов ведения и полномочий как проблема совершенствования федеративных отношений в России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. – Ростов-на-Дону: ИППК РГУ, 2008
20. Введенский В.Г., Горохов А.Ю. Россия: испытание федерализмом (Теория и практика отечественного и зарубежного опыта). – М.: Серебряные нити, 2007
21. Гакаев Дж.Дж. Очерки политической истории Чечни (ХХ век). В двух частях. М., 2007, с. 109.
22. Гушер А. Узел трудных проблем: Исламский экстремизм и его роль в обострении ситуации на Северном Кавказе // Азия и Африка сегодня. М., 2007, № 11.
23. Гостев А. А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов: (Очерки по конфликтологии). М., 2003.
24. Громова О.Н. Конфликтология. Уч. пос. М., 2003.
25. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. М., 2003
26. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца ХХ века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование) (Второе издание). Владикавказ, 2004.
27. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России // Москва, 2006.
28. Дзидзоев В.Д. К проблеме взаимоотношений осетин и ингушей (историко-политологический анализ) // Вопросы политологии, истории и социологии (Сборник научных трудов). Выпуск № 2. Владикавказ, 2005, с. 116-129
29. Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Дис. … канд. филос. наук. – М., 2003; 30. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. – Ростов-на-Дону: ИППК РГУ, 2008
31. Денисова Г.С., Лубский А.В. Что такое этнополитология? // Политология в вопросах и ответах. М., 2001. С. 85–86.
32. Денисова Г.С. Этнополитический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-н/Д.,2001
33. Дмитриева А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликта – М,2006.
34. Дробижева Л.И.Этнополитические конфликты. Причины и типология.-М.,2003;
35. Дробижева Л.И. Этнополитические конфликты. Причины и типология, М., 2003.
36. Дробижева Л.М. Этнические конфликты //Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. М.,2000
37. Дарендорф Р.Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 2004.
38. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2001
39. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: политологический анализ. Ростов-н/Д., 2002
40. 3орин В.Ю. Национальная политика в России.М..2003.
41. Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М2002.
42. Запрудский Ю. Г. Региональные конфликты на северном Кавказе //Традиционализм и модернизация на Северном Кавказе: возможности и границы совместимости. Ростов н/Д.,2004.
43. Замычкин Я.Е. Некоторые особенности политической системы Чеченской Республики // Власть. – 2006. – № 10. – С. 52-54.
44. Замычкин Я.Е. Генезис и современное состояние политической системы Чеченской Республики. – М.: Медина-Принт, 2005. – 29 с.
45. Замычкин Я.Е. Политико-правовые механизмы совершенствования властных государственных структур Чеченской Республики. – М.: Медина-Принт, 2006. – 19 с.
46. Замычкин Я.Е. Некоторые особенности региональной политической системы // Язык, образование, культура, общество: от идеи к реализации: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2006. – С. 112-120.
47. Зеркин Д.П.Основы конфликтологии. Ростов-н/Д.,2001
48. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 2003
49. Информационно-аналитический материал «Северный Кавказ 2008-2009 Социально-экономические итоги» – М., 2009.
50. Козер Л.А.Функции социального конфликта //Социальный конфликт: современные исследования. - М.,2001;
51. Лубский А.В., Милованов Ю.Е. Этнополитология как научная дисциплина – М., 2001
52. Лубский A.B. Северный Кавказ - периферия российской цивилизации //Научная мысль Кавказа. 2000. №2
53. Лубский A.B. Конфликтогенные факторы на Юге России: Методология исследования и социальные реалии.- Ростов н/Д.: 2005.
54. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы. Решения, технологии. М..2002
55. Милованов Ю.Е. Факторы развития сепаратизма в Северо-Кавказском регионе //Региональный политический процесс. Ростов н/Д., 2003.
56. Максименко В.В. Война и мир в Чечне // Аналитические записки. – 2008. – Декабрь. – С. 13-36
57. Мацнев А. Социальные и межнациональные конфликты: пути предупреждения и регулирования //Основы национальных и федеративных отношений.М.,2001
58. Марченко Г.И. Этнополитология как наука // Социально-политический журнал. 2004. № 3-6.
59. Паин Э.А.Типология этнополитических конфликтов в пост-СССР как введение в изучение их природы - М.,2003
60. Проблемы этнополитики и политологии / Отв. ред. Е.И. Дулимов. Ростов н/Д, 2000.
61. Соловьев А.И.Политология: политическая теория, политические технологии. М.,2000.
62. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 2001.
63. Степанов Е.И. Управленческие аспекты региональной конфликтологии в России /Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Материалы международного круглого стола. Ростов-н/Д.: Изд-во СКАГС,2003.
64. Сперанский В.И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности //Социально-политический журнал. 2003, №2.
65. Теоретические и прикладные проблемы этнополитологии / Отв. ред. Ю.Г. Запрудский. Ростов н/Д, 1995.
66. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность – М., 2005.
67. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 2002
68. Тишкова В.А. Общество в вооруженном конфликте /этнография чеченской войны/ -М.: Наука.2001.
69. Тишков В.А. Диллемы развития России //Этнополис.2002, №1.
70. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов-н/Д.,2002.
71. Чешко С.В. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 2006.
72. Черноус В.В. Кавказская горская цивилизация — субъект цивилизационно-культурного взаимодействия и черноморско-каспийский регион //Традиционализм и модернизация на Северном Кавказе: возможности и границы совместимости. Ростов н/Д.,2004 и др.
73. Чумиков А.Н. Управлении е конфликтами. М.,2004
74. Шаргородская С.Б. Религиозный экстремизм в России и поиск путей его преодоления // Вестник Военного университета. М., 2005. № 2. С. 14-25.
75. Шипилова H.H. Проблемы урегулирования региональных межэтнических конфликтов //Ученые записки Донского юридического института. Ростов-н/Д.,2004;
3,000 руб.