Эффективная реализация органами предварительного следствия задач по защите личности, охране прав и свобод граждан невозможна без совершенствования правовой регламентации осуществления процессуального контроля начальником следственного отдела, прокурорского надзора и судебного контроля. Вопросам развития данных правовых институтов большое внимание уделяли Л.Б. Алексеева, А.П. Гуляев, И.М. Гуткин, А.М. Ларин, П.А. Лупинская, В.А. Михайлов, И.А. Попов, В.М. Савицкий, М.С. Строгович, А.А. Чувилев и другие авторы.
Однако в связи с необходимостью повышения уровня обеспеченности конституционных прав и свобод человека и гражданина вопросы совершенствования процессуального контроля, прокурорского надзора и судебного контроля в системе правовых элементов обеспечения государством прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве приобрели, по нашему мнению, в последние годы весьма существенное значение.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации
надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и
исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации, а также осуществляющих уголовное преследование и
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью.
В соответствии с действующими законодательными пред-
писаниями правовые акты о прокуратуре выстраиваются в четкую
иерархическую структуру. На самом высоком уровне находится
Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу и все правовые
акты более низкого уровня должны соответствовать ей. Так статья 129
Конституции РФ определяет, что прокуратура Российской Федерации
составляет единую централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору
Российской Федерации и ряд других положений. Несколько ниже в
иерархической структуре правовых актов находятся федеральные
законы. Они имеют верховенство на всей территории страны и подлежат
неуклонному исполнению. Конституционные основы построения и
деятельности прокуратуры находят свою реализацию в редакции
Федерального закона от 17 ноября 1995 г.(№168 – ФЗ), от 5 октября 2002
г. (№ 120 – ФЗ). Прокуратура Российской Федерации, в соответствии с
упомянутыми добавлениями к закону, помимо надзора, выполняет и
иные функции, установленные действующим законодательством.
Механизм осуществления прокуратурой ее функций и задач
регулируется также Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18
декабря 2001 г. с изм. от 31 октября 2002 г., Федеральными законами от
25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» с изм. от 21 ноября 2002 г.; от
30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»; от 25 июля 2002 г. «О
противодействии экстремистской деятельности» и иными актами. В
законах решается большинство вопросов организации и деятельности
прокуратуры.
Наша работа посвящена вопросам участия прокурора в досудебной стадии уголовного процесса, его функциям и полномочиям, соотношению прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и передачи дела в суд с судебным контролем.
Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве, переносом части полномочий прокуратуры суду, дисскусией в научных кругах о соотношении прокурорского надзора и судебного контроля.
Объектом исследования в нашей работе выступают функции и полномочия прокурора, работников прокуратуры на досудебной стадии уголовного процесса.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального законодательства, нормативные акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры и предварительного расследования, материалы судебной практики, научная и учебная литература по данной проблематике.
Целью работы является определение полномочий и функций прокурора на досудебной стадии уголовного процесса, соотношение прокурорского надзора и судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса.
Задачи:
- определить статус прокурора как участника уголовного процесса;
- определить задачи прокурорского надзора на досудебной стадии уголовного процесса;
- определить полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и прекращения предварительного расследования;
- определить соотношение прокурорского надзора и судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса;
- оценить перспективы контроля за предварительным расследованием.
Структура работы: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список литературы.
3,000 руб.
Подводя итоги рассмотрению вопросов участия прокурора в досудебной стадии уголовного процесса, можно придти к следующим выводам и заключениям.
Задачи прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса и участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регламентированы Законом о прокуратуре и УПК. Прокурор является должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. При этом его функции и полномочия в различных стадиях процесса неодинаковы.
Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях, из числа указанных в ст. 37 и 221 УПК и некоторых других :
1. Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
2. Давать согласие дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела (ч. 1 ст. 146).
3. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается только на основании судебного решения. Санкция (разрешение, согласие) прокурора также дается на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании (ст. 96), на применение меры пресечения - залога (ст. 106), на отмену или изменение меры пресечения, избранной в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию (ч. 3 ст. 110); на направление запроса следователя или дознавателя руководителям банков и иных кредитных организаций о предоставлении информации о денежных средствах и иных ценностях, принадлежащих подозреваемому или обвиняемому, при наложении на них ареста (ч. 7 ст. 115); на предание гласности данных предварительного расследования (ч. 3 ст. 161); а также на возбуждение следователем или дознавателем перед судом следующих ходатайств: об избрании в качестве мер пресечения домашнего ареста (ч. 2 ст. 107) или заключения под стражу (ч. 3 ст. 108), о продлении срока содержания под стражей (ст. 109); о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ч. 2 ст. 203); о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ст. 177); о производстве обыска или выемки в жилище (ст. 182); о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (ч. 4 ст. 183); о производстве личного обыска (ст. 184); о наложении ареста на корреспонденцию, ее осмотре и выемке в учреждениях связи (ст. 185); о наложении ареста на имущество (ст. 115); о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114); о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 165).
В связи с необходимостью повышения уровня обеспеченности конституционных прав и свобод человека и гражданина вопросы совершенствования процессуального контроля, прокурорского надзора и судебного контроля в системе правовых элементов обеспечения государством прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве приобрели, по нашему мнению, в последние годы весьма существенное значение.
Это потребовало разработки проблемы оптимизации обеспечения процессуального контроля, прокурорского надзора и судебного контроля в деятельности органов предварительного следствия, основными составляющими которой являются:
повышение роли руководителей органов предварительного следствия в обеспечении процессуального контроля, совершенствование прокурорского надзора на стадии предварительного следствия, расширение судебного контроля за отдельными следственными действиями, затрагивающими конституционные права и свободы граждан в ходе досудебного производства;
законодательная регламентация и ведомственное нормативно-правовое регулирование указанных выше проблем, ответы на которые требуют разработки концептуальных положений о направлениях совершенствования уголовно-процессуального законодательства, призванных обеспечить реализацию конституционных положений об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей только по судебному решению; об ограничении прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений также на основании судебного решения; о проникновении в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Совершенствование правовых основ процессуального контроля, прокурорского надзора и судебного контроля, как условие защиты органами предварительного следствия конституционных прав и свобод человека и гражданина, должно осуществляться, по нашему мнению, с учетом ряда факторов, существенно влияющих на обоснованность применения и эффективность этих мер. К данным факторам следует отнести:
1) уровень законодательной регламентации мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
2) уровень процессуального контроля, прокурорского надзора и судебного контроля за применением органами предварительного следствия законодательства по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина;
3) уровень ведомственной нормативно-правовой регламентации деятельности следователей по обеспечению прав граждан участников уголовного процесса.
Актуальным является вопрос о необходимости пересмотра подследственности некоторых видов преступлений.
В юридической литературе активно обсуждается вопрос о взаимодействии судебного контроля и прокурорского надзора за предварительным расследованием.
Контроль, осуществляемый судебной властью, в силу объективно присущих правосудию закономерностей функционирования не может и не должен заменять собою прокурорский надзор. Каждая из этих систем занимает свою нишу в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей, где суд является самостоятельной ветвью государственной власти, а прокуратура вместе с рядом других учреждений образует систему "сдержек и противовесов", способствуя своей деятельностью не только правильному разделению и балансу различных ветвей власти, но и их эффективному взаимодействию. В таком государстве судебный контроль за законностью должен обязательно дополняться внесудебными альтернативными механизмами обеспечения исполнения законов, соблюдения прав и свобод граждан.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января 2006 г.) //Российская газета от 22 декабря 2001 г. N 249
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503
4. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
5. Всемерно улучшить следственную работу, совершенствовать прокурорский надзор за следствием и дознанием // Социалистическая законность. - М.; Известия, 1996. - № 4. - с.9-16
6. Жогин Н.В. Прокурорский надзор за следствием и дознанием // Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием: Материалы научной конференции, посвященной вопросам прокурорского надзора за дознанием и предварительным следствием. - М., 1964. - с.3-19
7. Кизлык А.П. Прокурорский надзор за следствием и оперативно-розыскной деятельностью российских органов внутренних дел в сфере сотрудничества с правоохранительными органами иных государств - участников СНГ, возникающие при этом проблемы и вероятные пути их разрешения // Прокурорская и следственная практика. - М., 2005. - № 3-4. - с.118-136
8. Петрухин И. Прокурорский надзор и судебный контроль за следствием // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 1998. - № 9. - с.12-14
9. Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием: Материалы научно-практической конференции / Готлиб Р.М., Гужавин М.И., Дагель П.С. и др.. - Владивосток, 1970. - 61 с.
10. Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием: Материалы научной конференции, посвященной вопросам прокурорского надзора за дознанием и предварительным следствием / Звирбуль В.К., Рагинский М.Ю., Жогин Н.В.. - М., 1964. - 164 с.
11. Прокурорский надзор за предварительным следствием в советском уголовном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Гун Мо-И . - Л., 1960. - 15 с.
12. Прокурорский надзор за предварительным следствием и дознанием в органах МВД СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Якубов М.К.. - М., 1969. - 18 с.
13. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за предварительным следствием в органах внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Таджиев Х.С.. - М., 1979. - 13 с.
14. Сергеев Б.М. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью отказов в возбуждении уголовного дела // Юридическая мысль: Научно-практический журнал. - С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та, 2002. - № 7. - с.88-97
15. Прокурорский надзор за законностью предварительного расследования преступлений на транспорте: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Наумов А.М.. - М., 2005. - 28 с.
16. Махмудов В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: Тезисы научно-практической конференции: В 2-х частях. - М.; ИПК РК Ген. прокуратуры РФ, 2005. - Ч. 2. - с.16-19
17. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам о незаконной добыче водных животных и растений (по материалам деятельности органов прокуратуры Республики Дагестан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Курбанов Р.Д.. - М., 2002. - 27 с.
18. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия как направление прокурорского надзора // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: Тезисы научно-практической конференции: В 2-х частях. - М.; ИПК РК Ген. прокуратуры РФ, 2005. - Ч. 2. - с.25-27
19. Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением требований УПК РФ об основаниях, порядке и сроках приостановления предварительного следствия // Прокурорская и следственная практика. - М., 2004. - № 3-4. - с.183-192
20. Юсуфов А. Прокурорский надзор за расследованием преступлений, связанных с использованием интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. - М., 2005. - № 4. - с.47-56
21. Воронцов Е.В. Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел экономической направленности // Юридический вестник. - Ханты-Мансийск; Югра, 2004. - № 3-4. - с.9-10
22. Токарева М.Е. Прокурорский надзор и судебный контроль как гарантии законности ограничения конституционных прав граждан при расследовании преступлений // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. - с.214-219
23. Бессарабов В.Г. Судебный контроль. Прокурорский надзор (состояние и перспективы) // Право и политика. - М.; Nota Bene, 2001. - № 8. - с.46-55
24. Шалумов М. Судебный контроль и прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел // Уголовное право. - М.; Интел-Синтез, 2001. - № 1. - с.54-57
25. Шалумов М. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 2001. - № 4. - с.15-16
26. Селезнев М.А. Ведомственный процессуальный контроль и прокурорский надзор на предварительном следствии // Законность. 1999. № 1. С. 15.
27. Ларин А.М. Следствие: каким ему быть // Человек и закон. 1996. № 10. С. 50-55.
28. Гаврилов Б.Я. О процессуальной самостоятельности следователя: история, реальное состояние и перспективы развития или миф // Право и политика. 2001. № 2. С. 98-99
29. Власова Н.А. Пути совершенствования форм досудебного производства в уголовном процессе // Российский следователь. 2000. № 5. С. 19-23.
30. Материалы для пересмотра законоположений о порядке производства предварительного следствия. С.-Петербург; типография правительствующего сената, 1882. С. 235-237.
31. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под общей ред. В.И.Радченко) - М.: Юстицинформ, 2004
32. Алексеев С.Н.Функции прокурора по новому УПК РФ //Государство и право, 2002. № 5. С. 99-102.
33. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): Учебное пособие, 2005. // Allpravo.Ru - 2005.
34. Карнеева Л. Проблемы перестройки следственного аппарата органов внутренних дел // Социалистическая законность. 1989. № 2. С. 62—63.
35. Петрухин И.Л. Правосудие: Время реформ. М., 1991. С. 72.
36. Приказ Генеральной прокуратуры РФ "О порядке проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей" от 29 июля 2002 г. N 46.
37. Мартеьямов В. Подследственность прокуратуры//Материалы сайта «Закон и правопорядок»- http://zakon.rin.ru
38. Уголовный процесс: Возбуждение уголовного дела. Предварительное расследование: Методические указания / Белозеров Ю.Н., Болотин С.В., Волынская О.В. и др.. - М.; Изд-во ВЮЗШ МВД СССР, 1989. - 77 с.
39. Уголовный процесс: Учебник / Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. - 3-е изд., испр. и доп.. - М.; Спарк, 2002. - 704 с.
40. Уголовный процесс: Учебник / Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.; Спарк, 2004. - 671 с.
41. Уголовный процесс: Учебник / Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.; Спарк, 2000. - 574 с.
42. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (с источниками нормативных материалов, схемами и библиографией) / Басков В.И., Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. и др. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.; Зерцало, 2000. - 608 с.
43. Уголовный процесс России: Общая часть и досудебные стадии (курс лекций) / Безлепкин Б.Т.. - М.; Изд-во Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1998. - 320 с.
44. Савицкий В. Последние новеллы УПК: прекращение уголовного дела, состав суда, подсудность, подследственность // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 1997. - № 4. - с.18-20
3,000 руб.