Судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия.
Как наиболее стабильный институт государственной власти судебная власть - мощный фактор обеспечения стабильности правового порядка в общественной и экономической жизни, средство правового воспитания граждан .
Судебная система представлена тремя ветвями судебной власти – Конституционный Суд РФ, система судов общей юрисдикции (в том числе мировые судьи), система арбитражных судов.
Наша работа посвящена структуре и полномочиям Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Объектом исследования является деятельность, структура, функции и полномочия Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Предметом исследования выступает законодательство, регламентирующее деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, научная и учебная литература по данной проблематике.
Целью работы является определение судебной системы РФ, структуры и полномочий Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Судебная система РФ. 4
Глава 2. Конституционный Суд РФ. 11
Глава 3. Верховный Суд РФ. 19
Глава 4. Высший Арбитражный Суд РФ. 23
Заключение 27
Список литературы 31
1,200 руб.
Подводя итоги рассмотрению вопросов судебной власти в РФ, её конституционных основ и принципов, можно подвести следующие итоги.
Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных кон-фликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Основополагающее значение для характеристики судебной системы РФ имеет содержание и последовательность изложения ст. 125-127 Конституции РФ, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ.
Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела в отношении судей по их требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, а также дела:
об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских, а также международных общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации;
об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
по разрешению споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах;
об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: 1) рассматривает в первой инстанции: дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации; 2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; 3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.)
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"//Российская газета от 23 июля 1994 г. N 138-139
4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.).
Научная и учебная литература
5. Государственное право Российской Федерации: Учебник / Кутафин О.Е.. - М.; Юрид. лит., 1996. - 584 с.
6. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник / Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г.. - М.; Былина, 1997. - 284 с.
7. Гришин С. Требования к кандидатам на должность судьи // Российская юстиция, № 12, 2003.
8. Ермошин Г.Т. Судебная власть как система органов государственной власти // Законодательство и экономика, № 4, 2004.
9. Закон о статусе судей в Российской Федерации: Комментарии / Палеев М.С., Пашин С.А., Савицкий В.М.. - М.; БЕК, 1994.
10. Зеленин С. Совершенствовать надо не статус судей, а эффективность правосудия // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 2002. - № 1.
11. Иванов А.А. О путях повышения эффективности правосудия // Журнал российского права, № 12, 2005.
12. Каримуллин Р.И., Пилипенко Ю.С. Российская судебная система в контексте нового Федерального конституционного закона // Журнал российского права. - М.; Норма, 1998. - № 1. - с.23-31
13. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Под ред. Радченко В.И. М.:ИНФРА-НОРМА, 1998.
14. Конституционное право России: Учебник / Стрекозов В.Г.. - М.; Спарк, 2002. - 260 с.
15. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. Основы теории конституционного права. Ч. 1 / Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А.. - М., 2002. - 332 с.
16. Конституционное (государственное) право: Справочник / Додонов В.Н., Лафитский В.И., Румянцев О.Г.. - М.; Юристъ, 1995. - 191 с.
17. Конституционное право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Яценко В.В.. - Курск; Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2002. - 128 с.
18. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие / Куликов В.И., Румынина В.В.. - М.; Высш. шк., Мастерство, 2000. - 184 с.
19. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие / Стриканов Ю.Н. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Липецк; Изд-во Липецк. эколого-гуманитарн. ин-та, 2001. - 38 с.
20. Конституционное право человека и гражданина на правовую защиту: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Баранова С.Г.. - Екатеринбург, 2004. - 24 с.
21. Комментарий к ФЗ "О статусе судей в РФ", "Об органах судейского сообщества" // Государственная власть и местное самоуправление. - М.; Юрист, 2002. - № 4.
22. Комаров А.Н. Статус судей РФ: беспристрастность или независимость? // Российский судья. - М.; Юрист, 2002. - № 6.
23. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003.
24. Кэри С. Российская судебная система - адекватный форум для разрешения споров? // Коллегия: Российский правовой журнал. - М.; Волга Медиа, 2003. - № 6. - с.32-34
25. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г.
26. Ноздратенко Е. Единая судебная система - гарантия российской государственности // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 1998. - № 11. - с.1
27. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
28. Правовой статус судей в России (становление и развитие): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Гармоза П.В.. - Ростов-на-Дону, 2000.
29. Петрухин И.Л. Какой будет судебная система России? // Законодательство. - М., 1999. - № 8. - с.73-76
30. Путин В.В. "Прочная, современная, демократическая судебная система - это одна из главных составляющих развития страны" // Закон и право. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - № 1. - с.5-7
31. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М,, 1996.
1,200 руб.