Как только у человека возникает необходимость что-либо купить или продать, он сталкивается с таким экономическим понятием, как цена. С ценами неразрывно связано представление о дорогих и дешевых товарах, о доступных и недоступных. Каждому понятно, что цена происходит от денег и выражается количеством денег, которое платят за единицу покупаемого товара.
Однако представление о ценах, возникающее на бытовом уровне восприятия, недостаточно для проникновения в исключительно тонкие и сложные вопросы формирования и изменения цен на великое многообразие товаров и услуг. В экономике страны действуют одновременно множество цен, величина которых в течение короткого периода меняется, существует несколько десятков разновидностей цен, зависящих от характера, объема продаж, времени продаж. Наряду с ценами на товары существует цена труда в виде заработной платы, тарифы на услуги, валютный курс, цены на интеллектуальный продукт, информацию, банковская процентная ставка, цена предприятия, земли, имущества, арендная плата и ряд других цен. Фактически любой платеж связан с ценой, на основании которой устанавливается величина этого платежа.
Цены представляют гибкий и в то же время мощный рычаг управления экономикой, но и сами цены поддаются управлению. В централизованной экономике цены используются как внешний инструмент воздействия на производство, обмен, потребление со стороны правительства. В рыночной экономике цены, порождаемые рынком, спросом и предложением товаров, способствуют саморегулированию экономических процессов и формируются в результате такой саморегуляции.
Изучая цены, приходится концентрировать внимание не только на их величине и области применения, но и на том, как устанавливаются цены и каким образом изменяются.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть современную теорию рыночной цены.
Задачи курсовой работы:
1. дать понятие цены и рассмотреть ее сущность;
2. изучить виды цен;
3. ознакомится с функциями цены;
4. рассмотреть различные варианты установления цены в современной теории рыночной цены.
1,200 руб.
Введение 3
1. Понятие и сущность цены 5
2. Функции цены 13
3.Современная теория рыночной цены 16
Заключение 29
Список литературы 32
1,200 руб.
Цена – это денежное выражение стоимости товара, выполненных работ или оказанных услуг; формируется на мировом и государственном рынках. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации цена является одним из существенных условий некоторых видов договоров. В условиях рыночной экономики цены являются договорными.
Цена есть количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Но в этом высказывании скрываются по сути два определения.
Купля-продажа товара происходит только в том случае, если цена покупателя совпадает с ценой продавца, что далеко не всегда происходит и часто связано с необходимостью торга между ними. С точки зрения высказанного напрашивается уже несколько иное определение: «Цена товара есть результат согласования цены продавцам цены покупателя».
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены как товарные пропорции. О ценах начали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов определения. Появляются разные виды цен в зависимости оттого, как они формируются.
Цены имеют множество назначений, выполняют ряд функций, характеризующих их роль в экономике. Первичной функцией цены следует считать измерительную функцию. Посредством цены реализуется измерительная функция денег. Благодаря цене удается измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар. На основе цены рабочей силы, труда измеряется заработная плата. По цене товара устанавливается крепежная стоимость покупки.
Существует соизмерительная функция, которая заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары. Если цена отражает качество, то благодаря цене удается различать лучшие и худшие товары, редкие и распространенные блага.
В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и играют в основном роль рыночных регуляторов. Насилие над ценами ни к чему хорошему не приводит. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса, предложения и денежного обращения. Нарушение экономических законов, установление в административном порядке желаемых низких цен побуждает экономику реагировать на подобные действия дефицитом, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, а в особо острых случаях установление государственных цен порождает распределение товаров между покупателями, а то и вовсе талонно - карточную систему продажи товаров.
Тем не менее, и в условиях рыночной экономики не удается избежать регулирующего воздействия государства на цены, приходится использовать ценовой механизм, включающий элементы государственного вмешательства в процесс ценообразования.
В наиболее распространенной в настоящее время теории цен демонстрируется, как цены устанавливает рынок на основе равенства спроса и предложения? Однако к проблеме цен можно подойти и по иному?
Цены устанавливает продавец, а не рынок и не покупатель. Реакция покупателя, а через него и рынка является вторичной. И теория цены должна дать инструмент установления цены для производителя, а не только описывать коллективное взаимодействие всего рыночного механизма. Ведь конкретному продавцу или производителю мало утешения от того, что рынок сам «определит» цену, ибо к тому времени он может разориться. Значит, теория цены должна дать конкретному продавцу или производителю некоторые конкретные советы и рекомендации, как установить цену на товар прежде, чем вынести его на рынок.
Порок всех прошлых теорий цен состоит в том, что в них действуют не субъекты, а объекты рыночных отношений. Но рынок - это не ансамбль молекул, а поле взаимодействия разумных людей. И вот человеческий разум как раз и отсутствует в этих теориях.
Цена всегда основана на знании и интуиции, ибо никакой даже самый детальный анализ не способен дать надежную кривую спроса, в ней всегда есть неопределенность и гипотетичность, ибо она имеет дело с людьми, с их стремлениями, представлениями и даже прихотями.
Цена - это искусство. Наука позволяет дать для этого «искусства» образы и язык, но решения всегда должен принимать сам предприниматель.
1,200 руб.
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд. компания Лада, 2003. - 678с.
2. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Экономическая теория. Общая экономическая теория. – М.: МОСУ, 2001. - 421с.
3. Булатов А. Экономика. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: ЮРИСТЪ, 2002. - 896с.
4. Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.
5. Видяпин В.И., Добрынин Г.П., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714с.
6. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы //Бизнес и банки. – 2002. - №43.
7. Иохин В. Я. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2003. – 496с.
8. Принципы микроэкономики / Под ред. Н. Мэнкью. - СПб: Питер, 2003. - 560с.
9. Рейзберг Б.А. Основы экономики: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 597с.
10. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Учебник. /Под ред. А.Г. Грязновой и Т.В. Чепелевой. - М.: Юнити, 2002 – 641с.
11. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 609с.
12. Экономическая теория: учебник. / Под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд. перераб. и доп. - Мн.: БРГУ, 2002. – 611с.
1,200 руб.