В настоящее время преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад. Ввиду этого исследование внешнего долга России приобретает особенную актуальность.
Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
Цель работы состоит в исследовании внешнего долга России. Данная цель реализуется в виде решения следующих задач:
- рассмотреть понятие государственного долга, его виды и обслуживание;
- выявить способы и рассмотреть возможную стратегию управления внешним долгом;
- провести анализ внешнего долга России и определить проблемы и пути решения его управления на современном этапе.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие государственного долга 4
1.1. Понятие государственного долга 4
1.2. Классификация и обслуживание государственного долга 5
Глава 2. Управление внешним долгом 10
2.1. Способы управления 10
2.2. Стратегия управления внешним долгом 13
Глава 3. Внешний долг России 15
3.1. Структура внешнего долга 15
3.2. Динамика внешнего долга 21
3.3. Проблемы управления государственным долгом России, пути их решения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
1,200 руб.
Таким образом, государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами — с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства. В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственный долг может быть разделен на внутренний и внешний. В России главным критерием такого деления является валюта, в которой выражены долговые обязательств.
Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы обслуживания государственного долга: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций; варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
Основные методы управления внешним долгом: консолидация, реструктуризация, конверсия, секьюритизация и аннулирование. Несморя на существование методов управления внешним долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации.
Современный внешний долг России состоит из двух частей: долга бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР и нового долга России, который формировался в основном после 1992 г.
За последние 15 лет наблюдалось 2 максимума внешнего долга РФ: 1998-1999 гг. и 2008-2009 гг. Увеличение долга в эти периоды связано с мировыми финансовыми кризисами и соответсвующие им повышения курса доллара США.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.
1,200 руб.
1. «БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 17.07.1998 (ред. от 09.04.2009)
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002, 687 с.
3. Государственные финансы России: XIX - первая четверть XX века. М., 2003.
4. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — 2 е изд. — М.: ИНФРА М, 2004. — 543 с.
5. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360с.
6. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации: 2008 г. – М.: ЦБ РФ, 2009.
7. Финансы: учеб. -2-е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева.—М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.—636 с.
8. Финансы и кредит в 3-ех частях / Под ред. В.П. Литовченко – М., 2006, ч.I Государственные финансы.
9. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. 2003. N
10. Гаген А. Финансовый кризис в России. Тенденции и перспективы // Информационное Агентство «Финансовый Юрист» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.financial-lawyer.ru, свободный.
11. Официальный сайт Банка России www.cbr.ru.
12. Официальный сайт Минфин РФ www.minfin.ru.
1,200 руб.