В Гражданском кодексе Республики Беларусь нашли отражение многие положения, касающиеся юридического лица. Проблема юридического лица очень сложна и трудна для права. История права показывает, что современное правовое представление о юридическом лице как особой и единой личности, созданной людьми (физическими лицами) для реализации определенных хозяйственных (нехозяйственных) целей, сложилось далеко не быстро.
Тем не менее, большинство цивилистов признают необходимость существования юридического лица, которому передаются определенные права для самостоятельного выступления в гражданском обороте, на которое возлагаются определенные обязанности и ответственность за совершаемые действий (причем субъектом ответственности является само юридическое лицо, а не составляющие его физические лица).
На сегодняшний день в Республике Беларусь теоретические вопросы государственной регистрации юридических лиц остаются неисследованными должным образом. Это связано, в первую очередь, с отсутствием легального определения государственной регистрации, которое позволило бы наиболее точно раскрыть ее сущность. В работе автор раскрывает теоретические понятия, сущность и порядок образования юридических лиц, выявляет проблемные моменты действующего законодательства и предлагает пути их решения.
Цель работы: раскрыть значение, сущность и порядок создания юридических лиц.
Указанная цель предполагает последовательное решение следующих задач:
определить понятие и признаки юридического лица;
рассмотреть и сравнить различные способы создания юридического лица;
определить понятие и функции государственной регистрации юридических лиц;
изучить порядок государственной регистрации коммерческих организаций.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе создания юридических лиц.
Предмет исследования: установленный законодательством процесс и порядок образования юридических лиц в Республике Беларусь.
Методологическую основу работы образуют как общенаучные методы познания (анализ, синтез, системный и функциональный подходы), так и частнонаучные – исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
В работе были использованы труды таких авторов, как РОЛОР Лукашов А.И., Вабищевич С.С., Фадеев В., Куницкая О.М., Братусь С.Н., Венедиктов А.В. и других, а также положения действующих нормативно-правовых актов.
Структура исследования обусловлена характером и последовательностью поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, семи шести, заключения и списка использованных источников.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
2. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 12
2.1. Сравнительный анализ способов создания юридических лиц 12
2.2. Принцип создания юридических лиц в Республике Беларусь 14
3. ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3.1. Понятие государственной регистрации юридических лиц 20
3.2. Условия регистрации юридических лиц 23
3.3. Этапы государственной регистрации юридических лиц 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
1,200 руб.
Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица – коммерческой организации возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
Одним из требований, предъявляемых законом к созданию и деятельности коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных документов. К учредительным документам относятся устав и (в ряде случаев – или) учредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д.
Государственная регистрация юридических лиц – это процесс, система, порядок. На законодательном уровне понятие «государственная регистрация» не определено. Автор считает целесообразным определение государственной регистрации, содержащееся в Проекте Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации юридических лиц: «под государственной регистрацией юридического лица понимается осуществление государством в лице уполномоченных органов контроля за процедурами учреждения или реорганизации юридического лица, а также внесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица путем принятия соответствующих решений».
Функциями государственной регистрации коммерческих организаций являются следующие: учётно-контрольная функция, предпороговый контроль, охранительная функция, достижение правовой прозрачности хозяйственного оборота.
Принятие Декрета, утвердившего новый порядок регистрации следует рассматривать как переход к более цивилизованным правовым отношениям между государством и публичными субъектами. Некоторые элементы заявительного принципа или шаги в эту сторону осуществляются, но целиком заявительным принципом это назвать нельзя. Скорее это можно было бы назвать заявительно-разрешительным принципом – поскольку сохраняется множество возможностей для отказа в регистрации, сохраняется так называемый «предпороговый контроль».
1,200 руб.
1. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11(в ред. от 17.12.2007 № 8) // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс:Беларусь» ООО «ЮрСпектр».
2. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. от 18.05.2007 № 233-З) // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс:Беларусь» ООО «ЮрСпектр».
3. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года (в ред от 10.01.2006 № 100-З) «О хозяйственных обществах» // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс: Беларусь» ООО «ЮрСпектр».
4. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 года (в ред. от 30.07.2004 № 307-З) «О предпринимательстве в Республике Беларусь» // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс:Беларусь» ООО «ЮрСпектр».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. № 359 О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в ред. от 14.12.2005 № 1455) // Электронная база нормативных правовых актов «КонсультантПлюс:Беларусь» ООО «ЮрСпектр».
6. Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. – 1997. – № 10. – с. 98.
7. Брагинский М.И. Юридические лица // Хозяйство и право. – 1998. – № 3. – с. 12.
8. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. – М.: Советское государство и право, 1960. –с. 98.
9. Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник Высшего Арбитражного Суда. – 1995. – № 5. – с. 101
10. Гражданское право. Общая часть // Под ред. В. А. Тархова. – СПб.: Альфа, 2001. – с. 217.
11. Гражданское право. Учебник. Часть первая. Издание третье, переработанное и дополненное // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – с. 131.
12. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под общей ред. А.Г. Калпина. – М.: Юристъ, 2001. – с. 143.
13. Грибанов В.П. Юридические лица. – М.: Издательство Моск. университета, 1961. с. 6.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь в трех томах (постатейный). Т. 1 / Отв. ред. В.Ф. Чигир. – Мн.: Изд-во журнала «Промышленно-торговое право», 2003. – с. 162.
15. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой // Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: ТетраСистемс, 1997. – с. 143.
16. Назирова Р. Государственная регистрация хозяйствующих субъектов: процедуры, проблемы, пути совершенствования // Экономическое обозрение , 1 Июня 2003.
17. Наумович Н. Нужен заявительный принцип регистрации // «Национальная экономическая газета», 06.12.2002, № 96.
18. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. – М.: Агентство «Библиотечка РГ», 2001. – с. 231.
19. Право и экономика. Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала // В.Г. Гавриленко, П.Г. Никитенко, Н.И. Ядевич, Мн., 2001. С. 181.
20. Ростовцева Н.В. Публично-правовое регулирование гражданских правоотношений: новый порядок регистрации юридических лиц // Интерес в публичном и частном праве. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 79.
21. Сафонов М. Н. Создание, реорганизация и ликвидация организаций. – М.: ИНФРА–М, 1997. –с. 125.
22. Фадеев В. Перерегистрация субъектов хозяйствования: упрощение назрело // «Юрист», 2002, № 5.
23. Фролов Ю.Н. Проблемы правовой характеристики юридического лица // Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование: Материалы междунар. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. – Мн.: Тесей, 1999. – с. 197.
24. Шупперт Г. Контроль и регулирование экономической деятельности в Германии // Государственное регулирование экономической деятельности. М., 2000. С. 96.
1,200 руб.