Введение.
Функции государства как формы организации общества многообразны и лежат в основном в сфере публичного права. Они предполагают целый ряд мер, направленных на поддержание существующей системы общественных отношений. Государство стремится также обеспечить свое собственное существование в качестве независимой и эффективно функционирующей социально-экономической структуры. В этих целях оно должно проводить необходимую экономическую (в том числе научно-техническую, внешнеторговую, налоговую) и внешнюю политику, укреплять обороноспособность и государственный аппарат, поддерживать равновесие с окружающей средой и т.п. Для выполнения этих задач государство должно обладать необходимой имущественной базой, формирование которой происходит путем закупок товаров для государственных нужд.
Необходимость обеспечения государственных интересов в сфере закупок товаров обусловила выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров для государственных и муниципальных нужд.
В историческом аспекте договор поставки для государственных нужд имеет богатую историю. На сегодняшний день в Российской Федерации проводится реформа поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.
Актуальность данной темы дипломной работы состоит в том, что система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации. Это означает, что от того, каким образом в стране организована система государственного и муниципального заказа, зависит не только эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, что само по себе крайне важно, но и уровень коррупции в стране и состояние конкурентной среды.
Период с начала 90-х годов – это время глубокого и все обостряющегося кризиса системы государственных закупок. Старая госплановско-госснабовская система канула в Лету, новая нарождалась медленно и противоречиво. Внешне наблюдалась картина бурного нормотворчества – масса новых федеральных законов, постановлений Правительства, множество различных ведомственных нормативно-правовых документов. А внутри зрел и постоянно усиливался кризис. Он проявляется в снижении качества закупаемой продукции, росте ее стоимости, значительном увеличении ее стоимости коррупционной составляющей, в увеличении фактов срывов закупок, в возрастании фактов ухода из сферы государственных закупок традиционных поставщиков.
Причины кризиса, на наш взгляд, очевидны. Эффективный механизм государственных закупок в рыночной экономике должен базироваться на четкой системе контрактов, основанных на детальной спецификации правомочий всех субъектов, на применении развитых методов оценки эффективности принимаемых решений, на четких механизмах контроля исполнения контрактов.
Договор поставки для государственных и муниципальных нужд находит применение во всех организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Для реализации полномочий, возложенных на государственные и муниципальные организации и учреждения, а также для нормального функционирования самих государственных и муниципальных заказчиков необходимо заключение договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении хозяйственной деятельности, при совершении сделки с целью удовлетворения потребностей производственного характера субъекты хозяйствования, предприниматели вступают в разнообразные договорные отношения. Договор является основным документом определяющим права и обязанности сторон, заключивших его. В условиях нарождающегося рынка, когда решение большинства вопросов, касающихся регулирования отношений сторон в процессе их хозяйственной и финансовой деятельности, отнесено законодателем к компетенции самих хозяйствующих субъектов, особое значение для последних приобретают договоры купли - продажи и договоры поставки. Договор определяет и порядок выполнения его участниками принятых обязательств, определяет правовые границы их возможного и дозволенного поведения. Он оформляет экономическое и правовое равенства сторон, закрепляет меры принуждения (санкции) на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих особенностей. В связи с этим для государственных и муниципальных организаций и учреждений большое значение имеет заключение и исполнение договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
Новизна состоит в том, что вступивший в силу с 1 января 2006 года новый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принципиально изменил систему государственного и муниципального заказов.
Действовавшее до 1 января 2006 года законодательство в сфере государственного и муниципального заказов не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически не ограниченные возможности для злоупотреблений.
В связи с этим действующее законодательство, регулирующее поставку для государственных и муниципальных нужд, направлено на борьбу с коррупцией в данной сфере, эффективным использованием и экономией бюджетных средств.
Не последнее значение имеет развитие в стране здоровой конкурентной среды. Сегодняшнее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок способствует развитию основной составляющей рыночной экономике – конкуренции.
Все эти предпосылки позволяют определить цель и задачи дипломной работы.
Целью является рассмотрение действующей системы поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.
Задачами дипломной работы являются: изучение развития системы государственных закупок в России, в советский период и на современном этапе; понятие и значение договора поставки для государственных и муниципальных нужд; изучение порядка заключения государственного и муниципального контракта, а также договора поставки на его основе; изучение правового положения и ответственности сторон по договору поставки для государственных и муниципальных нужд.
Для реализации поставленной цели и выполнения поставленных задач мною был собран и проанализирован нормативный, научный и практический материал, касающийся порядка размещения и заключения договора поставки для государственных и муниципальных нужд, практики реализации положений закона в этой области, а также материал позволяющий рассмотреть проблемы возникающие перед государственными и муниципальными заказчиками при проведении процедуры государственных и муниципальных закупок.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………...…. стр. 4
Глава І. Понятие, значение договора поставки для государственных и муниципальных нужд………………………………………………………. стр. 7
§ 1. Характеристика договора поставки для государственных и муниципальных нужд……………………………………………………… стр. 7
§ 2. Место договора поставки для государственных и муниципальных нужд в системе отдельных видов обязательств, направленных на передачу имущества в собственность………………………………………………. стр. 14
§ 3. Законодательство о поставках для государственных и муниципальных нужд……………………………………………………... стр. 15
§ 4. Предмет и субъекты договора поставки для государственных и муниципальных нужд……………………………………………………... стр. 24
Глава ІІ. Порядок заключения договора поставки для государственных и муниципальных нужд………………………………………………….... стр. 39
§ 1. Размещение государственного и муниципального заказа путем проведения торгов…………………………………………………………. стр. 39
§ 2. Размещение государственных и муниципальных заказов без проведения торгов…………………………………………….……. стр. 66
§ 3. Заключение государственного контракта……………………. стр. 76
§ 4. Контроль в сфере эффективности расходования бюджетных средств………………………………………………………………..…….. стр. 87
Глава ІІІ. Права и обязанности сторон по договору поставки для государственных и муниципальных нужд……………………………… стр. 98
§ 1. Права и обязанности государственных и муниципальных заказчиков………………………………………………………………… стр. 98
§ 2. Права и обязанности поставщиков……………………….... стр. 100
Глава ІV. Ответственность сторон по договору поставки для государственных и муниципальных нужд…………….………………. стр. 104
§ 1. Ответственность государственных и муниципальных заказчиков……………………………………………………………….. стр. 105
§ 2. Ответственность поставщиков………………….…………... стр. 107
Заключение…………………………………………….…………. стр. 109
Список использованной литературы……………….…….…….. стр. 112
Приложения.
3,000 руб.
Заключение.
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Перед заключением государственного или муниципального контракта проводится процедура размещения государственного или муниципального заказа заказчиком.
По результатам размещения заключается государственный или муниципальный контракт и при необходимости на его основе договор поставки.
Подводя итог, нужно отметить, что значение договора поставки для государственных и муниципальных нужд в масштабах страны очень велико. Он позволяет решить ряд важнейших задач, стоящих перед обществом и государством. Во-первых, это реальная экономия бюджетных средств. Как отмечает М.Я. Евраев – начальник Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы России, говоря о реформе государственных и муниципальных закупок: экономический эффект закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года может составить до 5 млрд. долларов ежегодной прямой экономии бюджетных средств, не считая экономического эффекта от развития конкуренции.
В развитых странах система государственных и муниципальных закупок функционирует довольно давно и достаточно эффективно. Например, всем известная американская фирма Gillette стала таковой благодаря именно огромному государственному заказу Правительства США для армии.
В Финляндии проведение торгов на приобретение услуг общественного транспорта снизило удельные затраты на 27%.
В Италии выполнение европейского норматива о проведении публичных торгов по закупке вагонов для скоростных поездов привело к снижению цены на 30%.
Колумбийское министерство обороны сообщает об экономии при приобретении товаров военного назначения в размере 47% за счет повышения прозрачности при осуществлении процедур проведения закупок.
Оценивая возможную экономию в России, необходимо учитывать, что в Индексе восприятия коррупции Российская Федерация занимает 128 место из 159.
Именно потому, что с борьбой с коррупцией у нас в стране дела обстоят печально, и родился такой жесткий процедурный закон.
Нужно понимать, что говорить об экономическом эффекте можно будет только тогда, когда нормы закона начнут работать полноценно. На сегодняшний день, в первую очередь в силу организационных причин, этого нет.
До конца реформы системы государственных и муниципальных закупок еще далеко. По мнению Б.Г. Литвака – председателя Московского отделения Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам: «завершен только первый этап реформы и решена только первая стратегическая задача – разработана и внедрена система контроля за соблюдением процедур размещения заказов на конкурентной основе. В какой-то степени решена задача формирования конкурентной среды по ценовому критерию».
Многие эксперты в области государственных и муниципальных заказов отмечают, что в законе наблюдается явный перекос в сторону поставщиков, а именно резко сокращен перечень требований к поставщикам и поставляемым ими товарам, работам, услугам. То есть законом, изначально заложен принцип ответственности государственного и муниципального заказчика и добропорядочности поставщика. Государственный и муниципальный заказчик же фактически не может на стадии проведении процедур проверить поставщика на возможность исполнения контракта. Поэтому, на мой взгляд, необходимо предусмотреть в законодательстве возможность государственному и муниципальному заказчику на стадии рассмотрении заявок проводить процедуры проверки достоверности предоставленных участником размещения заказа сведений. Предполагается разумным делать это путем запроса в компетентные органы, либо непосредственно обращаться в компанию, представителем которой является участник размещения заказа. Так как на практике встречаются случаи когда участник размещения заказа для того чтобы участвовать в торгах или запросе котировок немного искажает потребительские свойства о товарах, которые может поставить. Государственный и муниципальный заказчик не вправе, но в тоже время закон этого не запрещает, может обратиться к официальному представителю за получением реальных потребительских свойствах товара. Для того, что бы на практике не возникало таких ситуаций, мое предложение будет внести в статью 27, 36, 47 Закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» положение, что заказчик вправе делать запрос в уполномоченные органы для проверки сведений.
Считаю целесообразным внести дополнения в статью 46 ФЗ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ касающиеся предоставления котировочных заявок. На мой взгляд в целях снижения уровня коррупции в государственных и муниципальных органах при размещении заказов, необходимо чтобы котировочные заявки подавались в запечатанных конвертах, как при торгах, и предусмотреть процедуру их вскрытия, аналогичную процедуре вскрытия конвертов при конкурсе.
В отношении запроса котировок видна коллизия норм ФЗ № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года, в частности п. 7.1 статьи 47 и п. 2 статьи 57. Заключение государственного и муниципального контракта по результатам запроса котировок допускается не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, а срок для обжалование действий (бездействий) котировочной комиссии Закон устанавливает в десять дней.
Поэтому представляется необходимым внести изменения в пункт 2 статьи 57 ФЗ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ установить срок для обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, котировочной комиссии допустимым в любое время размещения заказа путем запроса котировок, но не позднее пяти дней со дня размещения заказа.
Одна из приоритетных задач – сделать закон работающим, в том числе путем налаживания полноценного контроля за его исполнением.
Нужно понимать, что для полноценной реализации закона основной упор надо делать на разъяснение его положений и обучение, как заказчиков, так и предпринимателей.
3,000 руб.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, текст части первой опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 1994 года № 238 – 239, текст части второй опубликован в «Российской газете» от 6, 7, 8 февраля 1996 года № 23, 24, 25.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, опубликован в «Российской газете» от 12 августа 1998 г. № 153-154.
4. Федеральный закон РФ от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года, опубликован в «Российской газете» от 4 января 1996 г. № 1.
5. Федеральный закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, опубликован в «Российской газете» от 28 июля 2005 г. № 163.
6. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принят Государственной Думой 6 июля 2007 г., опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. № 164.
7. Федеральный закон РФ от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принят Государственной Думой 21 марта 2007 г., опубликован в «Российской газете» от 25 апреля 2007 г. № 87.
8. Федеральный закон от 2 ноября 2007 г. № 247-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», принят Государственной Думой 18 октября 2007 г., опубликован в «Российской газете» от 7 ноября 2007 г. № 248.
9. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», принят Государственной Думой 8 июля 2006 г., опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2006 г. № 162.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. № 256.
11. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» принят Государственной Думой 19 июля 1995 г., опубликован в «Российской газете» от 24 августа 1995 г. № 164.
12. Федеральный закон РФ от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», принят Государственной Думой 3 апреля 2002 г., опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2002 г. № 80.
13. Указ Президента РФ от 21 января 2005 г. N 56с «Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу», опубликован в Собрании законодательства РФ от 31 января 2004 г. № 5 ст. 358.
14. Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р «Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона», опубликован в Собрании законодательства РФ от 3 марта 2008 г. № 9 ст. 884.
15. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», опубликован в Собрании законодательства РФ 1997 № 33 ст. 3895; 2006 № 29 ст. 3251.
16. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 «Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ», опубликован в Собрании законодательства РФ 2004 № 36 ст. 3670.
17. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», опубликовано в Собрании законодательства РФ от 27 февраля 2006 г. № 9 ст. 1017.
18. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», опубликовано в Собрании законодательства РФ от 24 марта 2008 г. № 12 ст. 1135.
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», опубликовано в Собрании законодательства РФ от 6 февраля 2006 г. № 6 ст. 700.
20. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 288 «О Федеральном агентстве по образованию», опубликовано в Собрании законодательства РФ от 21 июля 2004 г. № 25 ст. 2570.
21. Письмо Минэкономразвития России от 2 мая 2007 г. N 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам».
22. Совместное письмо Минэкономразвития России, ФАС России 29 апреля 2008 г. №5683-АП/Д05 / АЦ/10328 «О способах размещения заказов на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд».
23. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 17 октября 2005 г. N 71 «Сведения о проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
24. телеграмма Банка России от 18 июня 2007 г. № 1839-У, Вестник Банка России, 2007, № 36.
25. Постановление Правительства Оренбургской области от 25 июня 2007 г. N 215-п «Об организации размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения аукционов», опубликовано в газете «Оренбуржье» от 5 июля 2007 г. № 102.
26. Определение Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. № 67-Г07-1.
27. Сергеев А.П., Толстой Ю. К. Гражданское право: учеб. : в 3 т. Т. 2. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
28. Садиков О.Н. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций. – М.: "Юристъ", 2004.
29. Суханов Е.А. Гражданское право. Том II. – М.: "БЕК", 2003.
30. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. – М.: "Юристъ", 2001.
31. Комментарий к ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный)./ А.Н. Борисов, Н.А. Краев. – М.: Деловой двор, 2008.
32. Бобкова О.В. Договоры поставки: практическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
33. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1998.
34. Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч.2. М., 1997.
35. Залесский В.В. Основные институты гражданского права зарубежных стран. М.: Норма, 1999.
36. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". / Толкушкин А.В.
37. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2007 г.
38. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (постатейный) / Ю.А. Тихомиров М.: Юстицинформ, 2006.
39. Губин Е.П. Лахно П.Г.Предпринимательское право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2005.
40. Садиков О.Н. Гражданское право: Учебник. Том I. – М.: "Контракт": "ИНФРА-М", 2006 г.
41. Пшиншев К.Г. О деятельности Кабардино-Балкарского управления ФАС России по контролю за размещением заказов. // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. № 9.
42. Кочетов А.С., Груздев В.В.. Размещение заказов для государственных и муниципальных нужд: экономико-правовой анализ // Право и экономика, 2007 г.
43. Евраев М.Я. О реформе государственного и муниципального заказа // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение, 2006. № 4.
44. Кирпиченкова Л.А. Опыт взаимодействия Рособоронзаказа с государственными заказчиками при согласовании размещения заказов путем проведения закрытых торгов. // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. № 10.
45. Андреева П.В. Организационно-правовые вопросы совершенствования системы государственных закупок // Закон. 2006. № 3
46. Обыденов А.Н. Предмет и объект как существенные условия гражданско-правового договора // Журнал российского права, 2003 г.
47. Нестерович Н.В. С нашим атаманом не приходится… (положительные тенденции развития законодательства о госзакупках) // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007 г. № 10.
48. Сокол П.В. Проблемы применения законодательства о поставках для государственных и муниципальных нужд и вопросы его совершенствования // Законодательство. № 11.2007.
49. Корнилова Н.В. О соотношении гражданского и бюджетного законодательства в вопросах поставки товаров для государственных и муниципальных нужд // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2007 г. №4.
50. Вайпан В.А. Практика применения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд // Право и экономика, 2007. № 5.
51. Савина С.В. Основания и порядок осуществления государственного контроля за организацией и проведением конкурсов при размещении государственных и муниципальных заказов // Право и экономика, 2006 г. № 6.
3,000 руб.