Введение.
Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частности, оно предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные отношения.
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов. (В. В. Суворова, 15)
1,200 руб.
.
Введение. 2
Глава 1 4
Теоретические основы проблемы тревожности. 4
§1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии. 4
§2 Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка. 11
§3 Причины и механизмы проявления тревожности при отклонениях в развитии. 18
§3.1 Характеристика эмоциональной сферы подростков с ЗПР. 18
§3.2 Характеристика эмоциональной сферы подростков с нарушением темпа, ритма и плавности речи (заикание). 23
§4 Методологические основы коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте. 27
Глава 2 31
Специфика проявления тревожности у подростков с ЗПР, заиканием и нормально развивающихся. 31
§2.1 Методы и методики исследования. Характеристика состава испытуемых. 31
§2.2 Анализ результатов исследования. 35
§3 Психолого-педагогические рекомендации для детей с заиканием. 46
Заключение. 48
Список литературы. 53
Приложения.
Список литературы
1,200 руб.
.
1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5.
2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: изд. - во «Академия», 1996г., С. 224.
3. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. – М., 1993г.
4. Блюм Г. Психоаналитические теории личности, 1996г.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж, 1995г. С. 352.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990г.
7. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976г.
9. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997г.
10. Дети с нарушениями развития /сост. В. М. Астапов. – М., 1995г.
11. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986г.
12. Заикание у подростков /сост. Н. И. Буянов. – М., 1990г.
13. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966г.
14. Изорд К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980г.
15. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
16. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 1988г, №8.
17. Кочубей Б, Новикова Е. Ярлыки для тревоги. // семья и школа, 1988г, №8.
18. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1.
19. Немов. Р. С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995г.
20. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995г.
21. Наенко. Н. И. Психическая напряженность. – М., 1975г.
22. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
23. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.
24. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996г.
25. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.
26. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997г.
27. Спиваковская. А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1997г.
28. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975г.
29. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995г.
30. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997г.
31. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте. // Вопросы психологии, 1997г., №3.
32. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997г.
33. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.
34. Ястребова. А. Б. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1980г.
1,200 руб.