Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества.
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
В настоящее время одним из ключевых механизмов интенсивного технологического развития, обеспечивающего необходимый стране экономический рост, является становление и развитие в России инновационного рынка. И этот процесс должен поддерживаться квалифицированным научно-техническим и технологическим менеджментом. Именно поэтому проработка вопроса становления и развития инновационного рынка в России является актуальным и важным исследованием на данном этапе.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности 5
1.1. Инновация и инновационный процесс 5
1.2. Субъекты инновационной деятельности 8
Глава 2. Особенности инновационного рынка в России 11
2.1. Становление научного потенциала постиндустриальной России 11
2.2. Три рынка инновационной деятельности 15
2.2.1. Рынок интеллектуального продукта (инвенций и новаций) 16
2.2.2. Рынок инноваций 19
2.2.3. Рынок капитала (инвестиций) 21
Глава 3. Перспективы инновационного рынка РФ 25
3.1. Перспективы научного развития 25
3.2. Реструктуризация научного потенциала 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
1,200 руб.
Таким образом, в настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.
Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
1,200 руб.
1. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. №3520-1.
2. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: ТРТУ, 1998. 132с.
3. Гохберг Л.М. Финансирование науки в странах с переходной экономикой. М.: ЦИСН, 1998.
4. Гохберг Л.М. Статистика науки. М.: ТЕИС, 1993.
5. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2001. — 152 с.
6. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.
7. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997 г.
8. Инновационный менеджмент / Под ред. Е.А. Олейникова. Учебное пособие. М.: «ГУ РИНКЦЭ», 2004. 289 с.
9. Инновационный менеджмент : Учебник для вузов ./Под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева, 2-е изд., перераб., доп. М.: Изд. «Вузовский учебник», 2007.
10. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва – 2 изд. доп. – М.: Экономика, 2005.
11. Научно-техническая и инновационная политика. Российская Федерация. Т.1. Оценочный доклад ОСБЕ. Paris, 1994.
12. Российские экономические школы / Под ред. Ю.В.Яковцева – М.: МФК, 2003.
13. Российский статистический ежегодник. 2003. Стат.сборник. М.: Госкомстат России, 2003.
14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
1,200 руб.