Готовый реферат
на тему:«ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗНАНИЯ»
Цена: 750 руб.
Номер: V3097
Предмет: Философия
Год: 2004
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Каждому человеку представляется самоочевидным, что у него есть сознание. Он сознает, что происходит вокруг него, что он думает, что он ощущает и т.п. Столь же несо-мненным ему представляется существование материальных вещей, из которых состоит он сам и окружающий его мир. Но что значит сознавать? Каково отношение между сознани-ем и материальными вещами? Наконец, хотя каждому и очевидно, что он обладает созна-нием, как каждый из нас может быть уверен в том, что и другие тоже имеют сознание? Не было бы правильнее сказать, что я знаю, что у меня есть сознание. В таком случае следует задать вопрос, каково отношение моего сознания к сознанию других людей, или может быть, просто к другим сознаниям?
Проблема сознания является одной из центральных проблем, занимающих челове-чество. Решить ее пытается не только философия, но многие другие науки, например, психология, нейробиология, социология и др. Каждая из этих наук изучает феномен соз-нания со своей специфической точки зрения, но результаты, полученные в рамках иссле-дований, проводимых в этих областях знания, широко используются в философии. В со-временном мире невозможно обойтись без интердисциплинарного подхода к проблеме сознания. Однако в чем заключается философская проблема сознания? Традиционно в философии под проблемой сознания понимается психофизическая проблема, то есть про-блема отношения материи и сознания. Несмотря на то, что в современной философии психофизическая проблема не только сохранила свою актуальность, но является, пожалуй, основной философской проблемой, философия сознания не исчерпывается только ею. Самостоятельное значение имеют также проблема бессознательного и проблема общественного сознания.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в ви-ду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отноше-ние к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действи-тельности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную сис-тему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных от-ношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие мо-менты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познава-тельные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности вклю-чает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздейст-виям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благо-даря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элемен-тов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
Если попытаться создать модель индивидуального сознания, то его можно предста-вить себе в виде пирамиды. В основании пирамиды - восприятие мира с помощью органов чувств. Более высокий уровень - различение, использование простейших категорий. Поднимаясь выше по вертикальному измерению пирамиды, которое при ближайшем рассмотрении оказывается "измерением единобытия", мы попадаем в мир понятий, слов. Слово это представитель единобытия в нашем мире, "Слово было у Бога" (Иоан.1:1). Оно позволяет объединить материальные объекты мира множественности и таким образом понять их. Этот уровень можно сопоставить с платоновским миром идей. На самой вершине - абсолютное и неразличимое единство, о котором мы ничего толком сказать не можем. Вершина недостижима и постигается только косвенно, методом экстраполяции: поднимаясь вверх в вертикальном измерении пирамиды и замечая происходящие изменения, мы можем гадать о том, что будет дальше. Предлагаемая модель сознания проста и может даже показаться тривиальной. Тем не менее, с ее помощью можно успешно объяснить достаточно загадочные явления психической жизни и, возможно, некоторые особенности нашей картины физического мира. Пример. Исследователи, пытавшиеся понять, что такое сознание, попадали в тупик, когда задавались вопросом "кто или что осознает?". Я осознаю, что нахожусь в комнате. Я вижу стены и потолок. Но кто их, собственно, видит, что это за "карлик" внутри нас, который наблюдает комнату? И если есть "карлик", почему мы его не видим и ничего о нем не знаем? Из пирамидальной модели сознания видно, что осознают всегда более высокие слои психики то, что происходит в более низких. При этом сами они остаются "в тени", о них мы ничего сказать не можем. Для того, чтобы осознать их, необходимо подняться еще выше. Осознает не карлик, а гигант.
Похожие работы:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ➨
Как известно, в бизнесе успешен тот человек, кто успешно работает с людьми. Всех, кто многого достиг, отличает ...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ➨
Актуальность темы исследования. Эффективное развитие отечественной экономики во многом определяется состоянием ...
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ. ➨
ВВЕДЕНИЕ
В процессе перехода к рыночной экономике Россия столкнулась с рядом новых для нее задач. В ряду ...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ➨
ВВЕДЕНИЕ
Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит ...
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.И.ГЕРЦЕНА ➨
Социально-экономическое, политическое и идейно-культурное развитие России той эпохи, на которую приходятся года ...