Введение
Содержание
Заключение
Литература
В настоящее время в России, ставшей после распада СССР суверенной и независимой, бурно развиваются рыночные отношения, которые способствуют появлению и совершенствованию нового законодательства. В этой обстановке активно применяется административное право, с помощью которого регулируются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Высокий динамизм, присущий административному законодательству, требует постоянного внимания к решению соответствующих проблем. Часть проблем административной ответственности граждан получили довольно широкое освещение в работах ученых-административистов.
Однако проблемы административной ответственности военнослужащих до настоящего времени не были предметом научного исследования, хотя на практике возникает огромное количество вопросов, требующих не только теоретического обобщения, но и законодательного разрешения.
Работа по данной теме проходила в условиях постоянно меняющейся ситуации как в плане нормативного регулирования административной ответственности военнослужащих, так и фактического положения дел.
Такими изменениями стали:
- распад Союза ССР и возникновение государств так называемого ближнего зарубежья, в связи с чем "прозрачность границ" между государствами - участниками СНГ и государствами, не вошедшими в СНГ, не обеспечивает в должной мере законность и правопорядок, который нередко нарушается и военнослужащими;
- принятие законов РФ, по-новому регулирующих порядок прохождения военной службы и порядок административной ответственности военнослужащих.
Внесение законодателем изменений в вопросы регулирования административной ответственности военнослужащих поставили задачу нового осмысления и анализа методов и форм работы по обеспечению эффективной организации борьбы с данным видом правонарушений.
Процесс развития рыночных отношений в России требует новых подходов и научных разработок, так как в настоящее время в законодательстве, регулирующем военно-служебные отношения, выявились серьезные пробелы, мешающие органам военного управления правильно применять законодательство об административной ответственности военнослужащих. Поэтому наблюдается явление двойственного характера, с одной стороны, по отношению к военнослужащим, совершившим административные проступки, применяются порой чрезвычайно жесткие меры воздействия, с другой - отмечаются неоправданно мягкие, не соответствующие тяжести проступков меры воздействия, а иногда и полное уклонение от всяких мер воздействия в отношении военнослужащих-правонарушителей.
Нестыковка в законодательных и подзаконных актах суверенной России вопросов о санкциях, применяемых к военнослужащим за совершение административных правонарушений, открывает возможность произвольного трактования закона, что приводит в ряде случаев к беззаконию и произволу со стороны применяющих закон органов и должностных лиц военного управления. Например, разночтения некоторых правовых норм общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и отдельных норм законодательных актов приводит к неправильному пониманию военнослужащими существующих правовых норм, регулирующих их административную ответственность, вольному трактованию законов. Это приносит большой вред, так как общевоинские уставы ВС РФ являются сводом норм, практически регулирующих значительный круг вопросов жизнедеятельности ВС РФ.
Вместе с тем такие вопросы, как административная ответственность военнослужащих в суверенной России, порядок административной ответственности военнослужащих женского пола, порядок привлечения военнослужащих, совершивших административные правонарушения по Дисциплинарному уставу, теоретически не освещались.
Становление современного Российского государства напрямую связано с дальнейшим развитием и усилением Вооруженных Сил как наиболее стабильного государственного механизма, опираясь на который решаются стоящие перед страной внешние и внутренние проблемы. Однако законодатель до сих пор не принял федеральный закон "О военном положении".
Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности по дисциплинарным уставам, помимо воспитательной функции, является одним из способов борьбы с уклонениями от военной службы и оказывает большое влияние на боевую готовность Вооруженных Сил РФ. Однако порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности тоже не нашел должного отражения в научных исследованиях.
750 руб.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………3
2. Понятие и основания административной ответственности военнослужащих……………………………………………………………………………………….6
3. Административная ответственность военнослужащих: вчера, сегодня, завтра……………………………………………………………………………………………………….10
4. О применении и необходимости изменения статьи 20.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях……….17
5. Заключение………………………………………………………………………………………………22
6. Литература……………………………………………………………………………………………….25
750 руб.
По законодательству СССР ответственность военнослужащих за правонарушение делилось на дисциплинарную, материальную и уголовную.
Дисциплинарная ответственность устанавливалась и определялась законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 77. За нарушение воинской дисциплины и общественного порядка военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные несут ответственность в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Союза ССР») и дисциплинарным уставом вооруженных сил СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года.
Материальная ответственность военнослужащих устанавливалась законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 79. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за причиненный ими материальный ущерб несут ответственность в порядке, устанавливаемом Президиумом Верховного Совета СССР»), Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству и приказом Министра обороны СССР от 1966 года № 185.
Военнослужащие несли уголовную ответственность на основании закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 78. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные за совершенные ими преступления несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством») и в соответствии с основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.
За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Надо отметить, что ответственность военнослужащих за преступления в период СССР была боле жесткой, чем сейчас. Это видно из Указа Президиума
Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года «О внесении изменений и дополнений в положение о воинских преступлениях». Дезертирство наказывалось лишением свободы на срок от трех до пяти лет, а в военное время это же деяние наказывалось высшей мерой наказания – расстрелом. Самовольная отлучка из воинской части наказывалась лишением свободы на срок до пяти лет, а в военное время на срок не ниже пяти лет. Самовольное оставление поля сражения во время боя или отказ во время боя действовать оружием влекли за собой расстрел.
750 руб.
1. «Правовое воспитание курсантов. Готовится приказ» - Москва, 1990 г.
2. «Справочник офицера» - Москва, 2008 г.
3. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 4-е изд., перераб. и доп. М., 2005
4. «Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» - Челябинск, 2002 г.
5. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» - Новосибирск, 2007 г.
6. Право в Вооруженных Силах – 2008 - №5, №10
7. Право в Вооруженных Силах – 2009 - №2
8. Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В Кудашкина. М., 2004. С. 195
9. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: учеб. для юрид. вузов // СПС «Гарант»
750 руб.