Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным, бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.
Поэтому цель нашей работы: рассмотреть влияние внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
1. Выявить сущность понятия «государственный долг» (определение, классификация, значение).
2. Охарактеризовать динамику внешнего и внутреннего долга России.
3. Определить характер влияния внешнего и внутреннего долга на экономическую безопасность.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (18 источников).
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Сущность понятия государственный долг………………………...4
1.1. Государственный долг – определение, классификация……………...…….4
1.2. Роль государственного долга………………………………..………………5
Глава 2. Оценка государственного долга России……………………………9
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ…………………..……9
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего госдолга РФ………………..16
Глава 3. Государственный долг. Проблемы и перспективы управления государственным долгом………………….…………………………………..21
3.1. Главные проблемы и пути их решения…………………………………....21
3.2. Влияние внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность страны…………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………..…………………….27
Литература………………………………………………...…………………….30
1,200 руб.
Заключение
В Бюджетном послании президента РФ «О бюджетной политике на 2002 год» отмечалось: «Стратегия в области управления государственным долгом остается важнейшим направлением бюджетной политики. Она должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, на улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания. Для этого следует создать единую систему управления государственным долгом, включающую в себя всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Потребуется внести существенные изменения в нормативные документы, касающиеся государственного долга и государственных заимствований, активно использовать известные в международной практике рыночные механизмы для улучшения структуры долга»[2;32].
В своей работе мы привели анализ динамики внешнего и внутреннего долга, раскрыли его роль. Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда.
Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).
Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
Мы также определили, что внешний долг создает серьезную угрозу экономической безопасности и политическому авторитету страны. Государство отвлекает на его погашение значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии экономических решений. Проблема России заключается в величине долга. В мировой практике критерий уровня внешнего долга - сумма в иностранной валюте, направляемая на его обслуживание. Безопасным уровнем принято считать такую величину, на обслуживание которой направлено не более 25% общих валютных поступлений страны. В отдельные годы Россия была вынуждена направлять на эти цели чуть ли не 100% валютных поступлений. Заметим, что большая часть долга осталась от Советского Союза. Долги самой России составляют 33,8 миллиарда долларов.
Но сама по себе величина долга ни о чем не говорит. Для получения реальной картины безопасности в этой сфере надо сопоставлять внешний долг со следующими сравнительными характеристиками: годовой суммой валютных поступлений, суммой долга других государств в России, структурой долга.
Сопоставление абсолютной величины внешнего долга России с вышеперечисленными показателями не дают квалифицировать ситуацию как катастрофическую. В последние годы было достигнуто смягчение положения, связанного с внешним долгом, за счет положительного сальдо платежного баланса, реструктуризации внешних долгов и отсрочки их погашения на более поздние сроки, вступления России в Парижский клуб стран - кредиторов.
1,200 руб.
Литература:
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998№ 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)/ Российская газета. – 1998.- 12 августа
2. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.
3. Бескова И.А. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ/ Финансы.-2001.№2.
4. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.-№59.
5. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2006-№1.
6. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге/ Н.Гаврилова// Экономист.-2003.-№4.
7. Государственный долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.
8. Димитриади Г.Г. Безопасность России и ее экономическая политика, 2005.
9. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике/ А.Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.-№5.
10. Красс М.С. Модель управления динамикой государственного долга/ М.С. Красс, С.Э. Цвирко// Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№4.
11. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях). Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608
12. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом/ Е.С. Подвинская// Финансы.-2002.№3.
13. Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность/ А. Селезнёв// Эконмист.-2004.-№3.
14. Смирнов Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы/ Смирнов// Финансы.-2001.-№8.
15. Стахович Л.В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом/ Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская// Финансы и кредит.-2006.-№15.
16. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга/А.Шабалин// Экономист.-2006.-№4.
17. Шенаев В.П. Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев// Бизнес и банки.-2005.-№26.
18. Экономическая безопасность. Под ред. Сенчагова В.К. М.,1998.
1,200 руб.