Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время усиливается внимание к проблеме самореализации личности. Это объясняется все большим пониманием той роли, которую она играет в жизнедеятельности личности. Самореализация представляется неотъемлемым атрибутом жизни любого человека. При этом она является важной во всех основных сферах жизнедеятельности.
На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы по проблеме самореализации личности, мы обратились к ее пониманию как функции личности - универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил.
Исследуя структуру функции самореализации личности, мы выделили следующие ее сущностные качественные характеристики: самостоятельность как универсальная способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и других; свобода как универсальная способность личности к автономному поведению (свободе выбора, действия, решения), саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию; творчество как универсальная способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки.
Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации (Э.В. Галажинский, 2002). Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.
В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализация в теории А.Маслоу (1997), идентичность в теории Э. Эриксона, стратегия жизни в отечественной психологической теории (Абульханова-Славская 1991) и др.
Наряду с увеличением интереса к феномену самореализации личности, обусловленным пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности человека, несомненна потребность научного обоснования и изучения самореализации личности как психологической проблемы и выявления способов ее исследования. В настоящее время существуют терминоло-гические расхождения и различия в толковании самореализации личности разными авторами, отсутствуют разработанные психологические теории и модели самореализации личности и недостаточно четко определены возможности исследования самореализации личности. Этим и определяется актуальность нашего исследования.
Целью работы является исследование методов изучения самореализации личности.
Объект исследования - мужчины, женщины 30-35 лет.
Предмет исследования - самореализация личности.
В работе были оставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ научной литературы и рассмотреть понятие "самореализация личности";
2. выявить особенности развития личности в онтогенезе;
3.изучить методы исследования самореализации личности;
4. провести эмпирическое исследование самореализации личности.
Гипотеза: в нашем исследовании мы предположили, что использование системы методик, исследование самореализации личности соответствует ее более детальному изучению и определению методов дальнейшего развития.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
Так как процесс самореализации является двигателем личностного развития, неотъемлемым атрибутом саморазвития личности, судить об успешности данного процесса, на наш взгляд, можно по таким показателям, как: адекватная самооценка, самоотношение, самоактуализация, факторы личностного развития. Поэтому для проведения экспериментального исследования нами были выбраны следующие диагностические методики:
1. Методика №1. Тест «Самооценка»;
2. Тест-опросник на выявлении самоотношения личности Ч.В. Столина и С.Р. Пантелеева;
3. Самоактуализационный тест Л.Я.Гозмана.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения ведущих отечественных и зарубежных психологов: о психическом развитии личности в онтогенезе (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, и др.); о самореализации личности как психологической проблеме (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, Б.Д. Парыгин, Б.Г. Ананьев, И.Б. Дерманова и др.); о ходе и трудностях трудовой самореализации личности (Н.Г. Никифоров, Е.А. Климов, М.А. Дмитриева, Т.П. Зинченко, Л.Г. Почебут, Д. Шульц, С. Шульц, Н.С. Пряжников, П. Мучински, Э.Шейн, Ю.Б. Котелова и др.); о целостности личности (Л.И. Анцыферовой, Н.И. Непомнящей и др.)
База исследования: одно из частных предприятий г. Москвы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе психологов-консультантов; организационными психологами в работе по определению и формированию направлений работы с сотрудниками разного пола, возраста и уровня образования по повышению показателей самореализации личности. Подобранная система методик по изучению самореализации личности может быть использована в психологическом консультировании.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы у изучению проблемы самореализации личности 7
1.1. Понятие самореализации личности в психологии 7
1.2. Развитие личности в онтогенезе 15
1.3. Диагностика процесса самореализации личности 22
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Исследование самореализации личности 26
2.1. Цели, задачи, методики исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 30
Выводы по главе 2 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 41
1,200 руб.
Трудно назвать такую науку о человеке, в которой тем или иным образом не затрагивалась бы проблема самореализации. На разных этапах эволюции человечества и развития системы наук эта проблема вставала перед мыслителями.
Самореализация личности по своей психологической сущности является развитием у него системы потребностей, ценностных ориентаций и профессионально важных качеств. Центральным процессом самореализации можно считать развитие системы ценностных ориентаций личности: идеалов своей служебной деятельности, целей и способов поведения. Другим направлением самореализации является развитие профессионально важных личностных качеств. Указанные изменения происходят по механизму единства строения и функции, который был сформулирован С.Л.Рубинштейном.
В основе исследования проблемы самореализации, несомненно, лежит изучение представления о самореализации личности и его эволюции. Другими словами, особое значение приобретает рассмотрение развития представлений о самореализации личности.
Основная часть вопросов, касающихся самореализации личности, может быть отнесена к изучению смысложизненных и ценностных ориентации, развития самосознания личности. Интересным, на наш взгляд, является рассмотрение авторами внутреннего психологического противоречия как регулятора жизни личности. С использованием представлений о самореализации применительно к жизненному пути личности в названной работе ставятся акценты на необходимости изучения смысложизненной рефлексии, ее динамики, взаимосвязей с личностными свойствами.
Самореализация, по-видимому, возможна только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста. Развивать свои способности, реализовы-вать потенциальные возможности, разрешать свои личностные проблемы и конфликты без ухода в спасительную защиту — это серьезные испытания, с которыми вынуждена справляться личность, выбравшая данный путь адаптации. На этом пути встречаются свои «подводные рифы», преодолеть которые можно, только обладая определенным запасом мужества и стойкости. Часто соответствие самому себе — это риск непонимания, осуждения, непринятия другими.
В нашем исследовании, мы смогли провести теоретический анализ научной литературы и рассмотреть понятие "самореализация личности"; выявить особенности развития личности в онтогенезе; изучить методы исследования самореализации личности и провести эмпирическое исследование самореализации личности.
Тем самым, были выполнены поставленные задачи в исследовании и достигнута цель работы.
В заключение, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что использование системы методик, исследование самореализации личности соответствует ее более детальному изучению и определению методов дальнейшего развития. В ходе эмпирического исследования мы смогли доказать, что применение специально подобранных методов исследования проблемы самореализации личности может способствовать выявлению некоторых трудностей развития личности и сформулировать направления дальнейшей работы по саморазвитию, самореализации личности.
1,200 руб.
1.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.91 114
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л" ЛГУ, 1968.
3.Анциферова Л. И. Личность с лозиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой-Славской. М., 1990.
4.Большой психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С.484-488, 606-607
5.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.:Просвещение., 1990. – С. 15 – 34.
6.Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. – М.: Ид-во Роспедагентства, 1995. – 16 с
7.Дерманова И. Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
8.Корнеева Л.И. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота: Автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. – Л., 1984
9.Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания//Психол. журнал. – 1995. - №1.
10.Коротков А.М. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде: Дис. …д-ра пед.наук. Волгоград, 2004
11.Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 222 с.
12.Коростылева Л. А. Самореализация как предмет психологического исследования // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А А. Крылова. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1997.
13.Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности// Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. – М.: Уникум-Центр, 2004, с.3-5.
14.Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. - М.:АСТ,2001. - С.608
15.Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. – Уфа : Восточный университет, 2007, с. 37-41.
16.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
17.Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997.
18.Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1996. №4.
19.Личность: внутренний мир и самореализация / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996.
20.Меграбян А.А. Общая психопатология. М., 1972.
21.Мясищев В. И. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М., 1969.
22.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. с англ. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 606с.
23.Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. N° 3.
24.Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. – Екатеринбург: УГПУ, 2001
25.Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.: Политиздат, 1990. - С. 351-352, 441-442, 475
26.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Гл.6. Сознание человека. – Т.2. – М.: Педагогика, 1989. - 156-192.
27.Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси: «Мицниереба», 1974.
28.Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – с.192
29.Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
30.Современная психология: Справочное руководство.- М.: ИНФРА-М, 1999.- С.488 – 497.
31.Цырева Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. канд. дне. М., 1992.
32.Чевтаева И. Г. Самореализация личности в развитии знания: Автореф. канд. дис. Свердловск, 1989.
33.Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: Автореф. докт. дис. СПб.1994.
34.Шибутани Т. Социальная психология. М, 1969.
35.Shostrom E. An inventory for the measurement of self-actualization. //Educational and psychological measurement. 1964. V. 24. № 2. Р. 207–218.
36.Shostrom E. Personal orientation inventory.// Educational and industrial testing service. N. Y., 1966.
1,200 руб.