Введение
Содержание
Заключение
Литература
С наступлением третьего тысячелетия, контуры стабильной экономики России двадцатого века пока не определились. Тенденции и стратегические решения, характеризующие её лицо, ещё не сформировались. В этих условиях особенно важно понять, какие из наметившихся черт экономики сохранятся, а какие отойдут в прошлое. Необходимо обобщение элементов положительного опыта её развития, фиксация негативных ситуаций и тенденций.
Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства. Оно производит продукты питания для населения, сырьё для перерабатывающей промышленности, обеспечивает и другие нужды общества.
Актуальностью в настоящее время является проблема дальнейшего повышения уровня эффективности отрасли.
Эффективность – это сложная экономическая категория, в которой проявляется результативность деятельности предприятия.
Обобщающим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
В настоящее время в России в условиях кризиса наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства, что означает убыточность многих хозяйств. Поэтому нас интересует, в чём заключается сущность рентабельности, как она рассчитывается и каковы пути её повышения.
Объектом курсовой работы является предприятие ЗАО «Семеновское».
Предметом исследования является показатель рентабельности предприятия ЗАО «Семеновское».
В качестве цели курсовой работы является показатель рентабельности сельскохозяйственного производства и меры по ее повышению.
В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи. Во-первых, определить рентабельность производства предприятия и показатели и факторы ее повышения; во-вторых, дать организационно-экономическую характеристику предприятию; в-третьих, выявить уровень динамики рентабельности сельскохозяйственного производства, а также причины их изменения: в-четвертых, дать прогноз основных мер повышения рентабельности производства предприятия на 2009 год.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.Сущность и типы хозяйственных стратегий предприятий 6
2. Методы начисления амортизации в бухгалтерском учете 16
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
1.РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ 19
1.1 Рентабельность как экономическая категория. Валовая продукция,
валовой доход, чистый доход, прибыль; методика их определения 19
1.2 Показатели рентабельности сельскохозяйственного производства,
методика их определения и факторы повышения 23
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ 28
2.1 Место расположения, цели и задачи анализируемого предприятия,
его производственная структура 28
2.2 Экономическая характеристика предприятия 30
2.3 Финансовые результаты предприятия 35
3. УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЧИНЫ ИХ
ИЗМЕНЕНИЯ 39
3.1 Рентабельность производства продукции растениеводства,
животноводства и сельскохозяйственного производства в целом 39
3.2 Зависимость прибыли от реализации продукции и уровня
рентабельности производства от объема реализации, уровня полной
себестоимости и средних цен реализации продукции 41
4. ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА 44
4.1 Задачи и меры по увеличению объема производства основных видов
продукции растениеводства и животноводства 44
4.2 Задачи и меры экономии расходов на производство продукции 45
4.3 Планируемый уровень рентабельности сельскохозяйственного
производства 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59
1,200 руб.
В рыночной экономике роль и значение себестоимости резко возрастают. С экономических и социальных позиций её снижение позволяет:
- увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства;
- улучшить материальное стимулирование работников и решение социальных проблем;
- укрепить финансовое состояние предприятия;
- снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить конкурентоспособность и увеличить объем реализацию.
Себестоимость продукции зависит от целого ряда факторов, которые можно разделить на непосредственно зависящие от предприятия (внутренние) и внешние, не зависящие от него1.
Внешние факторы – это инфляция, рост тарифов и цен на на сырье, топливо и т.д.
Внутренние факторы – это более полное и экономное расходование материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия (внедрение передовой техники и технологии, оптимальная организация труда и управления и др.).
Снижение издержек производства – важнейшее условие повышения экономической эффективности сельского хозяйства. Решение этой проблемы имеет два основных взаимосвязанных направления: максимальное увеличение выхода продукции с единицы земельной площади и снижение затрат труда и средств на единицу. Резервы имеются на каждом предприятии. Их можно выявить при тщательном анализе структуры себестоимости.
Структура себестоимости под влиянием целого ряда факторов:
- специфика отрасли – существуют производства трудоемкие (большая доля затрат в себестоимости продукции приходится на оплату труда), материалоемкие (велика доля материальных затрат), фондоемкие (велика доля амортизации) и энергоемкие (преобладание топливно-энергетических ресурсов);
- научно-технический прогресс, который оказывает многоплановое влияние, но, как правило, приводит к сокращению доли живого труда и увеличению доли овеществленного;
- уровень концентрации, специализации, кооперирования производства;
- географическое местоположение предприятия;
- инфляция и процентные ставки за банковский кредит.
Анализ структуры себестоимости позволяет определить, в каком направлении должны проводиться мероприятия, направленные на ее снижение.
Структура себестоимости производства отдельных видов продукции существенно различается. В растениеводстве основную долю затрат составляют заработная плата (оплата труда), стоимость семян, удобрений, топлива и смазочных материалов, в животноводстве заработная плата (оплата труда) и корма.
На структуру затрат большое значение оказывает инфляция. Удельный вид отдельных статей затрат в структуре себестоимости может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ее усиления или снижения.
В сельском хозяйстве важнейшие источники снижения себестоимости продукции – рост эффективности использования земли, урожайности культур и продуктивности животных. Использование современной техники и внедрение прогрессивных систем земледелия, правильное применение органических и минеральных удобрений, средств борьбы с вредителями и болезнями растений, широкое применение высокопродуктивных сортов растений и пород животных увеличивают расходы материально-денежных средств на 1 га угодий и голову скота, но одновременно сокращают их в расчете на единицу продукции. Поэтому чем выше урожайность культур и продуктивность животных, тем ниже себестоимость продукции растениеводства и животноводства.
На повышение продуктивности животных непосредственное влияние оказывают полноценное, сбалансированное по протеину, аминокислотам, микроэлементам и витаминам кормление, правильное содержание и хороший уход, внедрение интенсивных метода откорма и нагула, совершенствование племенной работы.
Особое место в снижении себестоимости продукции животноводства принадлежит полноценным кормам. Недостаток тех или иных элементов в кормах приводит к их перерасходу на единицу продукции.
При полноценном кормлении на производство 1 кг. молока расходуется 1-1,2 корм. ед., на 1 кг. прироста живой массы крупного рогатого скота – не более 5-6 корм. ед. Значительная экономия кормов достигается при правильном составлении рационов с учетом возраста животных, их физического состояния, времени года, периода выращивание и откорма. Проанализируем результаты реализации продукции животноводства в 2006 г. и 2009 г.:
Рентабельность продукции животноводства в 2009 году в ЗАО «Семеновское» резко возрастает (с 3% в 2008г. до 15% в 2009г.) в связи с увеличением рентабельности молока, привеса КРС, привеса свиней.
Это связано в первую очередь с уменьшением себестоимости продукции животноводства.
Уменьшение себестоимости продукции животноводства связано в первую очередь с увеличением производства (процент затрат общехозяйственных и общепроизводственных затрат в структуре себестоимости уменьшается).
Во-вторых, общецеховые затраты на единицу продукции уменьшаются за счет заполнения дворов скотом (пример: доставка кормов 2тн. и 3,5тн. затраты на ГСМ одинаковы, но при этом можно накормить поголовье скота в два раза больше, или скажем освещение животноводческого помещения очень затратная статья, затраты на освещение двора для 150 голов и 200 голов скота одинаковы, но все эти затраты уже будут распределяться на количество продукции от 200 голов, т.е. затраты на освещение на единицу продукции сократятся на 50%).
Та же самая ситуация прослеживается при выращивание свиней и молодняка КРС.
ЗАО «Семеновское» выбрало правильную позицию в развитии своего предприятия это явно прослеживается в росте экономических показателей и рентабельности.
1,200 руб.
1. Давыдова Е.Н. Что год грядущий нам готовит?/ газета «Экономика и жизнь» № 35 август 2006г.
2. Журнал Деловая неделя: изд. дом «Экстра Н» №4 (029) апр. 2008г.
3. Журнал Деловая неделя: изд. дом «Экстра Н» №5 (029) май 2008г.
4. Журнал Деловая неделя: изд. дом «Экстра Н» №8 (029) авг.2008г.
5. Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000 г.- 350с.
6. Пелиха А.С. Экономика отрасли: Учеб. для вузов/ А.С.Пелиха.-Высш.шк. 2003 г.- 417с. «Феника».
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособ. /Г.В.Савицкая-7-е изд.: Новое знание, 2002 г.-704с.
8. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – Москва: ИНФРА-М. 2006 г., 528 с.
9. Ценовая политика предприятия. Тарасевич В.М. – 2-е изд. СПб: Питер. 2003 г., 288 с.
10. Экономика фирмы. Учеб. пособие/Под ред. О.И.Волкова, В.К.Скляренко. – М.:ИНФРА-М, 2000 г.
11. Экономика фирмы. Словарь – справочник/Под ред. О.И.Волкова, В.К.Скляренко. – М.: ИНФРА – М, 2000 г.
12. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И.Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 1998 г.
13. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1998 г.
14. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Ильина А.И., Волкова В.П. – Москва: «Новое знание». 2003 г., 677 с.
15. Экономика отрасли. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д:«Феникс», 2003 г., 448 с.
16. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия. – Москва. 2003 г.
1,200 руб.