Введение.
Понятие о памяти в речевом обиходе занимает ведущее место среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано с реальным значением памяти в жизни и деятельности человека. Памяти издревле придавалось большое значение. Мы отмечали, что свое начало психология берет в практической трудовой деятельности людей, в процессах их взаимоотношений и общения. На начальных этапах исторического развития психологические знания находят свое отражение в сказаниях, мифах как одном из наиболее ранних способов человеческого самовыражения и форма коллективного сознания. Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Богиня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени своей богини память в психологии называют мнемической деятельностью.
Фундаментальность явлений и процессов памяти отмечается в философии и психологии. Философ Бергсон писал о том, что именно в проблеме памяти возможно постигнуть дух в его наиболее выраженной форме.
В научной психологии проблема памяти, по выражению психолога П.П.Блонского, является «ровесницей психологии как науки». Особое место памяти среди психических функций исследователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект. При этом и сама память немыслима вне других психических процессов.
Исходя из актуальности данной темы, проблема нашего исследования заключается в обосновании эффективности изучения памяти в психологии.
Целью нашего курсового исследования является анализ основных характеристик памяти как ведущего познавательного процесса.
Задачи:
1. Анализ теоретической литературы по данной теме.
2. Выявление взаимосвязи памяти с другими познавательными процессами.
3. Обоснование психологических механизмов памяти.
4. Анализ свойств памяти.
5. Определение уровня переработки информации.
1,200 руб.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Основные теоретические проблемы изучения памяти в психологии.
1.1. Анализ подходов исследования памяти в работах отечественных и зарубежных психологов.
1.2. Взаимосвязь памяти с другими познавательными процессами человека и ее виды.
1.3. Память и организация знаний.
Глава 2. Характеристика памяти как ведущего процесса познавательной деятельности человека.
2.1. Психологические механизмы памяти.
2.2. Основные свойства памяти.
2.3. Уровни переработки информации.
Заключение.
Литература.
1,200 руб.
Заключение.
Итак, в ходе теоретического анализа данной темы, нами были изучены основные понятия и характеристика памяти.
Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней остается. Иногда – навсегда. Остается как «след» прошедшего, его шифр, образ. Каждый из нас может подтвердить, что повторно воспринимаемое и переживаемое осознается нами именно как повторение известного, то есть мы готовы утверждать, что это уже было.
Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многом реализуется автоматически, почти бессознательно. В качестве примера можно привести ставшие в психологии классическими две достоверных истории. Совершенно неграмотная женщина заболела и в лихорадке, в бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысл которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков. Женщина невольно запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни и не подозревала. Человек, которого гипнотизировали в аптеке, правильно воспроизвел наизусть сотни надписей на лекарственных препаратах, хотя и не имел никакого отношения к медицине.
Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом.
В заключении хотелось сказать о том, что, поставленная нами цель рассмотреть память и ее основные характеристики как основного познавательного процесса была достигнута, достижению цели способствовали задачи, которые мы определили для себя в начале нашего исследования.
Проблема памяти еще на протяжении нескольких тысячелетий будет волновать ученых разных стран.
1,200 руб.
Литература.
1.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.
2.Брунер Д.С. Психология познания. – М., 1977.
3.Вейн А.М., Каменецкая Б.М. Память человека. – М., 1973.
4.Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей у человека. – М., 1984.
5.Кликс Ф. П. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983.
6.Линдсей П. Переработка информации у человека. – М., 1974.
7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.
8. Мелхорн Г. Гениями не рождаются. – М., 1988.
9. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.
10. Немов Р.с. Общие основы психологии. – М., 1994.
11. Николов Н. Загадки тысячелетия. Что мы знаем о памяти. – М., 1988.
12. Норман Д. А. Память и научение. – М., 1985.
13. Общая психология. – М., 1981.
14. Петухов В.В. Психология мышления. – М., 1987.
15. Развитие памяти. – Рига., 1991.
16. Тихомиров О.К. психология мышления. – М., 1984.
17. Хорн Г. Память, импиринг, мозг. – М., 1988.
18. Хрестоматия по общей психологии. М., 1978.
19. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушение памяти. – М., 1989.
20. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1988.
21. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
23. Психология. Словарь.
24. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 1995.
25.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1985.
26. Экспериментальная психология. /Под. ред. А.н. Леонтьева. – М., 1973.
27. Ришар Ж. Ментальная активность. – М., 1998.
28. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. – М., 1995.
29. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1995.
30. Ментальная репрезентация. /Под ред. Андреевой В.И. – М., 1977.
1,200 руб.