Введение
Реально существующая тенденция ухудшения здоровья детей социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условий жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Детская инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 млн. детей. В перспективе их численность будет расти. Вот почему так остро стоят проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, а особенно детей с ДЦП. Социально-психологическая адаптация и реабилитация детей с ДЦП получила в последние годы широкое признание. Социально-психологическая адаптация – это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Спортивная реабилитация составляет важный элемент адаптационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Спортивная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая детей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. Изучением вопросов спортивной реабилитации занимались такие исследователи, как Осадчих А.И., Холостова Е.И., Храпылина Л.П. На современном этапе спортивная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП в России находится на начальном пути своего развития.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе существует реальная необходимость создания программы спортивной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП, которая позволила бы им более успешно адаптироваться к современным условиям жизни.
Объект исследования – дети-инвалиды с ДЦП.
Предмет исследования - современные технологии спортивной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП.
Цель исследования – проанализировать современные технологии спортивной реабилитации детей с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Исследовать подходы к социально-психологической адаптации детей с ДЦП в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2.Обосновать эффективность спортивной реабилитации в системе социализации и психологической адаптации детей-инвалидов.
3. Проанализировать технологии спортивной реабилитации как средства социализации и психологической адаптации детей с ДЦП в МУ СЗН «Центр социальной помощи семье и детям с отделением реабилитации детей-инвалидов» Ворошиловского района г. Волгограда.
4. Разработать программу спортивной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП и определить пути совершенствования социальных технологий работы Центра в рамках социализации и психологической адаптации детей с ДЦП.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования можно использовать в практической работе детских центров реабилитации детей-инвалидов с ДЦП.
3,000 руб.
Заключение
На современном этапе спортивная медицина в России находится на начальном пути своего развития. Постепенно дети - инвалиды становятся активными участниками общественной жизни: участвуют в конкурсах, спортивных состязаниях, для них организовываются специальные клубы досуга, но все же еще не достаточно глубоко изучены методические формы и приемы работы в этом направлении реабилитации детей-инвалидов.
Реабилитационная деятельность включает: развитие духовных и физических способностей ребенка, содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему, обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам, содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы), установление реального и более комфортного контакта с внешним миром, поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия, проблема интеграции детей, имеющих инвалидность, в сферу образования, ощущаются особенно остро. Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов. Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью. Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем ребенке.
Спортивная реабилитация детей-инвалидов направлена, прежде всего, на нейтрализацию негативных социальных последствий заболевания ребенка с диагнозом ДЦП. ДЦП (детский церебральный паралич) – заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесенного в перинатальный период. Двигательные расстройства проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. У детей с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным. После обследования ребенка на медико-педагогической комиссии (МПК) даются рекомендации по ортопедическому режиму в рамках спортивной реабилитации. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК. Такая комплексная спортивная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени. Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр. Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.
Анализ социально-психологической работы в Центре «Семья» показал, что работа с такими детьми идет во взаимодействии с родителями и специалистами при использовании методов наблюдения, консультирования и раннего стимулирования. Это позволяет получать эффективные результаты и наблюдать ребенка в динамике. В развитии речи большое значение имеет доречевой или подготовительный период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни. В этот период начинает развиваться зрительное и слуховое восприятие, формируется начальная предметная и игровая деятельность, появляется гуление, лепет, возможность подражать звукам речи, т.е. появляются необходимые предпосылки для общения ребенка с окружающими его людьми. У детей с церебральным параличом оказываются пораженными различные структуры мозга, и часто наблюдаются практически любые из известных в логопедии речевых расстройств. В связи с этим в Центре мы проводили диагностику детей раннего возраста с ДЦП на предмет речевого развития. В первые месяцы жизни важное значение уделяют диагностической оценке крика, его интонационной характеристике. Наши наблюдения показали, что у детей с ДЦП являются видоизменения крика с недоразвитием его интонационной характеристики. Со всеми детьми раннего возраста с ДЦП проводят коррекционную работу, направленную на предупреждение нарушений речи. На занятиях создаем эмоционально-положительное состояние, проводим массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, также мы формируем зрительную фиксацию, способность следить за движущимся предметом, развитие слухового внимания и умения локализовать звук в пространстве. Затем стимулируем подражательно-звуковую активность, формируем развитие понимания речи, интонационное общение с окружающими, развиваем пассивный и активный словарь. В занятия включаем упражнения на развитие двигательных функций. Для того чтобы развитие детей с церебральным параличом осуществлялось в полном объеме, в Центре на занятиях присутствуют родители. Ежедневное общение с мамами и папами создает большие возможности для индивидуальной работы с детьми дома. Наряду с занятиями психолога и педагога в Центре ведется работа по музыкотерапии. На занятиях музыки у детей этого возраста вырабатывается слуховое внимание и память. Программы спортивной медицины должны быть направлены на обеспечения реализации прав детей-инвалидов иметь друзей, семью, выбирать место учебы. В программе должно быть предусмотрено адаптационное обучение, подготовка к независимому образу жизни, разработка индивидуальных решений адаптации ребенка – инвалида к современным изменениям общества. Программы спортивной реабилитации должны включать элементы включает обучение мерам безопасности, общению. Большое внимание в программах спортивной реабилитации должно уделяться овладению детьми двигательными умениями и навыками, при этом важным условием является комплексный подход к организации физических занятий. Спортивная реабилитация в системе социальной работы с детьми с диагнозом ДЦП помимо развития основных физических качеств призвана обеспечить социально-психологическую адаптацию детей-инвалидов с ДЦП к современным реалиям современной жизни. Основными принципами построения физкультурных занятий являются: учет общих, специфических и индивидуальных особенностей физического развития детей-инвалидов; комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к физическому развитию детей-инвалидов с ДЦП.
3,000 руб.
Литература
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. – М. – 1998.
2. Сборник законов – М., 2002
3. Концепция стратегического развития России до 2010 г. - Государственный Совет Российской Федерации. М. 2005.
Литература:
4. Аракчеев, В.С. Пенсионное право России / В.С. Аракчеев СПб. 2003 – с. 212.
5. Батчиков, С.А. Выдвижение "приоритетных национальных проектов": шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса?/ С.А. Батчиков // Российский экономический журнал, 2006, № 9 – с. 25
6. Глобализация и бедность. Построение всеобщей мировой экономики./ Пер. с англ. - М.: Изд-во "Весь Мир", 2004 – с. 225.
7. Голофаст, В.Б. Социология семьи. Статьи разных лет. /В.Б. Голофаст // Под ред. О.Б. Божкова. - СПб.: Алетейя, 2006 – с. 315.
8. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2. – с. 21.
9. Гонтмахер, Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х /Е.Ш. Гонтмахер, М. 2000. – с. 220.
10. Итоги реформирования экономики России и перспективы ее развития. // Российский экономический журнал, 2006, № 5 – с. 25.
11. Ивлев, А. О функциях заработной платы и путях их восстановления в постсоветской России / А. Ивлев // Российский экономический журнал, 2005, № 1. – с. 26.
12. Бочарова, В. Личность – семья – общество /В. Бочарова //Социальная работа. – М., 1992 – с. 25.
13. Бочарова, В. Социальная служба: состояние и перспективы развития / В. Бочарова // Педагогика. – 1992, № 3 – с. 15
14. Введение в новую профессию: социально-исторический контекст// Социальная работа. – 1994. - № 1 - с. 114.
15. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988 – с. 250.
16. Глебович, Т.М. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессии /Т.М. Глебович // Социальная работа. – Вып.1. – 1994. - № 1 – с. 260.
17. Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность/ И.А. Зимняя // Социальная работа. – Вып. 2 – с. 35.
18. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994 – с. 420.
19. Краткий психологический словарь / Ред. сост. Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 1999 – с. 550
20. Кудрявцев, Ю.А., Тышкевич Б.И. Подготовка социального работника: нормативно- правовые аспекты /Ю.А. Кудрявцев, Б.И. Тышкевич // Социальная работа. – Вып. 5 – с. 420.
21. Кулева, Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников / Е.Б. Кулева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996, № 1 – с. 25.
22. Крапивин, О.М. Охрана труда: Комментарии к новому Трудовому Кодексу РФ./ О.М. Крапивин - М. 2003 – с. 210.
23. Пантелеева, Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – с. 220.
24. Куликов, В., Роик, В.. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. / В. Куликов, В. Роик. // Российский экономический журнал, 2005, № 1. – С. 125.
25. Кузьмин, К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – с. 220.
26. Куликов, В., Роик, В.. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. / В. Куликов, В. Роик. // Российский экономический журнал, 2005, № 1. – с. 45.
27. Левашов, В.И. и др. Демография и демографическое развитие России. / В.И. Левашов М.2000 – с. 145.
28. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – с. 225.
29. Муздыбаев, К. Качество жизни населения Петербурга: 1990-2004 годы / К. Муздыбаев СПб.: ГУП МЦСЭИ "Леонтьевский центр", 2005 – с. 225.
30. Мысляева, И. Н. Каким может быть социальное партнерство в России /И.Н. Мысляева - М, 2000 – с. 250
31. Нещеретний, П.И. Очерки по истории социальной работы в России / П.И. Нещеретный М.: Союз, 1996 – с. 230.
32. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М, 1997. с. 145.
33. Павленок, П.Д. Введение в профессию «Социальная работа» / П.Д. Павленок: Курс лекций – М.: ИНФРА – М, 1998 – с. 155.
34. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя /Н. Роджерс // Социальная работа. – Вып. 5 – с. 220.
35. Пантелеева, Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – с. 230.
36. Попов, В.Д. Социальный менеджмент/ В.Д. Попов М. 2000 – с. 250.
37. Рогов, С.М. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России / С.М. Рогов // Российский экономический журнал, 2006, 7 – с. 55.
38. Ракитский, Б.В. Концепция социальной политики для современной России/ Б.В. Ракитский М.2000 – с. 230.
40. Рынок труда. Учебник / под ред. Буланова В.С., Волгина Н.А. М. 2000 – с. 430.
41. Социальная политика: Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина; отв. ред. д.ф.н. Т.С. Сулимова. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005 – с. 550.
42. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2005.
43. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "социальная работа". / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов Н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. с. 145.
44. Стиглиц, Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Дж. Ю. Стиглиц / пер. с. англ. - М. 1997 – с. 230
45. Савинов, А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты/ А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо - М. 2001 – с. 240.
46. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа: Статистический бюллетень. СПб. 2004 – с. 330.
48. Стародубов, В.И., Таранов А.М. и др. Актуальные вопросы организация здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях / В.И. Стародубов, А.М. Таранов М. 2001 – с. 250.
49. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой – М.: Юрист, 2000 – с. 230.
50. Соловьев, А.К. Социальная политика переходного периода: от государственных гарантий к адресной поддержке. – М, 1995. с. 145.
51. Социальная защита человека: региональные модели/ Под ред. В.Г.Бочаровой, М.П. Гурьяновой. – М., 1995 – с. 150
52. Социальная работа в России: уроки и перспективы развития // Социальная работа. – 1993. - № 2 - с. 23.
53. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.И. Жукова. М.: Союз, 1997 - с. 145.
54. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: “Контур”, 1998 – с. 230
55. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. Часть 1. М.: Издательство “Союз”, 1994 – с. 480.
56. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998 – с. 280.
57. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу/ В.С. Тетерский: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2000 – с. 300.
58. Топчий, Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации/ Л.В. Топчий // Социальная работа. – Вып. 2. – с. 255.
59. Труд в мире-2006. Обеспечение доходов и социальная защита в меняющемся мире. - Москва-Женева: Международное Бюро труда, 2006 – с. 450.
60. Фирсов, М.Ф. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – с. 455.
61. Холостова, Е.И. Социальная политика /Е.И. Холостова: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001 – с. 280.
62. Шматко, А.С. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников к работе с детьми с ДЦП: задачи, содержание, организация/ А.С. Шматко// Социальная работа. – Вып. 5 – с. 145.
63. Шевеленкова, Т.Д. О личностной характеристике социального работника/ Т.Д. Шевеленкова // Социальная работа. – М., 1992.- Вып.5. – с. 230.
64. Social Policy ("Социальная политика") / Еdited by Nick Manning. Oxford. University Press. 1999 – p 560.
65. Social Policy and Social Justice ("Социальная политика и социальная справедливость"). The IPPR. Reader / Ed. by Jane Franklin. Cambridge; Polity. 1998 – p 340.
66. Readings in Social Welfare. Theory and Policy ("Хрестоматия по социальному благосостоянию. Теория и политика"). / Ed. by Robert E. Kuenne. Oxford. Blackwall Publishers. 2000 - p 140.
67. Geyer R.R. Exploring European Social Policy ("Исследование европейской социальной политики"). Cambridge. Polity. 2000. p 140.
68. Pierson K. Beyond the Welfare State? The New Political Economy of Welfare ("За пределами государства благосостояния? Новая политическая экономия благосостояния"). Cambridge. Polity. 1998. p 140.
3,000 руб.