Введение
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, несмотря на значительный прогресс медицины и развитие цивилизации, число инвалидов постепенно и неуклонно растет вследствие разных причин (например, локальные войны, промышленные и спортивные травмы, дорожные аварии и т. д.). По статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН) инвалиды составляют около 10% населения земного шара - 500 млн., из них 20 - 25% дети в возрасте до 16 лет. В России каждый десятый человек -инвалид. После второй мировой войны, особенно после принятия решения Генеральной ассамблеей ООН «Декларации прав инвалида» на 30-ой ассамблее ООН в 1975 г., а также после объявления «1981г. – интернациональным годом для инвалидов» на 31-ой ассамблее ООН, стали придавать серьезное значение достоинству человека, который пользуется правом ценности жизни от рождения и ему гарантируется полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Соблюдение этого права и гарантий осложняется на современном этапе проблемой ограничения социально-биологической реализации человека. Обозначенная проблема относится к категории сложнейших интегративных аспектов знания о человеке. Ее основным акцентом следует считать технологии социализации и психологической адаптации. В связи с этим первостепенное значение приобретает поиск оптимальных технологий и инновационных методов реабилитации на всех этапах развития человека с ограниченными возможностями. Реально существующая тенденция ухудшения здоровья детей социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условий жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Детская инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 млн. детей. В перспективе их численность будет расти. Вот почему так остро стоят проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, а особенно детей с ДЦП. Социально-психологическая адаптация и реабилитация детей с ДЦП получила в последние годы широкое признание. Социально-психологическая адаптация – это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.
Особую актуальность в настоящее время приобретает эффективность технологий социальной реабилитации для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП). Эта патология во всех странах мира вышла на одно из первых мест по частоте встречаемости среди поражений нервной системы в детском возрасте. В России удельный вес детей с последствиями ДЦП составил в 90-х годах 46% от других патологий. В целом же заболеваемость церебральным параличом составляет 1,88 на 1000 детей. Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды вследствие ДЦП, настолько серьезны, что они для многих становятся непреодолимыми на пути их социализации и психологической адаптации. Это делает картину возможной реабилитации детей с ДЦП достаточно пессимистичной в глазах, как медицинских работников, так и педагогов, занимающихся этой проблемой. Тем актуальнее и заманчивее выглядит возможность поиска и применения инновационных методик эффективно помогающих как реабилитации больных ДЦП и их семей. На современном этапе существует реальная необходимость изучения и выбора социальных технологий реабилитации детей-инвалидов с ДЦП, которая позволила бы им более успешно адаптироваться к современным условиям жизни.
Объект исследования – ДЦП как социально-медицинский феномен
Предмет исследования - современные технологии социальной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП.
Цель исследования – проанализировать особенности выбора социальных технологий реабилитации детей с ДЦП в условиях информатизации современного общества.
Задачи исследования:
1.Изучить ДЦП как социальной проблемы, ретроспективный анализ изменения отношений к детям-инвалидам с ДЦП в обществе.
2.Обосновать социальные подходы к изучению проблем детей-инвалидов с ДЦП в концепциях отечественных и зарубежных специалистов.
3.Определить актуальные проблемы выбора эффективной технологии социальной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП в современном обществе.
4.Выделить перспективные направления использования социальных технологии детей-инвалидов с ДЦП.
3,000 руб.
Заключение
На современном этапе спортивная медицина в России находится на начальном пути своего развития. Постепенно дети - инвалиды становятся активными участниками общественной жизни: участвуют в конкурсах, спортивных состязаниях, для них организовываются специальные клубы досуга, но все же еще не достаточно глубоко изучены методические формы и приемы работы в этом направлении реабилитации детей-инвалидов.
Реабилитационная деятельность включает: развитие духовных и физических способностей ребенка, содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему, обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам, содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы), установление реального и более комфортного контакта с внешним миром, поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия, проблема интеграции детей, имеющих инвалидность, в сферу образования, ощущаются особенно остро. Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов. Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью. Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем ребенке.
Спортивная реабилитация детей-инвалидов направлена, прежде всего, на нейтрализацию негативных социальных последствий заболевания ребенка с диагнозом ДЦП. ДЦП (детский церебральный паралич) – заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесенного в перинатальный период. Двигательные расстройства проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. У детей с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным. После обследования ребенка на медико-педагогической комиссии (МПК) даются рекомендации по ортопедическому режиму в рамках спортивной реабилитации. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК. Такая комплексная спортивная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени. Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр. Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.
Анализ социально-психологической работы в Центре «Семья» показал, что работа с такими детьми идет во взаимодействии с родителями и специалистами при использовании методов наблюдения, консультирования и раннего стимулирования. Это позволяет получать эффективные результаты и наблюдать ребенка в динамике. В развитии речи большое значение имеет доречевой или подготовительный период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни. В этот период начинает развиваться зрительное и слуховое восприятие, формируется начальная предметная и игровая деятельность, появляется гуление, лепет, возможность подражать звукам речи, т.е. появляются необходимые предпосылки для общения ребенка с окружающими его людьми. У детей с церебральным параличом оказываются пораженными различные структуры мозга, и часто наблюдаются практически любые из известных в логопедии речевых расстройств. В связи с этим в Центре мы проводили диагностику детей раннего возраста с ДЦП на предмет речевого развития. В первые месяцы жизни важное значение уделяют диагностической оценке крика, его интонационной характеристике. Наши наблюдения показали, что у детей с ДЦП являются видоизменения крика с недоразвитием его интонационной характеристики. Со всеми детьми раннего возраста с ДЦП проводят коррекционную работу, направленную на предупреждение нарушений речи. На занятиях создаем эмоционально-положительное состояние, проводим массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, также мы формируем зрительную фиксацию, способность следить за движущимся предметом, развитие слухового внимания и умения локализовать звук в пространстве. Затем стимулируем подражательно-звуковую активность, формируем развитие понимания речи, интонационное общение с окружающими, развиваем пассивный и активный словарь. В занятия включаем упражнения на развитие двигательных функций. Для того чтобы развитие детей с церебральным параличом осуществлялось в полном объеме, в Центре на занятиях присутствуют родители. Ежедневное общение с мамами и папами создает большие возможности для индивидуальной работы с детьми дома. Наряду с занятиями психолога и педагога в Центре ведется работа по музыкотерапии. На занятиях музыки у детей этого возраста вырабатывается слуховое внимание и память. Программы спортивной медицины должны быть направлены на обеспечения реализации прав детей-инвалидов иметь друзей, семью, выбирать место учебы. В программе должно быть предусмотрено адаптационное обучение, подготовка к независимому образу жизни, разработка индивидуальных решений адаптации ребенка – инвалида к современным изменениям общества. Программы спортивной реабилитации должны включать элементы включает обучение мерам безопасности, общению. Большое внимание в программах спортивной реабилитации должно уделяться овладению детьми двигательными умениями и навыками, при этом важным условием является комплексный подход к организации физических занятий. Спортивная реабилитация в системе социальной работы с детьми с диагнозом ДЦП помимо развития основных физических качеств призвана обеспечить социально-психологическую адаптацию детей-инвалидов с ДЦП к современным реалиям современной жизни. Основными принципами построения физкультурных занятий являются: учет общих, специфических и индивидуальных особенностей физического развития детей-инвалидов; комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к физическому развитию детей-инвалидов с ДЦП.
3,000 руб.
Литература
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. – М. – 1998.
2. Сборник законов – М., 2002
3. Концепция стратегического развития России до 2010 г. - Государственный Совет Российской Федерации. М. 2005.
Литература:
4. Аракчеев, В.С. Пенсионное право России / В.С. Аракчеев СПб. 2003 – с. 212.
5. Батчиков, С.А. Выдвижение "приоритетных национальных проектов": шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса?/ С.А. Батчиков // Российский экономический журнал, 2006, № 9 – с. 25
6. Глобализация и бедность. Построение всеобщей мировой экономики./ Пер. с англ. - М.: Изд-во "Весь Мир", 2004 – с. 225.
7. Голофаст, В.Б. Социология семьи. Статьи разных лет. /В.Б. Голофаст // Под ред. О.Б. Божкова. - СПб.: Алетейя, 2006 – с. 315.
8. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П. К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2. – с. 21.
9. Гонтмахер, Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х /Е.Ш. Гонтмахер, М. 2000. – с. 220.
10. Итоги реформирования экономики России и перспективы ее развития. // Российский экономический журнал, 2006, № 5 – с. 25.
11. Ивлев, А. О функциях заработной платы и путях их восстановления в постсоветской России / А. Ивлев // Российский экономический журнал, 2005, № 1. – с. 26.
12. Бочарова, В. Личность – семья – общество /В. Бочарова //Социальная работа. – М., 1992 – с. 25.
13. Бочарова, В. Социальная служба: состояние и перспективы развития / В. Бочарова // Педагогика. – 1992, № 3 – с. 15
14. Введение в новую профессию: социально-исторический контекст// Социальная работа. – 1994. - № 1 - с. 114.
15. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988 – с. 250.
16. Глебович, Т.М. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессии /Т.М. Глебович // Социальная работа. – Вып.1. – 1994. - № 1 – с. 260.
17. Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность/ И.А. Зимняя // Социальная работа. – Вып. 2 – с. 35.
18. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994 – с. 420.
19. Краткий психологический словарь / Ред. сост. Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 1999 – с. 550
20. Кудрявцев, Ю.А., Тышкевич Б.И. Подготовка социального работника: нормативно- правовые аспекты /Ю.А. Кудрявцев, Б.И. Тышкевич // Социальная работа. – Вып. 5 – с. 420.
21. Кулева, Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников / Е.Б. Кулева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996, № 1 – с. 25.
22. Крапивин, О.М. Охрана труда: Комментарии к новому Трудовому Кодексу РФ./ О.М. Крапивин - М. 2003 – с. 210.
23. Пантелеева, Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – с. 220.
24. Куликов, В., Роик, В.. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. / В. Куликов, В. Роик. // Российский экономический журнал, 2005, № 1. – С. 125.
25. Кузьмин, К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – с. 220.
26. Куликов, В., Роик, В.. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. / В. Куликов, В. Роик. // Российский экономический журнал, 2005, № 1. – с. 45.
27. Левашов, В.И. и др. Демография и демографическое развитие России. / В.И. Левашов М.2000 – с. 145.
28. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – с. 225.
29. Муздыбаев, К. Качество жизни населения Петербурга: 1990-2004 годы / К. Муздыбаев СПб.: ГУП МЦСЭИ "Леонтьевский центр", 2005 – с. 225.
30. Мысляева, И. Н. Каким может быть социальное партнерство в России /И.Н. Мысляева - М, 2000 – с. 250
31. Нещеретний, П.И. Очерки по истории социальной работы в России / П.И. Нещеретный М.: Союз, 1996 – с. 230.
32. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М, 1997. с. 145.
33. Павленок, П.Д. Введение в профессию «Социальная работа» / П.Д. Павленок: Курс лекций – М.: ИНФРА – М, 1998 – с. 155.
34. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя /Н. Роджерс // Социальная работа. – Вып. 5 – с. 220.
35. Пантелеева, Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – с. 230.
36. Попов, В.Д. Социальный менеджмент/ В.Д. Попов М. 2000 – с. 250.
37. Рогов, С.М. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России / С.М. Рогов // Российский экономический журнал, 2006, 7 – с. 55.
38. Ракитский, Б.В. Концепция социальной политики для современной России/ Б.В. Ракитский М.2000 – с. 230.
40. Рынок труда. Учебник / под ред. Буланова В.С., Волгина Н.А. М. 2000 – с. 430.
41. Социальная политика: Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина; отв. ред. д.ф.н. Т.С. Сулимова. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005 – с. 550.
42. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2005.
43. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "социальная работа". / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов Н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. с. 145.
44. Стиглиц, Дж. Ю. Экономика государственного сектора /Дж. Ю. Стиглиц / пер. с. англ. - М. 1997 – с. 230
45. Савинов, А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты/ А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо - М. 2001 – с. 240.
46. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа: Статистический бюллетень. СПб. 2004 – с. 330.
48. Стародубов, В.И., Таранов А.М. и др. Актуальные вопросы организация здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях / В.И. Стародубов, А.М. Таранов М. 2001 – с. 250.
49. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой – М.: Юрист, 2000 – с. 230.
50. Соловьев, А.К. Социальная политика переходного периода: от государственных гарантий к адресной поддержке. – М, 1995. с. 145.
51. Социальная защита человека: региональные модели/ Под ред. В.Г.Бочаровой, М.П. Гурьяновой. – М., 1995 – с. 150
52. Социальная работа в России: уроки и перспективы развития // Социальная работа. – 1993. - № 2 - с. 23.
53. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.И. Жукова. М.: Союз, 1997 - с. 145.
54. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: “Контур”, 1998 – с. 230
55. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. Часть 1. М.: Издательство “Союз”, 1994 – с. 480.
56. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998 – с. 280.
57. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу/ В.С. Тетерский: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2000 – с. 300.
58. Топчий, Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации/ Л.В. Топчий // Социальная работа. – Вып. 2. – с. 255.
59. Труд в мире-2006. Обеспечение доходов и социальная защита в меняющемся мире. - Москва-Женева: Международное Бюро труда, 2006 – с. 450.
60. Фирсов, М.Ф. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – с. 455.
61. Холостова, Е.И. Социальная политика /Е.И. Холостова: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001 – с. 280.
62. Шматко, А.С. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников к работе с детьми с ДЦП: задачи, содержание, организация/ А.С. Шматко// Социальная работа. – Вып. 5 – с. 145.
3,000 руб.