Готовая курсовая работа
на тему:«Теория социальной работы по реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V32978
Предмет: Право
Год: 2007
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
В царской России система государственного призрения была введена еще Петром I и имела разветвленный контур централизованного и местного управления. Значительно ее развила и упорядочила Екатерина II, введя Приказы общественного призрения в 26 епархиях . В соответствии с концепцией правовой реформы 1864 г. регистрировалось открытие новых благотворительных обществ. Согласно статистическим данным, на 1 января 1899 года существовало 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений, причем 49% их находилось в непосредственном ведении МВД России . Среди последних особое место занимали активно создаваемые с 1895 г. дома трудолюбия и работные дома .
Предметом особого внимания (особенно с введением в 1910 г. в России института детского суда) являлось предупреждение и профилактика преступности несовершеннолетних. Согласно исследованиям С.А. Завражина, в дореволюционной России не только существовала научно обоснованная превентивная доктрина, но и складывалась тенденция к усилению взаимодействия официальных структур и неофициальных организаций в русле гуманистически ориентированной идеологии социальной помощи и усиления адресности в предоставлении социальных услуг разным категориям дезадаптированных несовершеннолетних и обогащения их опытом социального поведения . Основы отечественной прогрессивной превентивной доктрины предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних закладывались трудами таких ученых, как педагоги А.Я. Герд, П.Г. Редкий, Н.В. Шелгунов, К.Д. Ушинский, психологи В.М. Бехтерев, И.А. Сикорский, П.Ф. Лесгафт, юристы Д.А. Дриль, М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, И.Я. Фойницкий и др.
Весомую роль в исправлении несовершеннолетних преступников, содержавшихся в разноплановых воспитательно-исправительных заведениях дореволюционной России, играли представители патронажных организаций. Понимая, что рецидив происходит в основном в среде, в которую после отбытия наказания попадают воспитанники исправительных заведений, представители системы отечественного патроната дореволюционного периода создавали условия для социальной защиты несовершеннолетних делинквентов от многих жизненных невзгод. Наиболее часто реализуемыми формами социальной помощи воспитанникам были: выдача денежных ссуд, обеспечение их инструментом для занятия ремеслом или сельскохозяйственными работами, подыскивание мест учебы и работы. Как свидетельствует дореволюционная криминальная статистика, в тех исправительных заведениях, где существовал четко налаженный патронат, процент рецидива был значительно ниже.
Модель собственно социальной реабилитации начала разрабатываться не столько в отечественной, сколько в мировой практике, примерно с 60-х годов ХХ столетия. Упор в ней был сделан на «отвлекающие» программы работы с несовершеннолетними правонарушителями и взрослыми, впервые нарушившими закон, которые были направлены на недопущение их контакта с системой уголовной юстиции, так как противоправность данной категории лиц усиливается тем больше, чем глубже они погружаются в эту систему. В соответствии с моделью социальной реабилитации, с одной стороны, предпочтение отдается реализации альтернативных лишению свободы видов наказания - штрафов, условного осуждения, отбывания наказания в рамках условно-досрочного освобождения, домашнего заключения и т.д., а с другой - к реализации «отвлекающих» программ активно подключаются представители альтернативных системе уголовной юстиции государственных учреждений и общественных организаций .
В европейских странах начиная с указанного периода значительное развитие получили, с одной стороны, социально-терапевтические пенитенциарные учреждения, а с другой - разнопрофильные заведения постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание. Так, еще в 1960-е годы в Великобритании стал развертываться институт попечительского надзора, который к началу 90-х годов ХХ в. уже насчитывал в своем составе около 6 тыс. специалистов, 1600 вспомогательных работников, способных проводить широкие научные обследования, а также непосредственно помогать судам выносить приговоры, вести целенаправленную работу с теми, кто получил отсрочку исполнения наказания, был приговорен к общественно-полезным работам, осуществлять воспитательно-реабилитирующую деятельность с условно-досрочно освобожденными. Весьма разноплановые, но эффективные по интеграции правонарушителей в социум системы сложились в Швеции, Финляндии и Германии, ряде других стран.
В США в рамках созданной специальной службы по работе с молодежью реализуется значительное число проектов воспитательного воздействия в «общинах» - особых типах реабилитационных учреждений (открытые пансионаты интенсивного перевоспитания, спортивно-военизированные лагеря, исправительные коммуны общественной организации «Фонд Диленси Стрит», дневные пункты, групповые общежития, семьи попечителей и пр.) . Согласно исследованиям К. Генцела и Г.Й. Шнайдера, исправительное и профилактическое воздействие на правонарушителей непосредственно в общине обладает следующими преимуществами по сравнению с воздействием на них в тюрьмах:
• воспитательное воздействие в условиях сохранения свободы связано с меньшими затратами. При этом имеются в виду не только материальные затраты, но и тот социальный, моральный и психический ущерб, который наносит людям лишение свободы;
• воспитательное воздействие в условиях сохранения свободы дает обществу шанс активно влиять на процесс ресоциализации преступника, устраняя те общественные факторы, которые служат причиной противоправности, и внедряя научно обоснованные психолого-педагогические средства;
• воспитательное воздействие с сохранением свободы не связано с повышением риска для общественной безопасности населения и не отменяет уголовного права и уголовного правосудия, хотя и модифицирует правовые последствия преступления .
По мнению криминолога Д. Глейзера, хотя в отношении особо опасных преступников реакция социума и в будущем будет оставаться в рамках модели справедливости (т.е. лишение их свободы путем помещения в тюрьму), но гуманизм, заключенный в модели социальной реабилитации (исправление на основе улучшения человеческих взаимоотношений и ценностной ориентации в небольших хорошо контролируемых общинах), будет активно способствовать ее перспективному развитию. Согласно исследованию Ю.В. Чакубаша , принципы, заложенные в зарубежной модели социальной реабилитации, имеют много общего с идеями, содержавшимися в педагогической системе А.С. Макаренко и развиваемыми в современной отечественной юридической педагогике и психологии. В этой связи представляется актуальным, чтобы ресоциализирующая деятельность, начатая в исправительных учреждениях при участии общественности, получала дальнейшее многоплановое развитие и с лицами, отбывшими наказание.
На сегодняшний день в России достаточно высоким остается рецидив преступлений. В частности по тяжким и особо тяжким преступлениям он составляет 40-50%. В числе факторов, обусловливающих сложившуюся ситуацию, не последнее место занимает трудовая и бытовая неустроенность освободившихся из мест лишения свободы. Поскольку за время пребывания в условиях изоляции от общества большинство из них утратили социально полезные связи, многим практически заново приходится решать вопросы трудового и бытового устройства, освоения новых профессий, получения дополнительного образования. Только в 2004 году из 291232 осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, 53067 нуждались в трудовом и бытовом устройстве .
Актуальность исследования. В условиях, когда в России отмечается всплеск преступности, актуальным представляется изучение и творческое применение в предупредительно-профилактической деятельности отечественного и зарубежного положительного опыта. Важной проблемой является организация оказания постпенитенциарной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, приведение российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов и норм, усовершенствование государственно-правового механизма регулирования института социальной помощи.
Постпенитенциарная адаптация заключается в приспособлении личности к социальной среде, усвоению ее правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для этой среды, приобретении навыков, позволяющих нормально жить бывшему осужденному в обществе свободных людей. Что касается временных рамок постпенитенциарной адаптации, то самый трудный период начинается от первого дня нахождения на свободе и до одного года .
Социальная помощь освобожденным представляет собой комплекс государственно-правовых, социально-экономических, организационных и других мер по трудовому и бытовому устройству освобожденных, повышению их профессионального и образовательного уровня, медицинскому обслуживанию, восстановлению социально полезных связей, жилищных и гражданских прав, решению вопросов пенсионного обеспечения и иных видов социального обеспечения.
За время отбывания наказания, особенно если оно было продолжительным, у заключенного возникают определенные психологические деформации его личности. У освобожденного отсутствуют навыки в принятии важных индивидуальных решений, ведь в тюрьме за него думали (хорошо или плохо, но думали), кормили, одевали и т.д. А на свободе теперь он должен решать все сам.
Настоящая работа посвящена вопросам постпенитенциарной (социальной) реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
Цель работы – провести анализ существующей постпенитенциарной проблематики и системы мер правового, социально-экономического, медицинского и иного характера, направленных на реабилитацию граждан, вернувшихся из мест лишения свободы.
Предмет исследования – теория и практика постпенитенциарной реабилитации.
Объект исследования – постпенитенциарная реабилитация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:
• Показать состояние и актуальность проблемы реабилитации (реадаптации) лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
• Провести анализ видов и форм реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
• Выделить основные закономерности и тенденции реабилитационной работы с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы на основе законодательной инициативы рабочей группы Государственной Думы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава один посвящена описанию ряда аспектов проблемы постпенитенциарной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
В главе два рассматриваются виды и формы реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
Третья глава содержит анализ основных закономерностей и тенденций реабилитационной работы.
При подготовке работы автором использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы содержания и освобождения заключенных, социального обеспечения лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, работы по криминальной психологии, аналитические материалы по проблемам постпенитенциарной реабилитации (реадаптации). Имеющиеся статистические данные взяты из материалов мониторинга и итогового доклада Московской Хельсинкской Группы «Положение заключенных в современной России» за 2003 год.
Похожие работы:
История социальной работы по реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы ➨
Проблема наказания людей, нарушающих закон, волнует человечество с давних пор. Система исполнения уголовных ...
Теория социальной работы как науки ➨
Актуальность. Опыт проведения кардинальных реформ в культурной и социальной практике, политической жизни и экономике ...
Введение
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, ...
Реализация права лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на здоровье и медико-санитарное обеспечение
В ...