Актуальность. Опыт проведения кардинальных реформ в культурной и социальной практике, политической жизни и экономике во всем мире показал, что любое государство не в состоянии справиться с поставленными задачами без участия профессионалов, в частности, профессиональных социальных работников. Они оказывают помощь в решении важнейших жизненных проблем, прежде всего, тем, кто не защищен в социальном плане: пенсионерам, лицам с неадекватным поведением, детям из неблагополучных семей, представителям так называемых групп «риска», больным СПИДом, наркоманам, алкоголикам и т.д. «Социальные работники своей деятельностью не только снижают социальную напряженность, но и принимают участие в разработке законодательных актов, которые призваны в максимальной степени выражать интересы разнообразных слоев населения. Сегодня не обойтись без специалистов в области социальной работы» [7,с.34].
Социальная политика государства должна быть нацелена на создание условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно поэтому важнейшими направлениями социальной деятельности должны быть: охрана труда и здоровья людей, учреждение гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки материнства и детства, семьи, инвалидов и пенсионеров, совершенствование системы социальных служб, учреждение государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.
В России, в конце 80-х - начале 90-х годов, в условиях формирования рыночной экономики и радикальных изменений социальных отношений, разрушения жизненных стереотипов, потери многими людьми социального статуса и перспектив развития, возникли такие социальные проблемы, справиться с которыми самостоятельно, без привлечения профессионалов, не представляется возможным. Закономерно встал вопрос о расширении области социальной работы как специального рода деятельности, и, соответственно, о подготовке социальных работников различных специализаций для разных категорий населения.
Возникла необходимость подготовки социальных работников для различных категорий клиентов.
В настоящее время теория социальной работы как становящаяся наука активно ищет теоретические и методологические подходы к построению собственной концептуальной схемы. Активно прорабатываются философские, логико-гносеологические основы социальной работы, ее этические, пcихолого-педагогические и правовые аспекты, анализируется взаимосвязь социальной работы и социальной истории, выявляется значимость конфликтологического подхода к проблемам социальной работы и, конечно, многообразие форм взаимодействия социальной работы и социологии, в зоне которой, собственно, социальная работа как деятельность стала перерастать в социальную работу как науку.
Цель работы: рассмотреть специфику теории социальной работы как науки.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме.
2. Выявить характерные признаки теории социальной работы как науки.
3. Рассмотреть основные признаки социальной работы как науки.
Объектом работы является теория социальной работы
Предметом специфика теории социальной работы как науки.
1,200 руб.
Введение 3
1. Философские аспекты теории социальной работы как науки 5
2. Социальная работа как отрасль научного знания: предмет, принципы, понятийный аппарат теории социальной работы 10
3. Социальная работа как феномен общественного развития в XXI веке. Цель, задачи и специфика социальной работы 13
4. Методы социальной работы как науки 16
Заключение 21
Список литературы 23
1,200 руб.
С каждым годом скорость изменений в социуме нарастает. Это связано прежде всего с научно-техническим прогрессом. В связи с этим с особой остротой встают вопросы управляемости социального развития минимизации отрицательных моментов.
Необходимость повышения эффективности и действенности технологий практики социальной работы ставит перед специалистами новые задачи в области исследования и развития ее теории.
Унификация теории социальной работы, начатая на Западе в конце 1960-х годов, не закончена и в настоящее время.
Сегодня многие исследователи в разных странах говорят о необходимости разработки единой теории социальной работы, которая может быть выработана в результате анализа механизмов влияния различных социальных теорий на теорию социальной работы.
Важность данной проблемы для отечественной науки обусловлена во многом тем, что разработка теоретико-методологических основ организации практики социальной работы в России требует не только изучения соответствующего зарубежного и российского опыта, истории социальной защиты населения, но и понимания логики социального развития российского общества. Особенности территориального и государственного устройства России обусловливают дифференциацию форм и содержания социальной работы.
В России в настоящий момент фактически только начаты научные разработки, регламентирующие порядок создания и организации деятельности социальной работы, выявления критериев эффективности механизмов оказания социальной помощи различным группам населения.
Таким образом:
1. социальная работа как общественный феномен в разных формах его проявления существует на всех этапах развития общества и имеет как общие, так и специфические черты, обусловленные особенностями развития этого этапа;
2. опциальная работа обладает статусом самостоятельной науки, имеющей свой объект, предмет, методы исследования;
3. теории социальной работы обусловливают выбор моделей и технологий практики социальной работы;
4. социальная работа как учебная дисциплина носит интегративный, полифункциональный характер;
5. подготовка социальных работников соединяет глобальный, региональный и национальный аспекты социального образования.
1,200 руб.
1. Агапов Е.Л. Введение в социономию. - Ростов-на-Дону, 1997. - С.73-86, 86-88.
2. Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы (лекции). - Барнаул: ЛГУ, 1995. – С.3-25.
3. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук // Российский журнал социальной работы. -1996. - № 1. - С. 17-22.
4. Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. - М.: Юристъ, 2000. – 400 с.
5. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфра-М., 1997. - С.12-16, 21-24.
6. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. - Новосибирск, 1999. – 190 с.
7. Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. - М.: Академия, 2000. – 340 с.
8. Справочное пособие по социальной работе. - М.: Юристъ. 1997. - С.9-11.
9. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, 1994. - С.68-85.
10. Теория и методология социальной работы. / Под ред. С.И. Григорьева. - М.: Наука, 1994. -С.40-47.
11. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998. - С.26-42, 43-53.
12. Шеляг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы //Российский журнал социальной работы. – 1995. - №2. -С.60-63.
13. Хрысько В.Г. Социальная работа. Словарь справочник. –Мн.: Харвест. -2001 -688с.
1,200 руб.