Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития. Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической и социальной деятельности. Социальная работа по своим функциям и значению тесно примыкает к социальной политике государства, является ее структурным компонентом. В это связи существует острая практическая необходимость изучить взаимосвязь социальной политики и социальной работы и определение дальнейших перспектив ее развития . Условия современной России социально детерминируют процесс становления социальной работы как инновационного института, активно влияют на динамику и механизмы ее функционирования.
Развитие разнообразных организационных форм социальной работы, применение широкого спектра методов, методик и технологий поставили вопрос о технологизации социальной деятельности и потребовали изучения и анализа всех факторов, способствующих или препятствующих этому процессу. Исторически сложилось так, что три взаимосвязанных процесса (практика, область познания и образовательная деятельность) идентифицировались как социальная работа.
Однако, механизмы реализации и осуществления этих процессов имели не только разные предпосылки, но и разные социально-структурные характеристики и специфику проявления. В условиях развития современного общества данные тенденции сохраняются, что также требует глубокого изучения. Более того, институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (например, центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.) . В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций.
В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы в современной России.
Генезис и развитие международной социальной работы как практики, особенности ее реализации в разные исторические периоды и разных социокультурных средах начиная с XIX в. инициировали ее исследование
представителями различных наук, направлений и школ.
Методологические подходы и теоретические предпосылки к пониманию проблем социальной работы заложены в фундаментальных классических и современных работах Ф. Армстронга, Л. Бартона, П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, О. Конта, Д. Локвуда, Б. Малиновского, Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Тенниса, М. Фуко, Дж. Хоманса, а также отечественных ученых: В. Иванова, Л. Ионина, В.
Радаева, А. Филиппова, В. Ярской. Вопросы истории российской социальной работы активно разрабатывают М. Фирсов, В. Лыткин, П. Нещеретный.
Изучением проблемы взаимосвязи теории социальной работы занимались Е. Холостова, Л. Гуслякова, А. Панов, П. Павленок, Е. Студенова. Теория деятельности как методологическая основа для изучения профессиональной социальной работы разработана С. Рубинштейном, Э. Юдиным, Н. Наумовой, Г. Дилигенским, А. Леонтьевым, А. Маслоу, В. Ядовым и др. Вопросы выявления сути социальных технологий, теоретические основания для их классификации и возможные пути применения в социальной работе как профессионального вида деятельности были достаточно широко освещены К. Поппером, М. Марковым, Н. Стефановым, а в последние годы глубоко изучаются Е. Холостовой, П. Павленком, В. Ивановым, Т. Шеляг, Л. Шинелевой и др. В 60-70-е гг. XX в. в социологической и экономической науке оформилось новое направление – изучение взаимодействия социальной политики и социальной работы. Проблема взаимодействия социальной политики и социальной работы в современной России для отечественной научной мысли является достаточно новой. Можно отметить работы М. Фирсова, Холостовой Е.А., Волгиной, Крякова В.В., Левченко Л.В. и др. которые исследует методологические проблемы взаимодействия социальной политик и социальной работы. В целом, несмотря на явный интерес ученых к проблемам социальной работы, степень проработки вопросов ее институционализации в условиях современной России в отечественных исследованиях незначительна.
С нашей точки зрения, социологический подход к проблеме институционализации социальной работы не получил до настоящего времени полного теоретико-эмпирического оформления. В трудах отечественных ученых практически не представлен развернутый теоретико-методологический анализ поставленной проблемы, что затрудняет развитие научных исследований в данном направлении, а также трансформацию социальной политики с учетом потребностей и нужд социальной сферы.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе продолжается развертывание широкой сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость расширения подготовки соответствующих специалистов.
Непосредственно участвуя в разработке и реализации социальной политики, социальных программ, направленных на защиту населения от социальных рисков, применение современных технологий в работе с клиентами, социальная работа наряду с государственными структурами, общественными объединениями и другими субъектами способствует достижению социальной стабильности в обществе, осуществлению в нем преобразований в интересах российского человека. В условиях жестокой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.
Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений - экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др. - она участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Асоциально-экономические условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все формы общественной жизни, придают особую актуальность решению этих проблем.
Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Местное самоуправление – это не только способ эффективного управления городами и селами. Это общественный институт, который играет не менее важную роль, чем свобода совести и другие конституционные основы демократической системы. Он задумывался в российской Конституции как стратегический, долговременный инструмент, как среда формирования гражданской инициативы, которая будет способствовать становлению новой российской государственности, новой системы отношений между государством и обществом. В связи с актуальностью данной проблемы темой исследования является анализ взаимосвязи социальной политики и социальной работы и определение путей их дальнейшего развития.
Объект исследования – процесс взаимодействия социальной политики и социальной работы
Предмет исследования – особенности взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях России
Цель исследования – изучить взаимосвязь социальной политики и социальной работы и обосновать перспективы ее развития в условиях трансформирующейся России.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы взаимодействия социальной политики и социальной работы.
2. Обосновать основные направления взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России.
3. Проанализировать актуальные проблемы взаимосвязи социальной работы и социальной политики.
4. Определить приоритетные формы взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России.
5. Обосновать приоритетные формы взаимодействия социальной политики и социальной работы по вопросам социальной защиты и поддержке населения и социального обслуживания населения в условиях современной России.
Гипотеза исследования: реализация социальной политики России в области социального обслуживания, защиты и поддержки населения возможна при условии взаимодействия с системой органов социальной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрены проблемы эффективного взаимодействия социальной политики и социальной работы в аспекте поддержки и защиты населения России.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования позволят выделить перспективные пути взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях трансформирующейся России.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи социальной политики и социальной работы
1.1.Социальная политика в системе государства: сущность, проблемы реализации в современных условиях России………………………………….10
1.2.Проблемы социальной работы в контексте социальной политики России…………………………………………………………………………….27
1.3.Основные направления взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России…………………………30
Глава 2. Социальная политика и социальная работа в трансформирующейся России
2.1.Анализ взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России………………………………………………….35
2.2.Приоритетные формы взаимодействия социальной политики и социальной работы в условиях современной России…………………………46
2.3.Пути развития взаимодействия социальной политики и социальной работы в России………………………………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов………..67
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Cоциальная политика государства, выступающая как основная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития ем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
- Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.
В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1991 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения:
- всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);
- применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения;
- использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета;
- демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат;
- предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.
Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:
- учет специфики видов общественно полезной деятельности;
- категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям.
Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения.
Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.
В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального обеспечения следует назвать систему производственного обеспечения, то есть обеспечения, предоставляемого от предприятий (хозяйствующих субъектов). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми.
Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по жилью, коммунальным услугам, медицинскому обслуживанию. Многими профсоюзами создаются профсоюзные системы социального обеспечения, которые за счет собственных средств улучшают уровень социальной защиты членов профсоюзов.
Крайне необходимым шагом представляется создание и поддержание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.
Подводя итог работе, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки.
Для реформирования системы социальной защиты необходимы: время; различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие); активная поддержка общественных организаций, всего населения.
3,000 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. – М. – 2001.
2. Закон Российской Федерации ”О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”// М, 2006
3. Концепция стратегического развития России до 2010 г. - Государственный Совет Российской Федерации. М. 2005.
4. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб. 2003.
5. Батчиков С.А. Выдвижение "приоритетных национальных проектов": шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса? // Российский экономический журнал, 2006, № 9-10.
6. Глобализация и бедность. Построение всеобщей мировой экономики./ Пер. с англ. - М.: Изд-во "Весь Мир", 2004.
7. Голофаст В.Б. Социология семьи. Статьи разных лет. / Голофаст В. Б.; под ред. О.Б. Божкова. - СПб.: Алетейя, 2006.
8. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2.
9. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х, М. 2000.
10. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2.
11. Итоги реформирования экономики России и перспективы ее развития. // Российский экономический журнал, 2006, № 5-6.
12. Ивлев А. О функциях заработной платы и путях их восстановления в постсоветской России. // Российский экономический журнал, 2005, № 1.
13. Бочарова В. Личность – семья – общество //Социальная работа. – М., 1992.
14. Бочарова В. Социальная служба: состояние и перспективы развития // Педагогика. – 2002, №№ 3-4.
15. Введение в новую профессию: социально-исторический контекст// Социальная работа. – 2004. - № 1 / 4.
16. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. М.: Просвещение, 2000.
17. Глебович Т.М. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессии // Социальная работа. – Вып.1. – 2004. - № 1 / 4.
18. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. – Вып. 2. – М, 2001
19. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 2004.
20. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во ”Феникс”, 2000.
21. Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И. Подготовка социального работника: нормативно- правовые аспекты // Социальная работа. – Вып. 5. – М., 2001
22. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006, № 1.
23. Крапивин О.М. Охрана труда: Комментарии к новому Трудовому Кодексу РФ. М.2003.
24. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
25. Куликов В., Роик, В.. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. / В. Куликов, В. Роик. // Российский экономический журнал, 2005, № 1.
26. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
27. Левашов В.И. и др. Демография и демографическое развитие России. М.2000.
28. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
29. Муздыбаев, К. Качество жизни населения Петербурга: 1990-2004 годы. СПб.: ГУП МЦСЭИ "Леонтьевский центр", 2005.
30. Мысляева И. Н. Каким может быть социальное партнерство в России. М. 2000.
31. Нещеретний П.И. Очерки по истории социальной работы в России. – М.: Союз, 2006.
32. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М, 2002.
33. Павленок П.Д. Введение в профессию ”Социальная работа”: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2001.
34. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Социальная работа. – Вып. 5.
35. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
36. Попов В.Д. Социальный менеджмент М. 2000.
37. Рогов С.М. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России. // Российский экономический журнал, 2006, 7-8.
38. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России, М.2000.
39. Рынок труда. Учебник / под ред. Буланова В.С., Волгина Н.А. М. 2000.
40. Социальная политика: Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. д.э.н., проф. Н.А. Волгина; отв. ред. д.ф.н. Т.С. Сулимова. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
41. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2005.
42. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "социальная работа". / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов Н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003.
43. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / пер. с. англ. - М. 2003.
44. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М. 2001.
45. Соловьев А.К. Основы пенсионного страхования в России: Уч.-метод. пособие М.2001.
46. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа: Статистический бюллетень. СПб. 2004.
47. Социальные льготы граждан. М.2000.
48. Стародубов В.И., Таранов А.М. и др. Актуальные вопросы организация здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях. М. 2001.
49. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой – М.: Юрист, 2000.
50. Соловьев А.К. Социальная политика переходного периода: от государственных гарантий к адресной поддержке. – М, 2005.
51. Социальная защита человека: региональные модели/ Под ред. В.Г.Бочаровой, М.П. Гурьяновой. – М., 2005.
52. Социальная работа в России: уроки и перспективы развития // Социальная работа. – 2003. - № 2 / 3.
53. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.И. Жукова. М.: Союз, 2004.
54. Социальная работа : Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: ”Контур”, 2002.
55. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. Часть 1. М.: Издательство ”Союз”, 2004.
56. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2001.
57. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2000.
58. Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации // Социальная работа. – Вып. 2. – М., 2001
59. Труд в мире-2006. Обеспечение доходов и социальная защита в меняющемся мире. - Москва-Женева: Международное Бюро труда, 2006.
60. Фирсов М.Ф. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.В. Фирсов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
61. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
62. Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация // Социальная работа. – Вып. 5. – М., 2002
63. Шевеленкова Т.Д. О личностной характеристике социального работника // социальная работа. – М., 2002.- Вып.5.
64. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - Ростов Н/Д: Издательский центр "МарТ", 2001.
3,000 руб.