Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема наказания людей, нарушающих закон, волнует человечество с давних пор.
Система исполнения уголовных наказаний в России находится в стадии реформирования. Проводимая реформа должна качественно изменить сами подходы к исполнению наказаний и отношение к людям, преступившим закон: главное - исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания.
В условиях лишения свободы, изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план. Этот факт подтверждается многочисленными исследованиями как зарубежных, так и отечественных ученых.
Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация. Именно поэтому на первый план выдвигается проблема ресоциализации осужденных. Хотя эта проблема и нашла определенное освещение в научных публикациях Ю.М. Антоняна, Ю.А. Алферова, В.И. Дробышева, А.И Зубкова, С.А. Лузгина, А.В. Пищелко, В.М. Позднякова, М.П. Стуровой, В.Е. Южанина и других авторов, но ей еще не уделялось должного внимания. Это произошло, во-первых, потому, что нет единства в трактовке понятия «ресоциализация» («реадаптация», «социальная адаптация»), во-вторых, представления о ресоциализации правонарушителей оказались как бы встроенными в систему привычных оценок, посредством которых традиционно характеризуются сущность и содержание деятельности по исправлению преступников.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. История социальной работы по реабилитации лиц, вернувшихся
из мест лишения свободы: историческая традиция 7
1.1. Служение Русской Православной церкви среди заключенных
(ХI - начало ХХ вв.) 7
1.2. Практика реабилитации бывших заключенных в новой и
новейшей (до 1917 года) истории России 11
Глава 2. Социальная реабилитация бывших заключенных в
России после 1917 года 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
1,200 руб.
Уважение прав человека в местах лишения свободы имеет основополагающее значение как для социальной реабилитации заключенных, так и для профилактики повторных правонарушений.
Граждане, освобожденные из мест лишения свободы, вправе рассчитывать на помощь и внимание со стороны государства и общества, по меньшей мере, в обеспечении элементарных условий человеческого существования. На контроле в органах внутренних дел ежегодно состоит 3,5 млн. таких лиц. Каждый третий из них утратил родственные связи, нуждается в получении работы и бытовом обустройстве, материальной и медицинской помощи. В одиночку, без помощи федеральных и региональных органов исполнительной власти им не справиться с решением этих жизненно важных вопросов.
Если мы хотим видеть человека, отбывшего наказание, полноценным членом общества, мы должны прежде всего проникнуться мыслью, что сидящие в тюрьме – тоже люди, и само по себе лишение свободы для большинства из них представляет собою достаточно суровое наказание. Во всяком случае, несомненно одно: общество должно позаботиться о том, чтобы нынешние заключенные, отбывая наказание, не были озлоблены нечеловеческим бытом, во-вторых, были подготовлены к нормальной человеческой жизни после освобождения: получали образование, профессиональную подготовку – чтобы после освобождения человек как можно легче вписывался в общественную структуру.
Политические и экономические преобразования в России последнего десятилетия ХХ века освободили народ от атеистической идеологии, не дав взамен ничего другого. В результате общество оказалось в духовном и идеологическом вакууме, который начал быстро заполняться чужеродными идеями и вероучениями. Через средства массовой информации обрушился поток безнравственности; культ секса, насилия, садизма, предательства стал привычным. Любовь стала синонимом доступности, мужество стало пониматься как грубость, бесстыдство как свобода, смирение как закомплексованность.
Состояние преступности в стране приблизилось к критической черте, при этом у населения сформировались равнодушие и терпимость к негативным проявлениям в обществе.
В начале ХХ века русский публицист М.О. Меньшиков писал, что только «в народе религиозно-воспитанном сами собой достигаются цели, которые в деморализованном обществе требуют усиленного суда, полиции, острогов ...». Если в религиозно-воспитанной России начала ХХ века насчитывалось около 60 осужденных на 100 тысяч населения, то в деморализованной России конца ХХ века эта цифра составила около 800 человек (для сравнения: США - 565, Великобритания - 96, Дания - 72). К началу 80-х годов был достигнут самый высокий показатель потребления абсолютного алкоголя на душу населения. Какие нужны доказательства истинности приведенного выше высказывания? Тот же автор отмечал: «Для каждого народа нужна общая стихия нравственных чувств, общая их гармонизация, нечто понятное и дорогое не отдельным людям, а всем вместе». Вот почему, например, конституции большинства развитых стран мира начинаются статьей о главенстве той или иной религии. Кстати, сборник законодательных актов России 1649 года «Соборное Уложение», насчитывающий в себе 25 глав и просуществовавший более 200 лет, открывался даже не разделом о государственных преступлениях, а специальной главой, в которой следовало перечисление проступков против веры и Церкви. И здесь духовные надобности почитались государством первичными. Сегодня мы тяжело расплачиваемся за свою склонность к отрицанию уроков многовекового российского опыта.
1,200 руб.
1. Андреев Н.А., Морозов В.М., Ковалев О.Г., Дебольский М.Г., Морозов А.М. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально_психологический аспект): Учеб. пособие. – М.: Права человека. 2001.
2. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1. - М.: Госполитиздат. 1960.
3. Голубцов С. Московская Духовная Академия в революционную эпоху. По материалам архивов и публикаций. - М.: Изд-во Московской патриархии. 1999.
4. Захарова Н.К. Милосердие как нравственная категория по произведениям литературы Древней Руси X - XIII вв. // Благотворительность в социальной политике России. - СПб.: Речь. 2000.
5. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Волтерс Клувер. 2005.
6. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т. 1. - М.: Юридическая литература. 1994.
7. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. Кн. 5. Гл. 6. – М.: Изд-во Московской патриархии. 1998.
8. Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук - М., 2002.
9. Гаврилов С.Т. Нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением. Дисс. … кан. пед. наук. - Ярославль, 1998.
10. Московский Патерик. - М.: Изд-во Моск. Патриархии. 1991.
11. Русская правда. Пространной редакции. Памятники русского права. // Под ред. С. В. Юшкова. - М.: Наука. 1952.
12. Судебники XV - XVI веков. // Под ред. Б.Д. Грекова. - Москва-Ленинград. 1952.
13. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко - М.: Юнити-Дана. 2000.
14. Уголовно-исполнительное право: Учебник // Под ред. И.В. Шмарова. - М.: Юридическая литература. 1998.
15. Бабушкин А. История попечительства и посещения тюрем в России / Попечение мест лишения свободы (www.hipp.spb.ru).
16. Гилинский Я.И. Девиантность, социальный контроль и политический режим (www.pseudology.org).
17. Кудимов А.Ф. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей / Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних (www.coast.ru).
18. Медведева И.О проблемах ресоциализации граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы / Ассоциация «Профессионалы за сотрудничество» (www.prof.msu.ru).
1,200 руб.