Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Проблема дезадаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образования, т. к. от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы пребывания в образовательном учреждении, зависит успешность его обучения, отношение к учению, учителям и сверстникам. Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей. В последние годы для описания различных проблем, которые возникают у детей в связи с обучением в школе стало использоваться понятие «школьная дезадаптация». С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.
Проблемы адаптации и дезадаптации детей к школьному обучению являются актуальными. Данные аспекты все чаще привлекают к себе внимание специалистов разных областей (в педагогике, медицине, психологии), становятся объектом социальной психологии и имеют большое практическое значение. Именно актуальность данного вопроса и определила выбор темы нашего исследования: «Адаптация ребенка в начальных классах». Наше исследование по данному вопросу только началось. Углубленное изучение вопроса позволит нам разобраться в теме и максимально подробно изучить все аспекты, а так же определить проблему адаптации ребенка к школе в связи с темпераментом личности.
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса школьной адаптации ребенка в начальных классах.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет работы – процесс адаптации ребенка к обучению в школе.
В соответствии с определенной темой, целью, предметом и объектом исследования мы поставили в своей работе следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, на основе которого провести исторический экскурс по проблеме развития учения о темпераменте;
2.определить основные понятия исследования: адаптация, дезадаптация, особенности школьной дезадаптации, причины и факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению;
3.выявить связь темперамента и адаптации.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы теоретических методов: анализ научной литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Божович Л.М., Кумарина Г.Ф., Небылицин В.Д, Русалов В.М., Мерлин В.С., Равич-Щербо И.В., Харламенкова Н.Е. и др.
1,200 руб.
Введение 3
1.История развития учения о темпераменте 5
2.Адаптация: определение, причины, факторы, влияющие на адаптацию, три степени адаптации, признаки адаптации, причины дезадаптации 15
3.Связь темперамента и адаптации 23
Заключение 33
Список литература 34
1,200 руб.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка средняя школа, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в начальной школе. В настоящее время переход из детского сада в начальную школу совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.
Переход из ДОУ в начальную школу связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в первом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в ДОУ.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику, и даже смена позиции «старшего» в ДОУ на «самого маленького» в школе — все это является довольно серьезным испытанием для психики первоклассника.
В нашем исследовании на основании проведенного анализа научной психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, был проведен исторический экскурс по проблеме развития учения о темпераменте, мы смогли определить основные понятия исследования: адаптация, дезадаптация, особенности школьной дезадаптации, причины и факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению и выявить связь темперамента и адаптации. Тем самым, был решены задачи исследования и достигнута цель работы.
1,200 руб.
1.Битянова М.Р. Психология в школе: Содержание и организация работы/Под ред.М.А. Ушакова.- М.:”Сентябрь”,1998.-128с.
2.Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.;1968. 464с.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
4.Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю школу: Психология // Народное образование. – 2002. - №8.
5.Зеленова М. Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук: Волгогр. Пед. ин-т им. Серафимовича, 15.05.91.- 64-74.
6.Кайгородова Н. Исследование психофизиологических особенностей учащихся, находящихся на разных этапах адаптации к школе: Изучение адаптации и дезадаптации // Валеология. – 2002. - №3.
7.Казначеев В.П. Биосистема и адаптация. - Новосибирск, 1973.
8.Калайков И., Цивилизация и адаптация. М.,1984
9.Краткий психологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Я Калайков И., Цивилизация и адаптация. М.,1984рошенко. М., 1985
10.Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения// Народное образование.- 2002.-№1.-С.111-121
11.Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депревация в детском возрасте.- Прага, Авиценум, 1984. с.320.
12.Макаров В.В., Макарова Г.А. Темперамент и его специализация. - Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева.- С-П., 1994. вып.4.,с. 89-90.
13.Макаров В.В., Макарова Г.А. Тип темперамента - "домашний ребенок". - Обозр. психиатр, и мед. психол., 1994, N 2, с. 88
14.Матвеева О.А., Львова Е.А. Помощь с адаптации к школе: психолого-педагогическое сопровождение I-VI классов// Психологическая наука и образование.-2001.-№3.-С.57-79.
15.Материалы Российской научно-практической конференции по теме «Проблемы школьной дезадаптации» от 26-28 ноября 1996г., г. Москва.
16.Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964; изд. 2 (ред.). Пермь, 1973
17.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
18.Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С. 39-52.
19.Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2. М., 1951, с. 85
20.Платонов К. К., Голубев Г. Г. "Психология" "Высшая школа", Москва, 1977 г.
21.Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. С. 66-75.
22.Равич-Щербо И.В. Метод близнецов в психологии и психофизиологии // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. С. 22-47.
23.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
24.Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности //
25.“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-
26.Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980
27.Харламенкова Н.Е. Психология личности. Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2003г.
28.Мс Niel Thmas F. Persson-Blennow Inger //. V/Orthjpsyshiat.- 1988. - vо1.58., № 4 с.622-626.
1,200 руб.