Готовый реферат
на тему:«Этапы психологического развития ребенка.Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных периодов»
Цена: 750 руб.
Номер: V4378
Предмет: Психология
Год: 2007
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Проблема развития – одна из наиболее сложных и актуальных во многих сферах научных знаний – в философии, социологии, биологии, педагогике и др. В психологии ее можно считать кардинальной. Стремясь проникнуть в психологическую природу движущих сил развития человека как личности, отечественные психологи проводят углубленные и разнонаправленные исследования. Особенности развития прослеживаются в этих исследованиях на большом отрезке жизни. Определяются характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления, прежде всего на этапах детства (младенчество, дошкольный возраст, младший школьный, подростковый и юношеский возраст).
Каждый воз¬растной этап характеризуется совокупностью специфических законо¬мерностей развития - основными достижениями, сопутствующими об¬разованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания [9, 3].
Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.
Целостность развития ребенка определяют следующие показатели, соответствующие возрастной норме психофизическое развитие, самостоятельность и определенный уровень сформированности ценностных ориентации (освоение позиции субъекта в детской деятельности, первые творческие проявления, зарождающийся индивидуальный стиль деятельности), а также адекватные полу ребенка интересы и способы поведения.
С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются преж¬де всего конкретно-историческими, социально-экономическими ус¬ловиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными ви¬дами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, кото¬рые определяют само развитие и принципы обучения.
Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития человека, времени, необходимого для его рос¬та, представляет собой естественное, природное явление. Но дли¬тельность периода детства, когда ребенок не участвует в обществен¬ном труде, а только готовится к такому участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от общественно-исторических условий [8, 3].
Выделение этапов психического развития основано на внешних ус-ловиях и внутренних закономерностях самого этого развития и со¬ставляет психологическую возрастную периодизацию.
Этапы психического развития ребенка.
Л.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодиза¬ции рассматривал психические новообразования, характерные для кон-кретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он прида¬вал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная пере¬стройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем [5].
Критерием возрастной периодизации А.Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. «Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный чело¬век, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми из¬вестные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содер¬жание его деятельности» [7, 82].
В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения. [11].
А.В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуали¬зация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности. [9, 53].
Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутрен¬ней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций опре¬деляет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обна¬руживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям - сензитивность. Л.С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что прежде¬временное или запаздывающее по отношению к этому периоду обуче¬ние оказывается недостаточно эффективным [5, 316].
Объективные, исторически обусловленные реальности существо-вания человека по-своему влияют на него на разных этапах онтогене¬за в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психические функции они преломляются. При этом ребенок «заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что превышает уровень его мышления» [8, 7].
Известно, что паспортный возраст и возраст «актуального разви-тия» необязательно совпадают. Ребенок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это следует считать его индивидуальной особенностью.
Мухина В.С. определила периоды, которые пред¬ставляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах [8, 3]. Мы будем ориентироваться на ее воз¬растную периодизацию:
I. Детство.
Младенчество (от 0 до 12-14 мес).
Ранний возраст (1 до 3 лет).
Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет).
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).
II. Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет).
Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных этапов.
Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.
Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития, показывают, что чем ниже эта сту¬пень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети буквально с момента, когда начинают ходить, трудятся вместе со взрослыми. Детство в том виде, как мы его знаем, появилось только тогда, когда труд взрослых стал недоступен для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течении которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль.
Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельно¬сти (работы на разных участках общественного производства, нау¬ки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в про¬странстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мыш¬ления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми, первоначальное приобщение к произведениям литературы и искусства.
Похожие работы:
Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста. ...
2.3. Формы взаимодействия педагогов и родителей
Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации ...
Дидактическая игра,как средства развития ребенка раннего возраста ➨
1.5 Дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми раннего возраста.
Рассмотрим игры и занятия для ...
Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка. ➨
Введение
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость ...
Семья как социокультурная среда развития и воспитания ребенка ➨
Цель: рассмотреть семью как социокультурную среду развития и воспитания ребенка.
Задачи: 1) дать ...