2.3. Формы взаимодействия педагогов и родителей
Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.
В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отцов в трудовом воспитании детей» и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи трудового воспитания, стоящие перед школой.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ трудовых достижений воспитанников, их возможностей, степени продвижения коллектива в трудовой деятельности. Родительское собрание дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор должен идти о соответствующих познавательных и трудовых мотивациях. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений в трудовой деятельности.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.
Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта трудового воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей .
Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
Тематические консультации. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Посещение воспитанника на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.
Родительский комитет. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива.
Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Формы вечеров позволяют не только высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.
750 руб.
Введение 3
1. Характеристика содержания трудового семейного воспитания 4
2. Организация взаимодействия педагога с семьей по трудовому воспитанию ребенка в педагогической литературе 10
2.1. Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка 10
2.2. Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников 12
2.3. Формы взаимодействия педагогов и родителей 15
2.4. Роль родителей в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии 20
2.5. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации учащихся 22
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности человека. Трудовое воспитание — также неотъемлемая и важнейшая часть воспитания ребенка. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса. Таким образом, под трудовым воспитанием понимают процесс формирования у детей потребности в труде.
Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.
Следовательно, целесообразно значительную часть трудового воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Цель работы – воспитание ребенка в семье.
Задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- разработать консультации, советы, беседы для педагогов (воспитателей) и родителей по трудовому воспитанию;
- разработать методический материал, план работы с семьей по трудовому воспитанию.
1. Характеристика содержания трудового семейного воспитания
Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Он оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л. Н. Толстой писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то и ночь проводится без сна».
Такую же мысль высказывал и К. Д. Ушинский: «Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать».
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Имея в виду именно это, Ушинский подчеркивал, что «самое воспитание, если оно желает счастья человека, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы постепенно привлекать ребенка к посильной и разнообразной трудовой деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется до помощи взрослым в домашних делах. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашней работе и приобретать практические навыки и умения, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости.
Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, её взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия.
Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная сущность ярко освещается в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Некрасов, Л. Н. Толстой и др.
В одной старой притче, известной со времен Плутарха, говорится о трех рабах везущих тяжелые тачки с камнями. На вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» они отвечали по-разному. Первый отвечал: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб насущный». Третий же сказал: «Я помогаю, строить прекрасный храм!»
Видеть в труде созидательное начало красоты – значить творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающей мир.
Если в семье удалось привить ребенку такое видение труда и отношения к нему, то человек обязательно раскроется как личность. В этом смысле особое значение приобретают слова К. Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его может быть ни достойной, ни счастливой ».5
Определенное влияние на организацию, постановку задач семейного воспитания детей, а так же содержание его оказали в XVIII веке педагогические теории отдельных выдающихся людей, таких как Посошков Иван Тихонович (1653 – 1726гг). В своем «Завещание отеческом» (1719 – 1720гг) он занят наставлениями, касающимися нравственно – христианской жизни, выполнениями обязанностей семейных, церковных и т.д. Делая наставления о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, Посошков И.Т особенно настаивает на необходимости честного посильного труда, работы неустанной, правильной, не за страх, а за совесть.
Татищев Василий Никитич (1686 – 1750гг) в своем «Разговоре о пользе науки и училищ» высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, каковое достигается только помощью науки и упорного труда.
Важнейшим условием воспитания и обучения ребенка Ушинский считал деятельность и активность воспитанника. В соответствии с этим он придавал большое значение режиму жизни детей, который должен приучать их к организованности, развить стремление к деятельности. Необходимым условием правильного развития человека является труд. В своей обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения, труд укрепляет семейную жизнь.
Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. В статье «Воспитание в труде» он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: «Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Творческий же труд возможен лишь тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость своего труда, когда труд становится для него основой проявления личности и таланта».
А. С. Макаренко полагал, что в трудовом обучении школьник получает не только рабочую подготовку, но при этом формирует и свои нравственные качества, отношение к другим людям. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, замечал Антон Семенович, который спокойно смотрит, как работают другие, пользуется плодами их трудов, такой человек — самый безнравственный человек в обществе. И наоборот, совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение друг к другу.
Антон Семенович писал, что в труде человек получает не только физическое развитие (хотя это является важным и совершенно необходимым элементом физической культуры), но главная польза труда — в психическом, духовном развитии человека.
И кроме того, А. С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что труд наряду с его общественно-производственной значимостью имеет большое значение в личной жизни; люди, у которых спорится и удается дело, не теряются ни при каких обстоятельствах.
В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию юноша или девушка получают в школе, на заводе, в учреждении, на курсах. Однако родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений».
Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннем возрасте и носить игровой характер. Ребенку необходимо знать, что он отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где лежат игрушки и где он играет. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. В семье всегда должна сохраняться атмосфера коллективизма.
Если родители желают видеть своего ребенка трудолюбивым (а лишь это дает возможность реализовать себя в жизни и претендовать на успех), то они должны придерживаться таких правил:
1) Никогда не лишать детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал;
2) Никогда не делить в семье труд на «мужской» и «женский» , любое дело должно выполняться качественно – это залог воспитания чувства долга относительно любого труда.
3) Морально поощряйте трудовые усилия каждого члена семьи, выполнение работы должно в подсознании ассоциироваться с получением в итоге положительных эмоций, страх неудачи не должен ограничивать инициативу и творчество.
750 руб.
1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993.- 114 с..
2. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. – 110 с.
3. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 1996. – 188 с.
4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. – 319 с.
5. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. - М.: Гардарика, 2008. – 226 с.
6. Капустин Н.П. Работа школы с родителями. - М.: Просвещение-АСТ, 1999. – 156 с.
7. Ковалев С.В. Психология современной семьи – М.: Просвещение, 1988г. – 208с.
8. Константинов Н.А. и др. История педагогики – М.: Просвещение, 1982г. – 447с.
9. Латышина Д.И. История педагогики – М.: изд-во «ФОРУМ», 1998г. – 584с.
10. Межшкольные учебно-производственные комбинаты / Под ред. Н.П. Самыкина. М.: ПРИОР, 2007. – 268 с.
11. Макаренко А.С. Педагогические сочинения М.: 1984. – 567 с.
12. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Проспект, 2000. – 59 с.
13. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Попиловского. - М.: Высшая школа, 1992. – 342 с.
14. Толстой Л. Н. Собрание сочинений, т.11- М.: Правда, 1984г – 346 с..
15. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. – 274 с.
16. Ушинский К. Д. Собрание сочинений, т.2, - М.: Просвещение, 1962г – 522 с..
17. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная подготовка школьников: Вопросы организации и управления. М.: МарТ, 2004. – 230 с.
18. Шавиар П.А. Психология профессионального самоопредления в ранней юности. М.: Педагогика, 2008. – 280 с.
19. Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. - М.: Проспект, 1999. – 208 с.
750 руб.