2.1. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика
Существование ребенка в пространстве проблемной, дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероят¬ности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность - это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психологами экзистенциально-гуманистического направления:
А. Маслоу. Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.
• Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застен¬чивости.
• Способность делать ответственный выбор между дви¬жением вперед и отступлением. У такого человека отсут¬ствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.
• Способность прислушиваться к голосу своей интуиции (под “интуицией” понимается память о прошлом опыте) .
Развитая ответственность перед своей совестью.
• Выбор вариантов в процессе принятия решения осуще¬ствляется на основании собственных принципов и убеждений.
Базисные черты невротической личности выделены из¬вестным психоаналитиком К. Хорни.
• Сензитивность. Сензитивность проявляется в повышен¬ной восприимчивости к сигналам внешнего мира.
• Тревожность. Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, пуб¬личного выступления и т. п.).
• Гиперсоциальность. Невротик постоянно сводит счеты с социумом, стремится повысить свою значимость. Для невро¬тика характерны чрезмерное чувство ответственности и чув¬ство долга, отсутствие гибкости в социальных отношениях. Например, у “гиперсоциальных” женщин бывают самые “трудные” дети, так как все свое время они уделяют собствен¬ной карьере и общественной жизни. Невротик выстраивает отношения с миром так же, как он выстраивает отношения с собственным отцом.
К. Хорни выделила и описала основные характерные не¬вротические потребности следующим образом.
• Потребность в любви и одобрении. Отличительной осо¬бенностью этой потребности у невротика является своеобраз¬ная “всеядность” В отношении объекта любви. Для невроти¬ка характерно желание быть любимым всеми и каждым.
• Потребность в поддержке. Характерно стремление иметь сильного и опекающего партнера, который может из¬бавить от страха “быть покинутым” и страха одиночества. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят, и всегда стремится “заслужить” любовь. Именно эта его осо¬бенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви и превентивное бегство в независимость.
• Потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властво¬вать сопровождается отказом от принятия на себя ответствен¬ности за бремя власти.
• Потребность в публичном восхищении, признании. Зна¬ки признания и социального восхищения становятся для не¬вротика мерилами самоценности личности.
К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки ¬ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характери¬стику невротической личности, автор отмечает, что у невро¬тиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностя¬ми питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверх¬заботливым, но в этом случае он будет действовать под влия¬нием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.
Ребенок рождается с огромными способностями к адапта¬ции. Если воспитание идет без учета природных составля¬ющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесс и А. То¬мас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонги¬тюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во вре¬мя еды, игры, одевания; опрашивали родителей, учителей. В результате С. Чесс и А. Томас выявили определенные раз¬личия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.
В своем исследовании “Знайте своего ребенка” (авторитет¬ное руководство для современных родителей) они обобщили полученные результаты, подчеркивая, что в целях эффектив¬ного воспитания ребенка в семье необходимо учитывать его энергетический уровень и скорость приспособления к новым ситуациям .
Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.
1. Степень моторной активности. Ребенок может ро¬диться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пас¬сивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизиру¬ющий фактор.
2. Ритмичность. (Темп выделений.) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассими¬лятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-диз¬ритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребност¬ных состояний.
3. Приближение - удаление. Эта характеристика опреде¬ляет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.
4. Интенсивность. Под интенсивностью понимается коли¬чество энергии, которое используется ребенком для выраже¬ния эмоций.
5. Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно на¬ступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.
750 руб.
Введение 3
1. Характер нарушений семейных отношений 4
1.1. Типы семейного воспитания 4
1.2. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания 8
2. Влияние семейных отношений на психическое развитие ребенка 14
2.1. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика 14
2.2. Влияние родительских установок на развитие детей 18
Заключение 22
Список использованной литературы: 23
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время многие исследователи соглашаются с тем, что семья может быть как источником благополучия, так и источником травматизации ребенка. Родители являются проводниками требований общества к ребенку, трансляторами средств взаимодействия с другими людьми, облегчая или затрудняя тем самым наработку им собственного жизненного опыта.
Это выражается в т.н. родительских директивах - интериоризированных ребенком ожиданиях родителей по отношению к нему, призванных упорядочить его активность и выполняющих поначалу позитивную функцию, помогая ребенку адаптироваться в мире взрослых. Впоследствии интериоризированные родительские директивы (РД) теряют свое адаптивное значение и становятся причиной многих проблем взрослого человека.
В психологии можно выделить основное направление исследований взаимодействия родителей и детей: выявление типов родительского отношения и изучение их влияния на психическое развитие ребенка (Болдуин А., 2000; Боумринд Д., 1991; Варга А.Я., 1988; Столин В.В., 1988; Эйдемиллер Э.Г., 1999 и др.). Нерешенные душевные проблемы родителей передаются детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем внушения от родителя к ребенку в раннем детстве в форме директив — скрытых приказаний, неявно сформулированных словами или действиями. При этом РД как причина жизненных проблем обычно не осознаются и поэтому освободиться от них без посторонней помощи человек не может, бездумно продолжая осуществлять навязанный когда-то сценарий. Тем не менее было бы ошибкой игнорировать активность формирующейся личности ребенка и его реакцию на отношение к нему родителей.
1. Характер нарушений семейных отношений
1.1. Типы семейного воспитания
Вопросы влияния на взаимодействия взрослого с ребен¬ком, на формирование личности последнего широко обсужда¬ются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских от¬ношений в семье является одним из основных факторов, фор¬мирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений “мать-дитя” является основным патогенетическим факто¬ром, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть ти¬пов семейного воспитания детей с акцентуированными чер¬тами характера и с психопатиями .
Гипопротекция (гиnооnека) характеризуется отсутстви¬ем необходимой заботы о ребенке ( “руки не доходят до ребен¬ка” ). При таком типе отношений ребенок практически предо¬ставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Доминирующая гunерпротекция предполагает окруже¬ние ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью бло¬кирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротек¬ция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (На¬пример, мать будет провожать подростка до школы, несмот¬ря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гипер¬протекции является потворствующая гunерnротекция, ко¬торая проявляется в желании родителей удовлетворять все по¬требности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ре¬бенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фра¬зы, типа: “Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне”) и скрыто¬е виде издевок, иронии, высмеивания.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждеб¬ности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое буду¬щее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, по¬ручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Неправильное воспитание может рассматриваться как фак¬тор, усиливающий потенциальные характерологические рас¬стройства ребенка. Под акцентуацией характера традици¬онно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние вариан¬ты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повы¬шенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздей¬ствиям.
Специалистами в области семейной психологии за послед¬нее десятилетие выделены различные варианты типов отноше¬ний “ребенок-взрослый”. Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально ¬отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется ис¬следователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Дан¬ный тип назван автором “ воспитанием с отношением к ребен¬ку как к маленькому неудачнику”.
В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-ро¬дительских отношений были выделены на основании анали¬за взаимодействия матери и ребенка при совместном реше¬нии задач:
• сотрудничество;
• псевдосотрудничество;
• изоляция;
• соперничество.
Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право “на авто¬номию”. Помощь оказывается в сложных ситуациях, требу¬ющих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вмес¬те с ребенком, принимается во внимание его мнение.
Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминиро¬вание ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет по¬спешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
При изоляции полностью отсутствует кооперация и объе¬динение усилий, инициативы друг друга отклоняются и иг¬норируются, участники взаимодействия не слышат и не чув¬ствуют друг друга .
Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициа¬тивы партнера.
Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как пред¬ложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игно¬рирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует го¬товность к взаимопринятию, дает ощущение психологичес¬кой безопасности.
По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.
Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламен¬тации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невро¬тический конфликт. У самих родителей наблюдается неврас¬тения. Диктуется: “Стань таким, каким я не стал”. Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социу¬ме. Такие родители не любят в ребенке “ребенка”, он раздра¬жает их своей “детскостью”.
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, соци¬ального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, мо¬гут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между жела¬емым и должным. Родители приписывают ребенку, что он дол¬жен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление при¬родных основ темперамента. При таком типе воспитания дети ¬холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся чувствительными.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в сем¬ьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребен¬ку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Та¬кое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности .
Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.
• Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.
• Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.
• В качестве дисциплинарных мер используются угроза “разлюбить” ребенка и угроза “уйти” из семьи.
• Ребенку внушается мысль, что именно он будет причи¬ной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.
• В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или “плохого” родителя.
750 руб.
1. Гоулдинг Р., Гоулдинг М. Психотерапия нового решения. – М., 1999.
2. Захаров А.И. «Неврозы у детей». СПб, 1996.
3. Калинина Е.А. Родительские директивы как форма проявления родительского отношения и как источник психологических проблем ребенка. Дисс. уч. степени канд. психол. наук. – Тамбов, 2004.
4. Ковалёв С.В. «Психология современной семьи». М, 1998.
5. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. – М., АПО, 1995.
6. Черкасова Р.С., Нелюбова О.С. Взаимосвязь самоотношения и родительских предписаний у родителей и детей в период кризиса 17 лет // Фундаментальные прикладные исследования в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции. – Тамбов, 2004.
750 руб.