Введение
Содержание
Заключение
Литература
Одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры, как среди экономистов различных направлений, так и среди политиков, является проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования. К началу ХХI века он оказался актуален не только для стран, недавно вступивших на путь рыночных преобразований, но и для стран с устоявшимися рыночными структурами, незыблемыми институтами частной собственности и развитой системой государственного регулирования.
Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. Таким образом, провалы рынка обуславливают содержание экономических функций государства.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Различные экономические теории по-разному определяют роль государственного вмешательства в экономику. Однако при всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
Таким образом, можно сформулировать цель данной работы – обоснование роли государства в системе рыночных взаимоотношений, а также изучение практической реализации государственных функций.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Обоснование необходимости вмешательства государства в систему рыночных взаимоотношений;
2. Характеристика функций государства;
3. Рассмотрение сущности естественных монополий, как одного из объектов государственного регулирования;
4. Изучение особенностей функционирования такой естественной монополии как Жилищно-Коммунальное Хозяйство.
Объектом исследования является Жилищно-Коммунальное Хозяйство, которое на современном этапе развития выступает естественной монополией и рассматривается как объект государственного регулирования.
1,200 руб.
Введение 3
1. Роль и место государства в системе рыночных отношений 5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Экономические функции государства 10
1.3. Естественные монополии в системе рыночных отношений 14
2. Особенности проведения реформ в системе Жилищно-Коммунального Хозяйства на современном этапе 18
2.1. Направления реформирования системы Жилищно-Коммунального Хозяйства 18
2.2. Особенности установления тарифов на услуги Жилищно-Коммунального Хозяйства 27
Заключение 30
Список литературы 32
1,200 руб.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, о необходимости вмешательства государства в систему рыночных отношений, при этом государство должно выполнять ряд функций: проведение антимонопольной политики и реализация антимонопольных мер; регулирование так называемых «внешних» или побочных эффектов; удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.
Одним из объектов государственного регулирования являются естественные монополии. Важнейшие примеры естественных монополий включают обеспечение водой, газом и электроэнергией, а также местную телефонную связь и канализацию. Существование в этих отраслях коммунального обслуживания экономии от масштаба обуславливает желание иметь монопольного поставщика, но тогда возникает необходимость государственного вмешательства, с тем, чтобы пресекать злоупотребление монопольной властью.
В качестве предмета исследования была выбрана одна из отраслей относящаяся к естественным монополиям – Жилищно-Коммунальное Хозяйство.
Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства оставляет желать лучшего. Несмотря на усилия которые прилагаются правительством Российской Федерации ситуация в корне остается по-прежнему тяжелой.
Говоря о жилищно-коммунальном комплексе России, нельзя не отметить, что долгие годы эта сфера экономики держалась на остове, заложенном еще в советские годы.
На данном этапе осуществляется реформирование жилищно-коммунального комплекса. Главная цель реформы жилищно-коммунального комплекса декларируется следующим образом: обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг.
Исходные цели реформы определили три ее главные задачи: развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг; повышение эффективности бюджетных расходов; адресную поддержку реально нуждающихся граждан в предоставлении некоторого стандарта жилищно-коммунального обслуживания; регулирование коммунального комплекса для обеспечения его работоспособности и развития, надежности и безопасности предоставляемых услуг.
1,200 руб.
1. Постановление Правительства РФ №89 от 17 февраля 2004 г. «Основы ценообразования в сфере Жилищно-Коммунального Хозяйства».
2. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика: Учебное пособие. - М.: Издательство РИОР, 2005. - 88с.
3. Березин, И. Рыночные механизмы в современной российской экономике // Вопросы экономики, 2001. - №11.
4. Видяпин В.И., Добрынин Г.П., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714с.
5. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 387с.
6. Губина А.С. Риски инвестирования в жилищно-коммунальный комплекс // ЖКХ. – 2006. - №3.
7. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики, 2006. - №1.
8. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - № 4.
9. Корбашов М.А., Никифорова В.А., Ткаченко А.Н. Качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве // ЖКХ. – 2006. - №3.
10. Кочегаров А. Д. Изменение организационно-правовых условий функционирования предприятий ЖКХ // ВСТ, 2005. - №6.
11. Нельговский И. Е. Экономические основы понятия естественной монополии // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2004. - № 4.
12. Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. – М.: Наука, 2001. – 312с.
13. Рейзберг Б.А. Основы экономики: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 597с.
14. Фролова Н.Л. Общественные блага // Вестник МУ. Серия 6. Экономика, 2001. - №2.
15. Экономика. / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 439с.
16. Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вопросы экономики, – 2004. - №.4.
17. Сиваев С.Б. Промежуточные итоги реформы жилищно-коммунального комплекса // ЖКХ, 2006. - №3.
18. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 320с.
19. Шешко Г.Ф. Правовое регулирование жилищных отношений // ЖКХ. - 2005. - №2.
20. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 609с.
1,200 руб.