ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. Вопрос о сущности местного самоуправления теснейшим образом связан с политико-правовой природой это-го веления. Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (ес-тественной) общины. Ее представители считали, что право общины на заведо-вание своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее. Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков) сделали упор не только на признание самоуправляющейся общи-ны в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание комму-нальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности. Одновременно появилась государственная теория самоуправления, основные положения кото-рой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. В настоящее время практика, показала, что природа местного управления и самоуправления не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собст-венно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного са-моуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государ-ственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в со-временной трактовке этого понятия.
Тема дипломного исследования: «Органы местного управления и само-управления в республики Беларусь».
Объектом исследования в дипломной работе является объективная ре-альность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регу-лируют правовой статус органов местного управления и самоуправления в Рес-публике Беларусь.
Предметом исследования дипломной работы являются органы местного управления и самоуправления.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность те-мы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие органов местного управления;
- изложить порядок образования и состав исполнительных комитетов (ме-стных администраций);
- охарактеризовать подотчетность и подчиненность органов местного управления;
- проанализировать основные функции органов местного управления;
- рассмотреть компетенцию местных исполнительных комитетов (мест-ных администраций);
- описать формы и организация работы исполнительных комитетов.
Характеристика источников для написания дипломной работы. В ос-нову работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь (Основ-ной закон), Гражданский кодекс республики Беларусь, кодекс Республики Бела-русь об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Республики Бе-ларусь; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных из-даниях.
Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд ме-ждународных соглашений, а так же учебные пособия, труды, монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов по вопросам местного управ-ления и самоуправления. Теоретическая и практическая значимость исследова-ния заключается в комплексном сравнительном исследовании органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
При написании работы и для раскрытия темы дипломной работы исполь-зовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системно-го анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структура дипломной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованных ис-точников. Дипломная работа выполнена на 64 листах компьютерного текста.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМО-УПАРВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие, назначение и виды органов местного управления 6
1.2 Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций) 12
1.3 Подотчетность и подчиненность органов местного управления 17
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕ-НИЯ 21
2.1 Основные функции органов местного управления 21
2.2 Компетенция местных исполнительных комитетов (местных админи-страций) 25
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КО-МИТЕТОВ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему: «Органы местного управления и само-управления в республики Беларусь», сделаем выводы.
В современных странах централизованное управление делами государст-ва сочетается с местным управлением и самоуправлением. Наиболее полно по-нятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий всту-пления в Совет Европы. В соответствии с Хартией под местным самоуправле-нием понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интере-сах местного населения. В юридической литературе под местным управлением принято понимать управленческую деятельность в местной территориальной единице, осуществляемую центральной властью или администрацией выше-стоящего территориального уровня управления. Согласно ст. 2 Закона \"О мест-ном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь\" местное самоуправ-ление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития администра-тивно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Таким образом, местное управление обычно реализуется через органы, которые назначаются вышестоящими власт-ными структурами. В некоторых государствах назначение отдельных должност-ных лиц, осуществляющих местное управление, производится президентом или правительством. В отличие от местного управления местное самоуправление представляет собой деятельность населения местной административной едини-цы для самостоятельного решения как непосредственно, так и через избирае-мые им органы вопросов местного значения. Высказываются различные точки зрения относительно понятия местного самоуправления: одни авторы утвер-ждают, что оно является частью деятельности государства, другие полагают, что это общественная деятельность граждан в рамках той или иной территории.
Считаю, что органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государствен-ного принуждения. Местное самоуправление является важнейшим элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное на-родовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению соци-альных, экономических, политических и культурных вопросов местного значе-ния исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы. В силу того, что местное самоуправление является формой организа-ции граждан для решения стоящих перед ним задач, оно способствует прибли-жению власти к населению с учетом существующих местных условий и осо-бенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением.
Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь со-ставляют сельские, поселковые, районные в городах (в настоящее время уп-разднены), городские, районные, областные Советы депутатов. Единство систе-мы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в ин-тересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. В нашей республике установлены три территориальных уровня ме-стных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко определять полномочия Со-ветов, имеющие различное название. Неотъемлемым признаком местного само-управления и управления является закрепление законодательством за органами местного самоуправления и управления самостоятельных полномочий. Основ-ные правомочия органов местного самоуправления и управления закреплены в Конституции и Законе Республики Беларусь о местном управлении и само-управлении. Они обладают широкими правами и обязанностями в сфере эконо-мических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др. Важнейшими полномочиями органов местного самоуправления (в данном случае местных Советов депутатов) является утверждение программы экономического и социального развития (ст. 121 Конституции). С учетом осо-бенностей компетенции местных Советов, различных уровней (первичного, ба-зового, областного) они также вправе утверждать программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы (ст. 161, 17, 18 Закона о местном управлении и самоуправлении). На них возла-гается также организация, контроль и утверждение отчетов о выполнении этих программ. В области бюджета и финансов местные Советы депутатов утвер-ждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении; устанав-ливают в соответствии с законом местные налоги и сборы. Местные Советы де-путатов определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью. Они определяют правовой ре-жим имущества, входящего в коммунальную собственность соответствующего административного территориального образования. К компетенции Советов де-путатов базового уровня относится: дача согласия на размещение и развитие на территории Совета предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующего административно-территориального образования; рассматривают планы и програм-мы размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и соци-ально-культурных учреждений раз-личных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствую-щие органы управления и др. В области земельных отношений, использования природных ресурсов местные Советы депутатов осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыбо-ловных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов. Право распоряжения землей и другими природными ресурсами местные Сове-ты осуществляют путем предоставления их в установленном законом порядке во владение и пользование предприятиями и гражданами. Местные Советы де-путатов осуществляют управление учреждениями здравоохранения, образова-ния, культуры, социального обеспечения и другими находящимися в их ведении учреждениями и организациями. Местные Советы депутатов обладают и иными полномочиями. В Конституции, законах, актах Президента определяются также полномочия исполнительных и распорядительных органов, органов территори-ального общественного самоуправления. Важной гарантией нормального функ-ционирования местного управления и самоуправления является регламентации взаимоотношений с другими государственными органами. Местные Советы де-путатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действую-щего законодательства принимают решения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории. В Конституции и Законе о местном управле-нии и самоуправлении предусмотрен порядок отмены решений органов местно-го управления и самоуправления. Вышестоящие представительные органы вправе отменить решения местных Советов депутатов, не соответствующие за-конодательству. Решения местных исполнительных и распорядительных орга-нов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Со-ветами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными ор-ганами, а также Президентом Республики Беларусь. Решения местных Советов депутатов, исполнительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных зако-нодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом следует иметь в виду, что акты органов местного управления и самоуправления, носящие нормативный характер, могут быть проверены на предмет соответст-вия их Конституции, актам, обладающим более высокой юридической силой, Конституционным Судом. В общий суд, хозяйственный суд граждане, субъекты хозяйствования могут обжаловать лишь акты, имеющие правоприменительный характер, которыми ограничиваются и нарушаются права, свободы и законные интересы граждан.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республикан-ском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 ок-тября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 18 марта 1996г. № 105 «Об ут-верждении положения о председателе районного, городского исполни-тельного комитета» ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам / ком-мент. В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704с.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года (Националь-ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, № 63, рег. № 2/946 от 20.05.2003г).
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об админи-стративных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. Принят Па-латой представителей 9 ноября 2006 года. Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Бе-ларусь, 17.01.2007, № 14, рег. № 2/1291 от 03.01.2007).
6. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года – Мн.: Амалфея 1999. – 240с.
7. Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года «О местном управле-нии и самоуправлении в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхонага Савета Беларускай ССР, 1991г., № 11) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИ-АС».
8. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 411-з. Принят палатой представителей 22 июня 2000 года. Одобрен Советом Республики 30 ию-ня 2000 года «О республиканских и местных собраниях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.07.2000 № 67, рег. № 2/186 от 13.07.2000) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
Специальная литература
9. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
10. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. - М., Зерцало, 1999.
11. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002.
12. Административное право России. Учебник. 2-е издание Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. Издательство: ВЕЛБИГод издания: 2006. – 680с.
13. Административное право: Учеб. пособие. Д.А. Гавриленко, С.Д. Гаври-ленко. 2002. 416с.
10. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г.
11. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996г.
12. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., «Приор», 2000.
13. Бахрах Д.Н. Административная ответственность. - М., Юриспруденция, 2003.
14. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», Москва, 1997 год.
15. Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 2002.
16. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с.
17. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 1997.
18. Вишневский А. Ф., Горбатов Н. А., Кучинский В. А. Общая теория госу-дарства и права. – Минск: «ТЕСЕЙ», 2004.
19. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Васи-левича Г. А. Издательство Амалфея. – 2003. – 1120с.
20. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 книгах. / Отв. ред. В. Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 1999. – 624с.
21. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По зака-зу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 374с.
22. .Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий. Под общей ред. В.Г. Тихини, Г.А. Василевича, М.И. Постухова. - Минск изд. «Беларусь», 1996.
23. Конституции государств европейского союза. М., «Норма», 1999.
24. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых ак-тов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; сост. Проф. Н.А. Михалеева. М., 1998.
25. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. Часть 1. Основы теории конституционного права. / Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. - Профессиональное образование, 2002.
26. Конституционное право РФ. Курс лекций. / Скворцова С.А., Угольникова Н.В. - Инфра-М, 2001.
27. Конституционное право современной России. Учебник для вузов. / Елисе-ев В.Н., Габричидзе В.Н. - ДИС, 2001.
28. Конституционное право. / Тадевосян Э.В., Енгибарян Р.В. - Юристъ, 2002.
29. Конституционное право. / Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. - Проспект, 2003.
30. Конституционное право. Учебник для вузов. Автор Елисеев Б.П., Габри-чидзе Б.Н., Чернявский А.Г., 2001 - 416с.
31. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах Учебное пособие. Лапшина И.Е. Издательство: Проспект, ТК Велби 2004г. – 272с.
32. Конституционное право России (конспект лекций в схемах) / Авт.- сост. Якушев А. В. Издательство: ПРИОР 2001 – 160с.
33. К.Н. Кунцев «Конституционное право Республики Беларусь» Минск, Амалфея. – 2000г.
34. Курс административного права Республики Беларусь 2-е изд. Автор: А. Крамник. Издательство «Тесей», 2006г. – 616с.
35. Курс административного права и процесса. Автор: Тихомиров Ю.А. Изда-тельство ЮрИнфоР Центр / ЮрИнфоР-Пресс. 1998 – 798с.
36. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юриди-ческие вузы / Под ред. Члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.
37. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 456с.
38. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зер-цало», 1999. – 656с.
39. Постникова А. А., Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь: Учебное пособие Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. - 127с.
40. Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь. - Моги-лёв: «Могилёвская областная типография», 1999. - 172с.
41. Трудовое право: Учебник / В. И. Семенков, В. Н. Артемова, Г. А. Василе-вич и др.; Под общ. ред. Семенкова В. И. - Мн.; Амалфея, 1999. - 592 с.
3,000 руб.