Введение
Проблема развития личности всегда стояла в центре внимания наук о человеке. Самые первые донаучные и более поздние натурфилософские концепции трактовали развитие как развертывание врожденных качеств и свойств.
Если личность - это социальная сущность человека, то она неминуемо несет на себе отпечаток общественной системы и является ее продуктом. Для личности одной из существенных потребностей является потребность выполнения общественного долга (социальных ожиданий). Именно поэтому в общественную машину тоталитарных режимов хорошо вписывались личности, но совершенно не вписывались индивидуальности, которых она безжалостно уничтожала.
Творчество как вид деятельности и научная категория (философская, психологическая, культурологическая) подробно рассматривается в научной литературе, однако роль социально-культурного творчества как средство самореализации личности ещё недостаточно изучена. Высшей школе как субъекту педагогической системы общества необходимо на основе государственных стандартов постоянно совершенствовать педагогический процесс, ориентируясь на требования современности, чтобы вписаться в новую модель социализации личности как необходимого условия развития общества.
Новой целью социализации является воспитание конкурентоспособной личности, этим и определяется приоритет личностного развития. "Существует необходимость формирования нового, адекватного переходному состоянию общества типа личности - личности, подготовленной к самостоятельному ориентированию в постоянно возникающих ситуациях жизненной неопределённости" (Розин В. М.). То есть личности с инновационным мышлением и инновационным поведением.
750 руб.
Содержание
Введение
1. Самореализация личности в обществе 3
2. Социально-культурное творчество как средство самореализации молодёжи 4
3. Воспитание, способствующее самореализации посредством творчества 13
Заключение 15
Список литературы 17
750 руб.
Заключение
В заключение, хочется остановиться на таких социальных феноменах, которые позволяют говорить о творческом потенциале не только отдельного человека, но и больших групп людей. Можно высказать идею о существовании готовности к самореализации на уровне общественного сознания. Если использовать понятие "коллективного субъекта", то в данном случае нужно рассматривать понятие "коллективного субъекта жизнетворчества".
Это не простой симбиоз социальных и субъектных факторов. Это особая общественная атмосфера, высокий уровень интеллектуально-нравственного потенциала социальной общности, способствующий расцвету и самораскрытию талантов. Примерами таких "очагов самореализации" могут служить, например, древние Афины VI-V вв. до н. эры или итальянская Флоренция XV-XVI вв., давшие высочайшую "пространственно-временную плотность" гениев.
Общественно-психологическая готовность к самореализации это, выражаясь метафорически, - "коллективная индивидуальность", ибо она создается интеграцией индивидуальностей и не сводится к системе только социальных факторов развития личности. Это интеллектуально-нравственный фонд, который на уровне человечества объединяется понятием "ноосфера".
К подобному миропониманию единства человека и Вселенной подошла восточная философия и психология, в которой за мистическими религиозными оболочками содержатся ценные идеи самореализации как преодоления индивидной ограниченности и выход на трансцендентный уровень космической (надличностной и надсоциальной) общности с миром. Под самореализацией восточная философия понимала не столько саморазвитие, сколько самогармонизацию, самоочищение, что является общим почти для всех религиозных мировоззрений.
1. В современной социокультурной ситуации инновационная направленность специалиста любой сферы есть необходимое профессиональное качество и характерная черта его компетентности.
2. В основе инновационной направленности личности лежат творческие потребности и творческая активность, формирование которых есть не спонтанный, а целенаправленный процесс.
3. Вуз, как субъект педагогической системы общества, может внести свой вклад в эффективную социализацию студентов через организацию педагогического процесса (в рамках учебной и внеучебной работы), ориентированного на формирование инновационно направленной личности, которая может быть конкурентоспособной и успешной в современных условиях.
4. Целенаправленно формировать творческие потребности и творческую активность студентов можно через воздействие искусством и создание творческой обстановки в ходе учебного процесса и предоставление возможности творческой реализации студентов во внеучебное время.
750 руб.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973. - 287 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 153-159.
5. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. - М.: ИП РАН, 1994. - 109 с.
6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 8. - С. 6-328.
7. Горностай П. П. Измерение локуса ролевого конфликта // Психологическая диагностика. - 2004. - № 3. - С. 88-95.
8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. - М.: "Канон-пресс-Ц", "Кучково поле", 2000. - 304 с.
9. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 292 с.
10. Костюк Г. С. О роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка // Советская педагогика. - 1940. - № 6. - С. 15-30.
11. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 215 с.
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
13. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. - СПб.: Изд. гр. "Евразия", 1997. - 430 с.
14. Морено Я. Психодрама / Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 528 с.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 356 с.
16. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО "Горбунок", 1992. - 224 с.
17. Психология личности: Словарь справочник / Под ред. П. П. Горностая и Т. М. Титаренко. - К.: Рута, 2001. - 320 с.
18. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1986. - Т. 6. - № 4. - С. 23-35.
19. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. - К.: Вид. центр "Просвта", 1996. - 404 с.
750 руб.